Новый закон о маркетплейсах: что изменится?

Игорь Бахарев

Минэкономразвития завершило работу над законопроектом "О платформенной экономике". Новый документ, призванный регулировать деятельность маркетплейсов и других цифровых платформ, будет направлен на обеспечение безопасности данных пользователей, защиту от монополизации рынка и создание равных условий для всех участников.

Новый закон вступит в силу 1 сентября 2025 года. Окончательная версия документа при этом существенно отличается от того, что обсуждал рынок в последнее время.

Ключевые положения законопроекта:

  • Единые требования для всех: Законопроект устанавливает единые требования для всех цифровых платформ, независимо от их размера и специализации. Это позволит создать равные условия конкуренции и предотвратить злоупотребление доминирующим положением.
  • Повышенные требования к информации о товарах: Продавцы на маркетплейсах обязаны предоставлять более подробную информацию о своих товарах, особенно если речь идет о товарах, подлежащих обязательной маркировке. Это повысит прозрачность рынка и защитит потребителей от покупки некачественной продукции.
  • Запрет на продажу несертифицированной продукции: Законопроект запрещает продажу на платформах товаров, не имеющих соответствующих сертификатов, таких как БАДы, пестициды и агрохимикаты. Это позволит снизить риск покупки опасных для здоровья товаров.
  • Ограничения на изменение условий договоров: Платформы смогут изменять условия договоров с продавцами не чаще одного раза в три месяца, что позволит продавцам лучше планировать свою деятельность.
  • Досудебное разрешение споров: В случае возникновения споров между платформой и продавцом, продавец должен сначала обратиться с жалобой на платформу, а уже потом обращаться в суд. Это позволит сократить количество судебных разбирательств и ускорить разрешение споров.
  • Ответственность за партнеров: Платформы не будут нести прямую ответственность за нарушение продавцами интеллектуальных прав.

Что остается за рамками:

  • Ответственность за качество товаров: Платформы всё-таки не будут нести прямую ответственность за качество товаров, продаваемых на их площадках. Однако, они обязаны обеспечить прозрачность информации о товарах.

  • Регулирование торговли продуктами питания: В законопроекте отсутствуют специальные нормы для торговли скоропортящимися продуктами. Это может привести к неравным условиям конкуренции между онлайн-платформами и традиционными торговыми сетями.

  • Отчетность платформ: Требование о предоставлении отчетности в государственные органы отменено, что снизит административную нагрузку на бизнес.

  • Минэкономразвития решило не регулировать взыскание платформами штрафов и пеней с продавцов. Сначала предлагалось запретить списание штрафов, не рассмотрев возражение (жалобу) продавца через процедуру досудебного урегулирования (если жалобы нет — выдержать срок, отведенный для ее подачи). Теперь это требование отсутствует.

Эксперты отмечают целый ряд последствий, которыми грозит новый законопроект. Типичный пример - ситуация с продажей БАДов. До принятия закона на маркетплейсах можно было свободно продавать БАДы без соответствующих сертификатов. Новый закон запрещает такую практику. Это означает, что продавцы БАДов должны будут получить необходимые сертификаты, что может привести к повышению стоимости продукции. 

Кратко о последствиях:

  • Повышение стоимости услуг: Введение новых требований может привести к повышению стоимости услуг для продавцов, что, в свою очередь, может привести к росту цен для потребителей.
  • Улучшение качества товаров и услуг: Повышенные требования к качеству информации о товарах и запрет на продажу несертифицированной продукции должны способствовать повышению качества товаров и услуг на маркетплейсах.
  • Усиление конкуренции: Единые правила для всех платформ создадут более равные условия конкуренции, что может стимулировать развитие новых игроков на рынке.
  • Усложнение работы для продавцов: Новые требования могут усложнить работу для продавцов, особенно для небольших компаний.

Представители бизнеса выражают обеспокоенность тем, что новые правила могут создать неравные условия для маркетплейсов и традиционных торговых сетей. В то же время, эксперты отмечают, что регулирование необходимо для обеспечения прозрачности и честной конкуренции на рынке электронной коммерции.

Материал по теме

Закон о маркетплейсах готов к рассмотрению правительства

Материал по теме

Эксперты рассказали о точках роста выручки на маркетплейсах

Материал по теме

Покупатели не видят разницы между маркетплейсами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

АУРЭК добивается выделения ПВЗ в отдельные коды ОКВЭД

Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) инициировала введение в ОКВЭД специальных кодов для пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Это позволит точнее учитывать их роль в логистике онлайн-торговли....

Рейтинг транспортных компаний России по стоимости доставки сборных грузов в 2025 году

Основатель интернет-проекта Main Transport Роман Судоргин опубликовал результаты ежегодного рейтинга стоимости доставки сборных грузов по России. В рейтинге принимали участие 8 федеральных транспортных комп...

Тренд No Buy набирает популярность в России

Почти половина россиян (48%) планируют сократить объем покупок в 2025 году, говорится в исследовании Anketolog.ru. Еще 35% опрошенных пока не определились с решением, а 17% не намерены менять свои потребите...

Тонкости заведения новинок на Wildberries: карточка, первые отзывы, реклама на старте

В сегодняшних реалиях новинки на Wildberries похожи на запуск ракеты в космос: нужно учесть множество деталей, чтобы карточка не опустилась в выдаче через пару дней. Платформа переполнена товарами, и нужно д...

"Самокат" и "Купер" объединили форматы в новых ПВЗ

Сервисы доставки "Самокат" и "Купер" начали совместную работу в формате пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Пять точек уже открыты в Москве – в ЖК "Лосиноостровский парк", "Лучи", "Эталон-сити", "Жулебино-парк" и...

H&M показал моделей, которых не существует

 H&M сделал новый шаг в цифровую эпоху — компания представила первые изображения с "цифровыми двойниками" реальных моделей, созданными искусственным интеллектом. На кадрах, опубликованных в Instagram, можно...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.