LOGO

"Не ходите, дети" или немного об африканском eCommerce

Игорь Бахарев
29 Марта 2019, в 00:18, в Новости e-commerce, в сюжете: аналитика
Недавно группа российских бизнесменов побывала на региональной конференцию "E-Сommerce Африка" в ЮАР. Исполнительный директор "МаксиПост" Алексей Прыгин рассказал нам о том, почему на "черном континенте" e-commerce не пользуется популярностью.

На прошлой неделе наша команда вернулась из ЮАР - решили посетить местную конференцию "E-Сommerce Африка" - чем черт не шутит, может и до Африки скоро доберемся. Тем более, что, как выяснилось, с логистикой у них там полная беда.

Вот несколько основных наблюдений: ЮАР - страна в целом не бедная, деньги у людей есть, покупательская способность достаточно высокая, а вот онлайн ритейл при этом развит плохо. Офлайн хорошо, а онлайн - совсем плохо. Причин две: платежи и логистика.

Думаю, что в силу исторических обстоятельств (колониального прошлого) здесь хорошо развиты онлайн платежи, все как в Европе или Америке. И в e-com то же самое: никакого кэша, только 100%-я предоплата. Не важно, что ты покупаешь, чехол для телефона за 5 долларов или крутой телевизор за 1000 - все равно плати заранее. Курьеры, как гусары, никаких денег не берут. Это не их работа. Наши робкие вопросы местным курьерским службам - "а почему нет?", вызывали искреннее недоумение, подобный расклад им даже в голову не может прийти. Просто потому, что это не их работа. Частичного выкупа и примерки тоже кончено нет. Местные жители о таком даже мечтать не могут!

Но это было бы не так страшно, если бы не логистика. У нас в России принято жаловаться на Почту: и сервис тебе не тот, и посылки идут долго, и даже потеряться могут, правда, потом находят, но ждать приходится долго. В Африке почта это лотерея. Если ты сделал заказ (и оплатил его), то может быть ты его получишь, а может нет - как повезет. Уровень воровства чудовищный. На каких этапах посылки от интернет-магазина к покупателю это происходит - выяснить невозможно, иногда посылки исчезают сами по себе, иногда вместе с курьерами. И никто не ищет - ни тех, ни других. Вернуть деньги очень сложно, тем более что местный e-commerce - это не Алиэкспресс, который возвращает деньги за недоставленный товар. Вот, кстати, Алиэкспресс - один из немногих, кто здесь работает из больших брендов. Во-первых, потому, что возвращает деньги, а во-вторых, потому, что доставляет в Африку, в основном, всякую дешевую мелочевку, которую и воровать особо никто не хочет.

Основной барьер для развития e-commerce в Африке - это низкий уровень доверия населения к онлайн покупкам. Никто не хочет участвовать в лотерее "попробуй получи посылку" и платить заранее, не будучи 100% уверенным в том, что товар до него доедет. А другого способа оплаты никто не предлагает. Постоплата не существует как класс, а проблему воровства исключительно на уровне самих логистов решить сложно.

Но на самом деле, не все так плохо. Знаете, что хорошо покупают в Африке в онлайне? Сервисы. То, что не надо упаковывать в коробку и отправлять по почте. Туристические путевки и музыкальный контент, прежде всего. Собственно, то, что вообще не требует никакой логистики. Доставка по электронной почте.

