Онлайн-маркетплейсам укажут их долю

Игорь Бахарев

Федеральная антимонопольная служба хочет установить для агрегаторов онлайн-торговли критерии доминирующего положения по аналогии с теми, что действуют для обычного ритейла.

Предлагается считать положение агрегатора онлайн-торговли "доминирующим", если размер выручки за предыдущий календарный год превышает 2 млрд рублей, доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%, агрегатор обладает большим "сетевым эффектом".

Эксперты, опрошенные порталом e-pepper.ru отмечают, что документ вызывает ряд вопросов. Например, там не прописано четко, как именно будет считаться "выручка" маркетплейса. Если речь идёт о конечных тратах потребителей, то, согласно рейтингу 100 крупнейших интернет-магазинов 2021 от Data Insight, годовая выручка крупнейших площадок уже подбирается к триллиону рублей. При этом в планку, установленную ФАС, попадают все топ-100 игроков. Если речь идёт о комиссии маркетплейсов, то все равно большинство из топ-50 площадок укладываются в этот предел.

Вызывает вопрос и формулировка "доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке". Это очень размытое понятие, которое, например, может означать как весь рынок eCommerce в целом, так и определенный сегмент в частности. 

"Вот детские товары. В этом сегменте сейчас бодаются Wildberries.ru, "Детский мир" и Ozon.ru. Допустим, они захотят считать "Детский мир" маркетплейсом. Но по какой категории? В детских товарах у него большая доля продаж, но у Wildberries больше. И если Wildberries и Ozon оценивать именно как игроков рынка детских товаров, то Detmir.ru нет 35%. А есть их не учитывать, то есть", - говорит собеседник e-pepper.ru.

Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот") думает, что логичнее использовать как критерий определённую территорию и определённую товарную группу, и в них использовать какие-то схожие с торговыми сетями механизмы оценки доли и стоимости сделки. "А в чистом виде правильно ли смотреть на 2 млрд оборота при почти 40 млрд оборота торговли в России - лично я не уверен", - добавляет он.

Под "сетевым эффектом" в ФАС понимают возможность "оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их". 

Новые правила позволят ведомству оценивать сделки между площадками на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Примерно так сейчас работает закон в отношении офлайн-торговли.

Поправки должны войти в закон "О защите конкуренции" (ФЗ-135) в соответствии с нацпроектом "Цифровая экономика", они относятся к так называемому пятому, цифровому, антимонопольному пакету.

"Сейчас оборот некоторых маркетплейсов превышает оборот некоторых крупных федеральных сетей. В целом, если саму идею антимонопольного регулирования считать правильной (а я считаю правильной), то какое-то антимонопольное регулирование вводить надо. Но я не уверен, что агрегаторы нужно отделять от сетей. Сложно найти отличия между агрегатором с 5000 ПВЗ, часть из которых обладает самостоятельным складом для продажи, и сеть с 5000 магазинов при том, что у этой сети есть собственная доставка и использование магазинов как ПВЗ", - оценивает осмысленность документа Кургузов.


Материал по теме

По C2C-продажам в соцсетях нанесут законодательный удар

Материал по теме

Бондовые склады дождались своего часа

Материал по теме

Рецептурные лекарства могут встать на онлайн-полку

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где магазину искать курьеров, если нет денег на собственных

Сегодня магазину сложно оставаться конкурентоспособным, если у него нет отлаженной доставки. И несмотря на то, что на рынке есть разные решения, которые помогут магазину с курьерами, вопросы к качеству услуг...

М.Видео-Эльдорадо запустила расширенную аналитику по трафику и спросу на электронику в личном кабинете поставщика

Группа М.Видео-Эльдорадо предоставила поставщикам регулярного ассортимента и партнёрам маркетплейса возможность получать детальную аналитику по трафику, брендам и категориям товаров для более эффективного в...

Рынок онлайн-торговли Китая в 2021 году: аналитика GlobalData

Рынок онлайн-торговли Китая продолжит стремительно расти и достигнет в этом году 14,5 трлн юаней ($2,3 трлн), считают эксперты аналитической компании GlobalData. За последние три года продажи в китайском ...

Ozon покажет селлерам жалобы клиентов

У продавцов OZON появилась возможность увидеть жалобы клиентов и проработать ошибки. Речь идёт о тех отзывах, которые идут через обращения в поддержку, форму для оценки доставки и в комментариях к возврат...

Wildberries отказался от бесплатной доставки?

Пользователи Wildberries жалуются на то, что в их личных кабинетах появилось уведомление о том, что плата за возврат увеличена. Так, жители средней полосы должны будут платить 75 рублей за возврат непонра...

Кошелёк и Direct Service: исследование российского рынка ритейла и лояльности клиентов 2021–2022

Эксперты приложения «Кошелёк» провели качественное мини-исследование, в котором подсветили реалии российского рынка ритейла. Делимся выводами, экспертными мнениями и инсайтами. В конце 2021 года Кошел...