Online-to-offline маркетинг в России: исследование рынка

Игорь Бахарев

Сегодня большинство компаний и потребителей действуют в двух реальностях - в физическом мире и в онлайн-пространстве. Customer Journey Map ("путь клиента") стал многоступенчатым, не всегда линейным - и чрезвычайно сложным для бренда. Одним из важных способов воздействовать на покупателя является Оnline-to-Offline (О2О) маркетинг. Высшая школа экономики и Segmento подготовили первое исследование "О2О-маркетинг: развитие рынка в России". Представляем вам основные его выводы.

Что такое "О2О-маркетинг"

О2О-маркетинг предполагает анализ Big Data и использование предиктивной аналитики, а также эффективное взаимодействие офлайн- и онлайн-инструментов.

На вооружении экспертов О2О - технологии, позволяющие получать и сопоставлять информацию о потребителях в разных средах и использовать ее для формирования лояльности и увеличения продаж.

Инструментами О2О-маркетинга являются QR-коды, интерактивные мини-приложения (например, экраны с доступом к онлайн-каталогу), короткие ссылки, сервисы распознавания изображений, элементы дополненной реальности, функция scan-to-try для распознавания артикула товара и последующего выбора нужной комплектации в приложении ритейлера или на сайте и пр.

Какие данные позволяет получить "О2О-маркетинг"

  • Анализ потребления контента онлайн может свидетельствовать об интересах человека в реальном мире.

  • На основе потребительской корзины можно сделать вывод о предпочтениях потребителя, объеме покупок, частоте потребления, чтобы использовать это в цифровых коммуникациях.

  • Анализ данных о передвижении делает возможным локальный маркетинг услуг, то есть продвижение торговых точек в ареале присутствия пользователя.

  • На основе понимания взаимосвязи между показом рекламы и фактом покупки определенного товара можно сделать выводы о влиянии рекламы на потребительское поведение человека.

Первые эксперты зафиксировали интерес к О2О-подходу в маркетинге на российском рынке в 2019 году. В 2019-2020 годах понятие "О2О-маркетинг" начало использоваться в профессиональном сленге.

Состояние рынка

В настоящее время рынок О2О-маркетинга в нашей стране активно развивается. Эксперты компании Segmento оценивают рынок таких услуги в 30 млрд руб. Из них 7-9 млрд руб. приносит продажа данных, которые заказчик впоследствии может сам загрузить в рекламный кабинет. Остальные 21-23 млрд руб. приходятся на долю сервисов полного цикла: они не передают данные пользователя, а самостоятельно реализуют маркетинговые активности. На рынке выделяется несколько крупных игроков - не более 20% от общего объема, однако большую его часть занимает "длинный хвост" небольших сервисов.

Возможности О2О-маркетинга для российского бизнеса

Online-to-Offline-маркетинг имеет очевидные преимущества для современных покупателей и компаний:

  • Разработка персонализированных предложений и сервиса для потребителя на основе анализа его покупок, поиска в интернете, "цифровых следов" и пр.

  • Более быстрые и относительно дешевые способы доведения маркетинговой информации до целевой аудитории.

  • Учет всех офлайн-конверсий, более точное таргетирование.

  • Укрепление репутации бренда за счет более широкого распространения информации о бизнесе - одновременно и в онлайн-среде, и в физическом пространстве.

  • Обеспечение дополнительного трафика в магазины за счет потенциальных клиентов, предпочитающих искать информацию о товарах в поисковых системах.

  • Возможность собирать больше данных о покупательском поведении, появление прогнозов о действиях потребителя.

  • Оценка эффективности онлайн-рекламы за счет подсчета офлайн-атрибуции и оценки результатов рекламы в онлайне.

Барьеры для развития рынка О2О-решений

  • Правовые и этические ограничения использования данных

  • Эмоциональный компонент при покупке и триггеры окружения

  • Несовершенство технологии анализа Big Data

  • Недоверие потребителей к технологииобработкиданных, что затрудняет (а иногда и искажает)информацию о них

  • Особенности российской инфраструктуры в О2О-проектах

О2О-кейсы компаний

Разработка готовых маркетинг-сервисов

X5 Retail Group разрабатывает О2О-модели и сервисы, чтобы решать собственные маркетинговые задачи и помогать своим партнерам (поставщикам). В частности, онлайн- и офлайн-данные используются для построения 360-профиля потребителя.

Управление рекламной кампанией и повышение продаж

В 2019 году российское представительство компании "Гедеон Рихтер" провело тестовые исследования для продвижения безрецептурных препаратов.

Перед запуском были проанализированы данные о размере чеков в точках продаж, они были сопоставлены с идентификаторами пользователей. Так были выделены сегменты потребителей, которые разделили на контрольную и тестовую группы. В течение 20 дней тестовой группе показывали рекламные видеоролики, затем были проанализированы данные о покупках в контрольной и тестовой группах.