Что касается каких-то инноваций для e-commerce или логистики - увы, ничего такого мы не обнаружили. Привлек внимание только один сервис, который позволяет покупателю делать заказ на сайте без помощи рук и оператора - исключительно голосом. Можно озвучить свои пожелания (тебе автоматически подберут варианты), выбрать понравившийся товар, продиктовать адрес, номер карты и сделать заказ. Но опять же не факт, что он к тебе доедет. Повышать доверие покупателей и продажи с помощью инноваций - неблагодарное дело. Для начала надо что-то в консерватории подправить. Так что мы пока подумаем, хотим ли мы в Африку или пока нет).
Похожие статьи и интервью
Памятка: что такое омниканальность и почему сейчас без нее всё сложнее вести бизнес
Как правильно сделать 404 страницу, чтобы клиент не убежал
Пьяные покупки: аналитика спонтанных продаж
Рынок готовой еды в Москве: аналитика весны 2019
Экосистема рынка российской логистики (инфографика)
Российский eCommerce вырастет вдвое за 5 лет: аналитика Института Гайдара
Берегись, новичок: 4 главных ошибки при создании интернет-магазина
Онлайн-заказ в "Пятерочке": тест-драйв
8 марта: аналитика предпраздничных продаж крупных площадок
Больше, чем интернет-магазин: как создать дополнительную ценность для клиента
Российский рынок eGrocery: рейтинг Russia Top Online Food Retail
Блокчейн-будущее eCommerce: как технологии помогут рынку
4 тренда глобального fashion-ритейла, ждущих российский рынок уже завтра
Россия на экспорт: как российские регионы сотрудничают с Alibaba
Илья Широков, Joom: «Все, к чему я прикасаюсь, превращается в социальную сеть. Это моя карма»
"Яндекс" рубит комиссионные рекламным агентствам: как это скажется на интернет-магазинах?
Сколько стоит создать и вывести интернет-магазин в топ-10
Американский рынок eGrocery в ближайшие 10 лет вырастет в 3 раза
Интернет-торговля попала в лидеры роста: данные 2ГИС
На рынок eCommerce пришел "новый покупатель": аналитика DPDgroup
5 идей объединить Email-маркетинг и SEO для звездных результатов
Мужчины vs женщины: два вида покупателей
Eсommerce для гурманов: будущее доставки продуктов и готовой еды
Итоги "Кибернедели": суммы, товары, предпочтения
Уровень доверия интернет-магазинам в России. Исследование
Логистика и eCommerce: в ожидании изменений
Как покупают детские товары: аналитика магазина "Дочки-сыночки"
Российский рынок в 2018 году: данные НАДТ
Маркетплейсы как вызов для брендов и шанс для крафтовых продавцов
Что покупали россияне в 2018 году: данные Goods.ru
Что могут дать соцсети для увеличения онлайн-продаж?
Что такое KPI и как за них бороться?
Как ищут, выбирают и покупают смартфоны: аналитика "Яндекса"
Продажи на каникулах: данные "Маркета" и Ozon
Дмитрий Алексеев (DNS): ДНС однозначно самая большая в стране розничная сеть на рынке БТиЭ
Закон о товарных агрегаторах: всё, что надо знать и уметь
Рынок в ожидании фармы: интервью c Ozon и Mail.ru
Когда eСommerce в России полностью перейдет на электронный документооборот?
Рынок электронной коммерции в Беларуси: аналитика Deal.by
Цифры года: сводная аналитика
Как слушать пользователей и повысить конверсию на 15%: кейс Askona
Пять советов как улучшить свою репутацию в эпоху «Андромеды»
Евгений Пляхин, Freshlocker: О продуктоматах коротко и по делу
Сибирский eCommerce: тренды и итоги года
Data Insight подвела итоги года
Илья Елпанов ("Ешь деревенское"): "Люди хотят следить за тем, что они едят. Мы вписываемся в эту концепцию"
eCommerce вырос на 16% за год: данные РАЭК
Онлайн-рынок лекарств: аналитика Data Insight
Почему ваши клиенты отказываются от покупки: аналитика SAP
Трафик, покупатели, сегменты: аналитика от Promodo
Дмитрий Костыгин: "На российском рынке eСommerce никто за два года существенно так и не продвинулся"
Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь
«ВКонтакте» для бизнеса: продажи, реклама, общение
Антон Ануфриев, Vitamin Ventures: Мы ушли от подписки в сторону цикличного потребления
Ретейлу предсказали гибридное будущее
eGrocery в США: тренд на свежесть
Как покупают россияне: аналитика GfK и "Маркета"
Как попасть на первые строчки выдачи: факторы ранжирования "Яндекса" и Google
Кейс Imperiatechno.ru: как проверить 5 гипотез в «Брошенной корзине» и получить рост конверсии до 40%
Покупатели полюбили онлайн: статистика по российскому eCommere от Nielsen
Эксперты: eGrocery в России будет расти на 26-27% в год
Обвала не будет: чего ждать бизнесам от сайтов в новогодние праздники
Социальный eCommerce продал на 600 миллиардов: аналитика Data Insight
Особенности национального e-Commerce в предновогодний период
Распродажная логистика: проблемы и решения
Куда идём: избранные цитаты знатоков российского eCommerce с конференции FuturEcommerce
Розничный экспорт товаров через интернет: аналитика Data Insight и eBay
Как пережить «черную пятницу»
Внедрение СМС маркетинга: Страхи, мифы, боли
Ключевые драйверы развития eGrocery до 2025 года: версия Tetra Pak
Покупка онлайн-кассы: несколько советов
Чек-лист: как провести ребрендинг
Лидия Палубина (Reckitt Benckiser): eCommerce — один из самых выгодных каналов
Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель
Кейс Rozetka: как увеличить продажи из соцсетей на 88% с помощью оптимизации контента
Сила согласия: как заниматься рассылками и не нарушать закон о рекламе
Что ищут ваши покупатели: предновогодний обзор "Яндекса"
Рейтинг лучших колл-центров в eGrocery
"Всех излечит, исцелит": как "фидотерапия" поможет вашим продажам
Эра ecommerce-2018: когда Россия догонит Запад
Денис Васильев ("Перекрёсток") о eCommerce-планах компании
Продажа лекарств онлайн: юридические тонкости на примере кейса Ozon
Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах
Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Лю Вэй (глава AliExpress) о планах компании на Россию
"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…