Онлайн-маркетплейсам укажут их долю

Игорь Бахарев

Федеральная антимонопольная служба хочет установить для агрегаторов онлайн-торговли критерии доминирующего положения по аналогии с теми, что действуют для обычного ритейла.

Предлагается считать положение агрегатора онлайн-торговли "доминирующим", если размер выручки за предыдущий календарный год превышает 2 млрд рублей, доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%, агрегатор обладает большим "сетевым эффектом".

Эксперты, опрошенные порталом e-pepper.ru отмечают, что документ вызывает ряд вопросов. Например, там не прописано четко, как именно будет считаться "выручка" маркетплейса. Если речь идёт о конечных тратах потребителей, то, согласно рейтингу 100 крупнейших интернет-магазинов 2021 от Data Insight, годовая выручка крупнейших площадок уже подбирается к триллиону рублей. При этом в планку, установленную ФАС, попадают все топ-100 игроков. Если речь идёт о комиссии маркетплейсов, то все равно большинство из топ-50 площадок укладываются в этот предел.

Вызывает вопрос и формулировка "доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке". Это очень размытое понятие, которое, например, может означать как весь рынок eCommerce в целом, так и определенный сегмент в частности. 

"Вот детские товары. В этом сегменте сейчас бодаются Wildberries.ru, "Детский мир" и Ozon.ru. Допустим, они захотят считать "Детский мир" маркетплейсом. Но по какой категории? В детских товарах у него большая доля продаж, но у Wildberries больше. И если Wildberries и Ozon оценивать именно как игроков рынка детских товаров, то Detmir.ru нет 35%. А есть их не учитывать, то есть", - говорит собеседник e-pepper.ru.

Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот") думает, что логичнее использовать как критерий определённую территорию и определённую товарную группу, и в них использовать какие-то схожие с торговыми сетями механизмы оценки доли и стоимости сделки. "А в чистом виде правильно ли смотреть на 2 млрд оборота при почти 40 млрд оборота торговли в России - лично я не уверен", - добавляет он.

Под "сетевым эффектом" в ФАС понимают возможность "оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их". 

Новые правила позволят ведомству оценивать сделки между площадками на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Примерно так сейчас работает закон в отношении офлайн-торговли.

Поправки должны войти в закон "О защите конкуренции" (ФЗ-135) в соответствии с нацпроектом "Цифровая экономика", они относятся к так называемому пятому, цифровому, антимонопольному пакету.

"Сейчас оборот некоторых маркетплейсов превышает оборот некоторых крупных федеральных сетей. В целом, если саму идею антимонопольного регулирования считать правильной (а я считаю правильной), то какое-то антимонопольное регулирование вводить надо. Но я не уверен, что агрегаторы нужно отделять от сетей. Сложно найти отличия между агрегатором с 5000 ПВЗ, часть из которых обладает самостоятельным складом для продажи, и сеть с 5000 магазинов при том, что у этой сети есть собственная доставка и использование магазинов как ПВЗ", - оценивает осмысленность документа Кургузов.


Материал по теме

Законопроект об онлайн-торговле вызвал споры в правительстве

Материал по теме

Госдума рассматривает законопроект о досудебной блокировке табачных сайтов

Материал по теме

Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Формула успеха: как строить отношения с контрагентами для повышения эффективности маркетинга

Согласно исследованиям, привлечь нового клиента стоит в 5 раз дороже, чем удержать существующего. Выстроить долгосрочные отношения важно не только в смысле экономической целесообразности, но и для репутации ...

ЕС готовится ввести пошлины на товары с китайских маркетплейсов

В конце июля Евросоюз планирует ввести импортные пошлины на товары, приобретаемые на популярных маркетплейсах, таких как AliExpress, Temu и Shein. Формально новые правила коснутся любых интернет-магазинов, ...

Покупка одежды в онлайне: аналитика Data Insight

Аналитики Data Insight при содействии Arvato и GBS опубликовали исследование "Онлайн-покупка одежды и обуви. Анализ потребительского поведения", в котором рассмотрены тенденции и предпочтения покупателей во...

Роспотребнадзор хочет блокировать сайты с БАДами без суда

Роспотребнадзор предлагает разрешить ведомству досудебную блокировку сайтов, продающих некачественные биологически активные добавки (БАДы). Глава Роспотребнадзора Анна Попова на заседании комитета Го...

СДЭК поменял собственника

Фонд под управлением УК "Современные фонды недвижимости" (СФН) закрыл сделку по покупке контрольного пакета акций логистического оператора СДЭК. Об этом "Ведомостям" сообщила генеральный директор СФН Екатер...

ePharma: 6 "подводных камней" при подключении онлайн-продаж в аптечном бизнесе и как их обойти

Интернет-торговля набирает обороты во всех отраслях, и аптечный бизнес не исключение. Тем не менее, несмотря на очевидные преимущества, подключение онлайн-продаж сопряжено с рядом сложностей. Эксперты по эл...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.