По итогам анализа результатов рекламная кампания была оптимизирована. Этот цикл повторили несколько раз.

Итог: увеличение ежемесячного объема продаж на 4%, что является хорошим результатом для фармацевтической отрасли.

Еще один пример - продвижение бренда средств личной гигиены Libresse (компания Essity).

В 2018 году компания провела исследование вместе с оператором фискальных данных, чтобы оценить влияние О2О-продвижения на продажи.

В период с 3 по 26 декабря была запущена федеральная рекламная кампания с использованием ТВ, онлайн-видеорекламы, промо-постов в соцсетях "Вконтакте" и "Одноклассники", in-banner-видео в myTarget.

В двух из трех групп (одна - контрольная) в Уфе и других городах-миллионниках выручка повысилась на 14,9% и 4,2% соответственно.

Построение О2О-Customer Journey Map

О2О-подход эффективен в сегменте покупки товаров длительного пользования - в ситуации, когда покупатель долго думает, выбирает и сравнивает.

Volkswagen исследует поведение потенциального покупателя на каждом этапе его поиска - с момента первого захода на сайт до приезда в шоу-рум (это не всегда заканчивается покупкой, иногда визиты повторяются несколько раз). Компания стремится поддержать намерения о покупке.

Анализ конкурентов и сбор обратной связи

Российская сеть гипермаркетов "Лента" активно использует внутренние данные и покупает их у внешних поставщиков (например, сотрудничает с банками, приобретает информацию у сотовых операторов и пр.), чтобы понять, где покупатели совершают покупки.

Сейчас "Лента" разрабатывает систему сбора обратной связи, чтобы соотносить реакцию потребителей с другими внутренними данными, тем самым уменьшая отток клиентов.

Категоризация потребителей

Фармацевтическая компания "Гленмарк" использует О2О в России для продвижения среди врачей и фармацевтов. Это подготовленная, профессиональная аудитория, личное общение с которой (один из методов продаж) требует подготовки и знания собеседника, поэтому компания тестирует методы психотипирования.

На основе анализа данных из CRM аудитория делится на 16 психотипов по поведенческим особенностям.

Изучение ожиданий и удовлетворенности покупателей

Сеть гипермаркетов DIY-товаров Leroy Merlin мониторит настроение и состояние своих покупателей на каждом этапе взаимодействия - от визита на сайт (время, количество и глубина просмотра страниц, обращался ли к чат-боту за консультацией и пр.) до посещения магазина (заполнение анкет, опросников, голосование, отзывы на специальных сайтах и пр.). После оцифровки эти данные становятся основой для улучшения качества работы магазинов и персонала.

Продвижение в точках продаж

В 2019 году российское представительство производителя косметики Henkel реализовало О2О-маркетинговую кампанию, чтобы повысить продажи краски для волос в сегменте "Молодая аудитория" (18-35 лет).

Мобильный консультант Choicify помогал покупательницам подобрать идеальный оттенок краски, исходя из их внешнего вида и предпочтений, и переводил на площадку партнера (ритейлера "Ашан").

Для продвижения проекта использовались POS-материалы в торговых точках и диджитал-поддержка.

В период с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. было проведено 165 000 консультаций, среднее время на сайте составило 01:04 минуты; уровень конверсии (переход на сайт партнера-ритейлера) достиг 4%; 30% трафика на сайт было получено с POS-материалов.

Поиск максимально заинтересованных сегментов потребителей

Бренд Zewa (компания Essity) производит бумажные средства гигиены и аксессуары для дома.

В 2019 году с помощью О2О-методов была проведена оценка влияния digital-кампании на офлайн-продажи и определена наиболее перспективная категория для целевой аудитории.

Рекламная кампания проводилась с 22 августа по 5 сентября 2019 года. Были протестированы сегменты:

  • домохозяйки;

  • интересуются кулинарией;

  • тратят в супермаркетах больше 15 000 руб./месяц.

Замеры продаж проводились 2 раза: 1 месяц до кампании, период кампании + неделя после.

Итоги проекта:

  • Рост на 46% в сегменте "тратят в супермаркетах больше 15 000 руб./месяц".

  • Увеличение продаж на 3,5% среди тех, кто пользуется сервисами-конструкторами еды (по сравнению с посетителями сайтов - 14%).

  • Определена оптимальная частота рекламы по сегментам, форматам и площадкам.

  • Выделен максимально эффективный медиамикс для медиасегментов.

Материал по теме

Кейс "Маревен Фуд Сэнтрал": как с помощью мемов изменить восприятие известного бренда

Материал по теме

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

Материал по теме

Банк Русский Стандарт: 66% покупок россиян приходится на офлайн

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.