Онлайн-маркетплейсам укажут их долю

Игорь Бахарев

Федеральная антимонопольная служба хочет установить для агрегаторов онлайн-торговли критерии доминирующего положения по аналогии с теми, что действуют для обычного ритейла.

Предлагается считать положение агрегатора онлайн-торговли "доминирующим", если размер выручки за предыдущий календарный год превышает 2 млрд рублей, доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%, агрегатор обладает большим "сетевым эффектом".

Эксперты, опрошенные порталом e-pepper.ru отмечают, что документ вызывает ряд вопросов. Например, там не прописано четко, как именно будет считаться "выручка" маркетплейса. Если речь идёт о конечных тратах потребителей, то, согласно рейтингу 100 крупнейших интернет-магазинов 2021 от Data Insight, годовая выручка крупнейших площадок уже подбирается к триллиону рублей. При этом в планку, установленную ФАС, попадают все топ-100 игроков. Если речь идёт о комиссии маркетплейсов, то все равно большинство из топ-50 площадок укладываются в этот предел.

Вызывает вопрос и формулировка "доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке". Это очень размытое понятие, которое, например, может означать как весь рынок eCommerce в целом, так и определенный сегмент в частности. 

"Вот детские товары. В этом сегменте сейчас бодаются Wildberries.ru, "Детский мир" и Ozon.ru. Допустим, они захотят считать "Детский мир" маркетплейсом. Но по какой категории? В детских товарах у него большая доля продаж, но у Wildberries больше. И если Wildberries и Ozon оценивать именно как игроков рынка детских товаров, то Detmir.ru нет 35%. А есть их не учитывать, то есть", - говорит собеседник e-pepper.ru.

Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот") думает, что логичнее использовать как критерий определённую территорию и определённую товарную группу, и в них использовать какие-то схожие с торговыми сетями механизмы оценки доли и стоимости сделки. "А в чистом виде правильно ли смотреть на 2 млрд оборота при почти 40 млрд оборота торговли в России - лично я не уверен", - добавляет он.

Под "сетевым эффектом" в ФАС понимают возможность "оказывать значительное влияние на предложение товара в онлайне, не допускать на рынок этого товара других участников торговли либо устранять их". 

Новые правила позволят ведомству оценивать сделки между площадками на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Примерно так сейчас работает закон в отношении офлайн-торговли.

Поправки должны войти в закон "О защите конкуренции" (ФЗ-135) в соответствии с нацпроектом "Цифровая экономика", они относятся к так называемому пятому, цифровому, антимонопольному пакету.

"Сейчас оборот некоторых маркетплейсов превышает оборот некоторых крупных федеральных сетей. В целом, если саму идею антимонопольного регулирования считать правильной (а я считаю правильной), то какое-то антимонопольное регулирование вводить надо. Но я не уверен, что агрегаторы нужно отделять от сетей. Сложно найти отличия между агрегатором с 5000 ПВЗ, часть из которых обладает самостоятельным складом для продажи, и сеть с 5000 магазинов при том, что у этой сети есть собственная доставка и использование магазинов как ПВЗ", - оценивает осмысленность документа Кургузов.


Материал по теме

Законопроект об онлайн-продаже рецептурных лекарств приняли в первом чтении

Материал по теме

По C2C-продажам в соцсетях нанесут законодательный удар

Материал по теме

Бондовые склады дождались своего часа

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Kokoc Group вложит более 100 млн рублей в развитие сервисов автоматизации онлайн-торговли

Группа компаний Коkос Group объявила о приобретении 95% акций сервиса технологических решений в области eCom и маркетплейсов - ZoneSmart. Сумма сделки может достигнуть 140 млн рублей. ZoneSmart занимается р...

Сезон распродаж: сводная информация

Пришел новый "горячий" сезон онлайн-распродаж. Крупные маркетплейсы и онлайн-магазины устраивают свои акции в конце января и начале февраля. Свели воедино имеющуюся информацию о грядущих мероприятиях. ...

Авито проверит брендовую одежду на подлинность

Авито в тестовом режиме запускает услугу по подтверждению оригинальности брендовой одежды – в дополнение к уже действующей проверке обуви и сумок. После успешного прохождения проверки объявление получит специал...

Извинения редакции

Несколько дней назад мы опубликовали рекламу компании Retail Today о мероприятии, которое она проводит. К сожалению, эта компания грубо нарушила условия информационного партнёрства. Редакция E-pepper.ru изв...

Ozon поможет продавцам с продвижением товаров

Ozon объявляет о новых условий для всех новых продавцов. Все предприниматели, которые зарегистрируются на маркетплейсе в период с 25 января по 25 апреля и начнут продажи, смогут получить до 18 000 бонусов н...

Почему Aldi отказывается от онлайн-доставки?

Европейская сеть Aldi отказывается от онлайн-доставки, а вместо этого сосредоточится на развитии классической розницы. Дискаунтер решил, что ему больше не нужны расходы, которые компания терпит в связи с ...