Онлайн-продажи продуктов выросли на 40%, но средний чек снижается

Игорь Бахарев
В первом квартале 2025 года онлайн-продажи продуктов питания в России (без учета маркетплейсов и общепита) достигли 396 млрд руб., увеличившись на 42% в годовом сопоставлении. По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, количество заказов за этот период выросло на 35%, до 255 млн. А по оценкам Infoline, оборот сегмента составил 388 млрд руб. (+26,8%). Аналитики Data Insight, в свою очередт, зафиксировали рост на 31%, до 376 млрд руб.
С учетом общепита рынок онлайн-продаж продуктов вырос на 71%, до 530 млрд руб. Крупные игроки также демонстрируют положительную динамику: оборот X5 Digital увеличился на 55,6%, до 78,2 млрд руб., онлайн-продажи "Ленты" выросли на 4,2%, до 17 млрд руб., а число заказов — на 37,4%, до 3,9 млн. В Wildberries подтвердили рост продаж, но не раскрыли конкретных цифр.
Доля продуктов питания в общем объеме e-commerce, по данным АКИТ, превысила 20% против 16,9% в 2024 году. Аналитики связывают это с расширением ассортимента и ростом доверия потребителей. Президент АКИТ Артем Соколов отмечает влияние региональной экспансии сервисов. Дополнительным фактором роста стал скачок цен: продовольственная инфляция в марте составила 12,4%.
Онлайн-продажи в структуре оборота продовольственного рынка достигли 5,6%, что на 0,5 п.п. выше показателя прошлого года. Однако в отдельных сетях доля существенно выше: во "Вкусвилл" она составила 50%, а в b2b-сегменте Metro — более 25%.
При этом средний чек в онлайн-заказах снизился на 5%, до 1,48 тыс. руб., а к концу года может упасть до 1,44 тыс. руб. Старший аналитик Data Insight Ольга Пашкова объясняет это увеличением доли недорогих заказов с экспресс-доставкой. В ответ ритейлеры вводят минимальную стоимость заказа и ужесточают условия бесплатной доставки.
Рост нагрузки на логистику и дефицит кадров вынуждают сети увеличивать расходы на зарплаты и автоматизацию. "Сотрудники физически не могут обеспечить доставку большего объема заказов", — поясняет партнер One Story Ольга Сумишевская. Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров добавляет, что ритейлеры стремятся вывести доставку на уровень положительной EBITDA, но пока это удается не всем.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте