"От двери до двери": как оптимизировать поставки товаров из Китая

Игорь Бахарев

Товарооборот России с Китаем за прошлый год вырос на рекордные 26,7% - до $281,17 млрд. Из-за проблем с доставкой товаров из ЕС и США это направление стало ключевым для российского ритейла. О том, как правильно построить логистические цепочки и на чем сэкономить в процессе рассказала генеральный директор российско-китайской компании по мультимодальным и контейнерным перевозкам Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.

Как товар попадает из Китая в РФ

Сначала груз со склада производителя доставляют в порт - автомобильным, речным или ж/д транспортом. 

Затем его грузят на судно, идущее в Россию. В зависимости от маршрута, путь занимает несколько недель. 

По прибытии груз оформляют на таможне. Для этого заказчик подает декларацию - сам или при помощи брокера. Последний вариант предпочтительнее, так как любая ошибка может стать поводом для дополнительных проверок, штрафов или даже изъятия партии. Обычно оформление занимает 1 рабочий день, но в некоторых случаях товар могут задержать до двух месяцев. 

После всех таможенных процедур партию увозят на склад покупателя. При этом выгружать товар с судна могут в одной точке порта, а загружать в автомобиль - в другой. Поэтому нужно позаботиться также о внутренней логистике. 

Если организовать весь процесс правильно, можно сэкономить от 30 до 50%. 

Совет: Исследуйте маршрут груза от производства до вашего склада, выявляя возможности оптимизации и снижения издержек.

 

Как выбрать способ доставки

Есть три главных способа доставить товар из Китая: 

1. Морем

Это самый недорогой и безопасный способ. Он идеально подходит для крупных партий: при доставке морем почти нет ограничений по размеру и весу перевозимого груза. Таким путем чаще всего доставляют технику, оборудование, стройматериалы, сырье и товары народного потребления. При этом морские суда реже всего попадают в аварии и не сталкиваются с задержками из-за загруженности маршрута.

В Китае более 300 международных портов, среди которых основные: Шанхай (самый большой в мире), Шеньжень, Гонконг, Сямынь, Нинбо, Циндао, Янтьянь и др.

Это значит, что покупателю легко найти подходящее место для отправки в Россию, как географически, так и в плане тарифов. Сами порты оснащены современной инфраструктурой, а многие процессы автоматизированы. 

Главный минус - большие сроки: в среднем, 25-45 дней, включая таможенное оформление. Это может быть критично для сезонных и скоропортящихся товаров, а некоторые из них - включая продукты питания - и вовсе запрещены к перевозке.

2. По суше

Это способ, который часто используют для доставки товаров в точки, удаленные от морских портов, которые могут принимать международные суда. Основные порты для доставки грузов в РФ из Китая: дальневосточные, Балтийские порты и Новороссийский. Поэтому наземный транспорт здесь особенно актуален. 

Чаще всего выбирают ж/д перевозки, где грузы перевозят в специальных контейнерах. В основном, это цемент, нефтехимия, металлопрокат и стройматериалы, а также автомобили, зерно и товары народного потребления. Контейнерные поезда следуют без остановок, что ускоряет доставку: время в пути, в среднем, занимает от 15 до 35 дней, при этом груз придет строго по графику, а отследить его можно в каждой точке маршрута. Ограничений по объему нет, а доставить товар можно в самую удаленную точку. 

Автомобильные перевозки подходят для доставки более мелких партий в приграничные города и там, где поблизости нет ж/д станций. Такой способ разрешен практически для любых категорий товаров и позволяет гибко строить маршрут, меняя его при необходимости. Однако такая доставка обходится дороже, чем ж/д, да и факторов риска гораздо больше: поломка, климатические условия, проблемы с топливом, дорожные работы, пробки, состояние водителя.

3. Самолетом

Самый дорогой и быстрый способ, который используют для срочных и ценных грузов: в среднем, на доставку уходит 1-3 дня. Доставить самолетом товары можно из Пекина, Шанхая, Гокнконга, Гуанчжоу или Саньи в аэропорты, где есть грузовые таможенные терминалы. Для этого используются в основном такие аэропорты, как Домодедово и Шереметьево в Москве и Пулково в Санкт-Петербурге. После этого товар еще нужно доставить до конечного покупателя. 

Помимо высокой цены, при авиаперевозках действуют ограничения по весу и объему, а среди главных факторов риска - нелетная погода и закрытие аэропортов и задержки рейсов. Есть особые требования к упаковке и документации, а также категориям товаров: например, нельзя перевозить опасные, легковоспламеняющиеся и технически сложные грузы. 

Однако большая часть покупателей пользуется комбинированными или мультимодальными перевозками: когда, например, сначала товар со склада в Китае по суше, железной дороге, которые, к слову, весьма технологичны в "поднебесной", доставляют до ближайшего порта, потом морем в Россию, а здесь - поездом или автомобилем до конечной точки. Это позволяет сократить время в пути и снизить издержки, сведя к минимуму неблагоприятные факторы. 

