"Не ходите, дети" или немного об африканском eCommerce

Игорь Бахарев
Недавно группа российских бизнесменов побывала на региональной конференцию "E-Сommerce Африка" в ЮАР. Исполнительный директор "МаксиПост" Алексей Прыгин рассказал нам о том, почему на "черном континенте" e-commerce не пользуется популярностью.

На прошлой неделе наша команда вернулась из ЮАР - решили посетить местную конференцию "E-Сommerce Африка" - чем черт не шутит, может и до Африки скоро доберемся. Тем более, что, как выяснилось, с логистикой у них там полная беда.

Вот несколько основных наблюдений: ЮАР - страна в целом не бедная, деньги у людей есть, покупательская способность достаточно высокая, а вот онлайн ритейл при этом развит плохо. Офлайн хорошо, а онлайн - совсем плохо. Причин две: платежи и логистика.

Думаю, что в силу исторических обстоятельств (колониального прошлого) здесь хорошо развиты онлайн платежи, все как в Европе или Америке. И в e-com то же самое: никакого кэша, только 100%-я предоплата. Не важно, что ты покупаешь, чехол для телефона за 5 долларов или крутой телевизор за 1000 - все равно плати заранее. Курьеры, как гусары, никаких денег не берут. Это не их работа. Наши робкие вопросы местным курьерским службам - "а почему нет?", вызывали искреннее недоумение, подобный расклад им даже в голову не может прийти. Просто потому, что это не их работа. Частичного выкупа и примерки тоже кончено нет. Местные жители о таком даже мечтать не могут!

Но это было бы не так страшно, если бы не логистика. У нас в России принято жаловаться на Почту: и сервис тебе не тот, и посылки идут долго, и даже потеряться могут, правда, потом находят, но ждать приходится долго. В Африке почта это лотерея. Если ты сделал заказ (и оплатил его), то может быть ты его получишь, а может нет - как повезет. Уровень воровства чудовищный. На каких этапах посылки от интернет-магазина к покупателю это происходит - выяснить невозможно, иногда посылки исчезают сами по себе, иногда вместе с курьерами. И никто не ищет - ни тех, ни других. Вернуть деньги очень сложно, тем более что местный e-commerce - это не Алиэкспресс, который возвращает деньги за недоставленный товар. Вот, кстати, Алиэкспресс - один из немногих, кто здесь работает из больших брендов. Во-первых, потому, что возвращает деньги, а во-вторых, потому, что доставляет в Африку, в основном, всякую дешевую мелочевку, которую и воровать особо никто не хочет.

Основной барьер для развития e-commerce в Африке - это низкий уровень доверия населения к онлайн покупкам. Никто не хочет участвовать в лотерее "попробуй получи посылку" и платить заранее, не будучи 100% уверенным в том, что товар до него доедет. А другого способа оплаты никто не предлагает. Постоплата не существует как класс, а проблему воровства исключительно на уровне самих логистов решить сложно.

Но на самом деле, не все так плохо. Знаете, что хорошо покупают в Африке в онлайне? Сервисы. То, что не надо упаковывать в коробку и отправлять по почте. Туристические путевки и музыкальный контент, прежде всего. Собственно, то, что вообще не требует никакой логистики. Доставка по электронной почте.

Что касается каких-то инноваций для e-commerce или логистики - увы, ничего такого мы не обнаружили. Привлек внимание только один сервис, который позволяет покупателю делать заказ на сайте без помощи рук и оператора - исключительно голосом. Можно озвучить свои пожелания (тебе автоматически подберут варианты), выбрать понравившийся товар, продиктовать адрес, номер карты и сделать заказ. Но опять же не факт, что он к тебе доедет. Повышать доверие покупателей и продажи с помощью инноваций - неблагодарное дело. Для начала надо что-то в консерватории подправить. Так что мы пока подумаем, хотим ли мы в Африку или пока нет).
Материал по теме

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Вебинар Demis Group "Продвижение интернет-магазинов: как привлечь покупателей на сайт?"

24 июня в 12:00 (МСК) состоится вебинар о том, как продвигать интернет-магазины в поисковых системах. Вы узнаете, какие методы действительно эффективны, как опередить конкурентов и увеличить целевой трафик ...

Российские компании подали заявки на регистрацию бренда Labubu

Российский дистрибьютор товаров для здоровья "Глобал трейд" и косметическая компания Natura Siberica синхронно обратились в Роспатент с заявками на регистрацию товарного знака "Labubu". Соответствующие данн...

Amazon тестирует человекоподобных роботов для доставки посылок

Amazon разрабатывает программное обеспечение на основе искусственного интеллекта, которое позволит человекоподобным роботам выполнять функции курьеров. Предполагается, что роботы будут доставлять заказы, пе...

Ozon превратился в курьерку

Ozon открыл сервис отправки личных посылок для всех 58,1 млн своих клиентов. Теперь любой пользователь, включая новых, может воспользоваться этой услугой. Для отправки посылки достаточно принести её ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.