Онлайн-маркетплейсам укажут их долю

Игорь Бахарев

Федеральная антимонопольная служба хочет установить для агрегаторов онлайн-торговли критерии доминирующего положения по аналогии с теми, что действуют для обычного ритейла.

Предлагается считать положение агрегатора онлайн-торговли "доминирующим", если размер выручки за предыдущий календарный год превышает 2 млрд рублей, доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%, агрегатор обладает большим "сетевым эффектом".

Эксперты, опрошенные порталом e-pepper.ru отмечают, что документ вызывает ряд вопросов. Например, там не прописано четко, как именно будет считаться "выручка" маркетплейса. Если речь идёт о конечных тратах потребителей, то, согласно рейтингу 100 крупнейших интернет-магазинов 2021 от Data Insight, годовая выручка крупнейших площадок уже подбирается к триллиону рублей. При этом в планку, установленную ФАС, попадают все топ-100 игроков. Если речь идёт о комиссии маркетплейсов, то все равно большинство из топ-50 площадок укладываются в этот предел.

Вызывает вопрос и формулировка "доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке". Это очень размытое понятие, которое, например, может означать как весь рынок eCommerce в целом, так и определенный сегмент в частности. 

"Вот детские товары. В этом сегменте сейчас бодаются Wildberries.ru, "Детский мир" и Ozon.ru. Допустим, они захотят считать "Детский мир" маркетплейсом. Но по какой категории? В детских товарах у него большая доля продаж, но у Wildberries больше. И если Wildberries и Ozon оценивать именно как игроков рынка детских товаров, то Detmir.ru нет 35%. А есть их не учитывать, то есть", - говорит собеседник e-pepper.ru.

Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот") думает, что логичнее использовать как критерий определённую территорию и определённую товарную группу, и в них использовать какие-то схожие с торговыми сетями механизмы оценки доли и стоимости сделки. "А в чистом виде правильно ли смотреть на 2 млрд оборота при почти 40 млрд оборота торговли в России - лично я не уверен", - добавляет он.

Под "сетевым эффектом" в ФАС понимают возможность "оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их". 

Новые правила позволят ведомству оценивать сделки между площадками на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Примерно так сейчас работает закон в отношении офлайн-торговли.

Поправки должны войти в закон "О защите конкуренции" (ФЗ-135) в соответствии с нацпроектом "Цифровая экономика", они относятся к так называемому пятому, цифровому, антимонопольному пакету.

"Сейчас оборот некоторых маркетплейсов превышает оборот некоторых крупных федеральных сетей. В целом, если саму идею антимонопольного регулирования считать правильной (а я считаю правильной), то какое-то антимонопольное регулирование вводить надо. Но я не уверен, что агрегаторы нужно отделять от сетей. Сложно найти отличия между агрегатором с 5000 ПВЗ, часть из которых обладает самостоятельным складом для продажи, и сеть с 5000 магазинов при том, что у этой сети есть собственная доставка и использование магазинов как ПВЗ", - оценивает осмысленность документа Кургузов.


Материал по теме

Законопроект об онлайн-торговле вызвал споры в правительстве

Материал по теме

Госдума рассматривает законопроект о досудебной блокировке табачных сайтов

Материал по теме

Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Банк Русский Стандарт: как выросла популярность курьерской доставки в 2023 году

Популярность курьерской доставки в России в 2023 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2022 годом, показал анализ данных эквайринговой сети банка Русский Стандарт. Интересно, что, по данным банка, у...

Почти половина пользователей маркетплейсов готовы тестировать товары новых брендов

46% пользователей маркетплейсов не только приобретают товары уже известных им марок, но и готовы попробовать новые бренды, говорится в отчёте Data Insight и Мегамаркета. При этом 37% респондентов вов...

"Колыбель Amazon" выставили на продажу

Дом в Белвью (штате Вашингтон), где в 1994 году Джефф Безос основал компанию Amazon, выставили на продажу за $2,28 млн долларов. Согласно официальной истории ритейлера, в начале 90-х годов Безос арен...

Более 30% ассортимента может остаться без продаж при торговле только на одном маркетплейсе: эксперимент

Продавцы, выбирающие торговать только на одном маркетплейсе, а не на нескольких сразу, рискуют не продать более трети своего ассортимента. Таковы результаты реального торгового эксперимента, проведённого фул...

"Магнит" открыл первый ПВЗ для "Магнит Маркет"

"Магнит" открыл первый тестовый пункт выдачи заказов маркетплейса "Магнит Маркет" (KazanExpress) в Казани. Пункт расположен в магазине "Магнит" "у дома" по адресу: улица Фрунзе, 9. Заказанные на маркетплейс...

Тренды развития fashion-брендов в 2023-2024 годах

В последние годы наблюдается тенденция, когда fashion-бренды, ранее присутствовавшие только онлайн, начали развивать офлайн-продажи. Индустриальный лид категории Fashion Retail в "Яндексе" Анастасия Липатова...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.