"Не ходите, дети" или немного об африканском eCommerce

Игорь Бахарев
Недавно группа российских бизнесменов побывала на региональной конференцию "E-Сommerce Африка" в ЮАР. Исполнительный директор "МаксиПост" Алексей Прыгин рассказал нам о том, почему на "черном континенте" e-commerce не пользуется популярностью.

На прошлой неделе наша команда вернулась из ЮАР - решили посетить местную конференцию "E-Сommerce Африка" - чем черт не шутит, может и до Африки скоро доберемся. Тем более, что, как выяснилось, с логистикой у них там полная беда.

Вот несколько основных наблюдений: ЮАР - страна в целом не бедная, деньги у людей есть, покупательская способность достаточно высокая, а вот онлайн ритейл при этом развит плохо. Офлайн хорошо, а онлайн - совсем плохо. Причин две: платежи и логистика.

Думаю, что в силу исторических обстоятельств (колониального прошлого) здесь хорошо развиты онлайн платежи, все как в Европе или Америке. И в e-com то же самое: никакого кэша, только 100%-я предоплата. Не важно, что ты покупаешь, чехол для телефона за 5 долларов или крутой телевизор за 1000 - все равно плати заранее. Курьеры, как гусары, никаких денег не берут. Это не их работа. Наши робкие вопросы местным курьерским службам - "а почему нет?", вызывали искреннее недоумение, подобный расклад им даже в голову не может прийти. Просто потому, что это не их работа. Частичного выкупа и примерки тоже кончено нет. Местные жители о таком даже мечтать не могут!

Но это было бы не так страшно, если бы не логистика. У нас в России принято жаловаться на Почту: и сервис тебе не тот, и посылки идут долго, и даже потеряться могут, правда, потом находят, но ждать приходится долго. В Африке почта это лотерея. Если ты сделал заказ (и оплатил его), то может быть ты его получишь, а может нет - как повезет. Уровень воровства чудовищный. На каких этапах посылки от интернет-магазина к покупателю это происходит - выяснить невозможно, иногда посылки исчезают сами по себе, иногда вместе с курьерами. И никто не ищет - ни тех, ни других. Вернуть деньги очень сложно, тем более что местный e-commerce - это не Алиэкспресс, который возвращает деньги за недоставленный товар. Вот, кстати, Алиэкспресс - один из немногих, кто здесь работает из больших брендов. Во-первых, потому, что возвращает деньги, а во-вторых, потому, что доставляет в Африку, в основном, всякую дешевую мелочевку, которую и воровать особо никто не хочет.

Основной барьер для развития e-commerce в Африке - это низкий уровень доверия населения к онлайн покупкам. Никто не хочет участвовать в лотерее "попробуй получи посылку" и платить заранее, не будучи 100% уверенным в том, что товар до него доедет. А другого способа оплаты никто не предлагает. Постоплата не существует как класс, а проблему воровства исключительно на уровне самих логистов решить сложно.

Но на самом деле, не все так плохо. Знаете, что хорошо покупают в Африке в онлайне? Сервисы. То, что не надо упаковывать в коробку и отправлять по почте. Туристические путевки и музыкальный контент, прежде всего. Собственно, то, что вообще не требует никакой логистики. Доставка по электронной почте.

Что касается каких-то инноваций для e-commerce или логистики - увы, ничего такого мы не обнаружили. Привлек внимание только один сервис, который позволяет покупателю делать заказ на сайте без помощи рук и оператора - исключительно голосом. Можно озвучить свои пожелания (тебе автоматически подберут варианты), выбрать понравившийся товар, продиктовать адрес, номер карты и сделать заказ. Но опять же не факт, что он к тебе доедет. Повышать доверие покупателей и продажи с помощью инноваций - неблагодарное дело. Для начала надо что-то в консерватории подправить. Так что мы пока подумаем, хотим ли мы в Африку или пока нет).
Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.