Среди наших заказов в 2023 году около 80% пришлось на доставку по суше, из них 70% составили ж/д перевозки. Морские оказались на втором месте с долей в 15%, а на последнем - авиа. Однако для 80% грузов клиенты выбирают комбинированные перевозки несколькими видами транспорта.

Совет: Применяйте мультимодальные перевозки для большей гибкости, используя несколько способов доставки в зависимости от конкретных условий. Рассмотрите морские перевозки для больших партий товаров, сухопутные для удаленных регионов, и авиаперевозки для срочных отправлений.


Морские перевозки: что нужно знать

Распределение ответственности при международных морских грузоперевозках регламентируется специальным документом - INCOTERMS 2020. Отправляя груз, заказчик может выбирать из трех вариантов: 

  • EXW (Ex Works) - когда заказчик или транспортная компания самостоятельно забирает товар со склада и доставляет его в Россию, включая таможенную очистку груза. Такой вариант подходит тем, кто часто закупает товары небольшими партиями, например под заказ.

  • FOB (Free On Board) - когда поставщик доставляет партию в порт, грузит на судно и на этом его обязанности заканчиваются.

  • CIF (Cost, Insurance, Freight) - когда вся логистическая цепочка ложится на продавца, а заказчик занимается только оформлением на таможне и оплачивает импортные пошлины. Также покупатель может, за свой счет, оплатить расширенную страховку товара на всем пути следования.

Последний способ - наиболее простой и безопасный для заказчика, особенно если речь идет о крупных партиях особо ценного груза. Однако услуги поставщика могут обойтись дороже посредников, которые специализируются на международных грузоперевозках.

Совет: Выбирайте условия поставки согласно вашим потребностям и оптимизируйте страхование для максимальной безопасности груза.


Как сэкономить на доставке из Китая

  • Консолидация грузов - объединение нескольких партий от разных заказчиков в одну. Так вы сэкономите до 10% не только на доставке, но и стоимости товара, за счет крупного опта. Такой вариант особенно подойдет тем, кто заказывает небольшие партии. - до 100-200 кг, практически любых категорий. Стоит учесть, что сроки растаможки сборного груза обычно больше, чем у обычного.
  • Крупные заказы: чем больше партия, тем дешевле доставка для каждой единицы товара. Кроме того, для крупных оптовиков и поставщики, и логистические компании часто предоставляют дополнительные услуги. Подходит для тех, кто заказывает товары для длительного хранения, рассчитанные на оптовых покупателей и круглогодичный спрос.
  • Грамотная упаковка: если переупаковать партию, можно уменьшить занимаемое ей место, а значит - снизить расходы на транспортировку. Иногда упаковка помогает даже уменьшить вес: например, используя вакуум или деревянную обрешетку вместо полностью деревянных ящиков. Это позволит сэкономить десятки тысяч рублей на каждой партии.

Оптимизация каждого этапа поставочной цепочки и внимание к деталям условий поставки позволяют компаниям не только улучшить свою конкурентоспособность, но и сделать логистические операции более эффективными и экономически выгодными.

Материал по теме

Boxberry закрывает свои ПВЗ

Материал по теме

Петербург ограничил работу иностранных курьеров

Материал по теме

"Серая" логистика уходит в прошлое: кто останется на рынке после кризиса?

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

JD.com упустил ещё одну возможность выйти в Европу

Британский ритейлер Sainsbury's объявил о прекращении переговоров по продаже своего подразделения Argos китайскому онлайн-гиганту JD.com. Сделка, которая изначально должна была ускорить трансформацию Argos ...

Wildberries будет "замораживать" негативные отзывы за деньги

Wildberries ввел платную услугу для продавцов, позволяющую блокировать публикацию негативных отзывов. Новая опция "Отложенная публикация негативных отзывов" стала частью "Конструктора тарифов" и стоит 1% с ...

Власти хотят отменить режим самозанятости

Правительство РФ намерено отменить налоговый режим для самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. Инициатива предполагает пересмотр льгот, которые сейчас используют более 13-14 млн человек.  ...

В Беларуси запустили оплату на Wildberries криптовалютой

Wildberries начал тестирование оплаты товаров с помощью криптовалют для покупателей в Беларуси. Новая опция позволяет конвертировать цифровые активы через партнерскую платформу Whitebird в электронные серти...

Familia: 50% покупателей сохраняют верность офлайну для ключевых категорий одежды

Несмотря на доминирование онлайн-шопинга как способа выбора одежды (77%), каждый второй россиянин готов покупать отдельные категории товаров исключительно в офлайн-магазинах. Ключевым барьером для электронн...

Розничные книжные сети теряют покупателей на фоне растущего доминирования маркетплейсов

Офлайн-продажи книг в январе-августе 2025 года продемонстрировали отрицательную динамику. Согласно отчетам, падение варьируется от 6% до 18% в годовом сопоставлении. При этом средний чек в стационарных мага...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.