"Не ходите, дети" или немного об африканском eCommerce

Игорь Бахарев
Недавно группа российских бизнесменов побывала на региональной конференцию "E-Сommerce Африка" в ЮАР. Исполнительный директор "МаксиПост" Алексей Прыгин рассказал нам о том, почему на "черном континенте" e-commerce не пользуется популярностью.

На прошлой неделе наша команда вернулась из ЮАР - решили посетить местную конференцию "E-Сommerce Африка" - чем черт не шутит, может и до Африки скоро доберемся. Тем более, что, как выяснилось, с логистикой у них там полная беда.

Вот несколько основных наблюдений: ЮАР - страна в целом не бедная, деньги у людей есть, покупательская способность достаточно высокая, а вот онлайн ритейл при этом развит плохо. Офлайн хорошо, а онлайн - совсем плохо. Причин две: платежи и логистика.

Думаю, что в силу исторических обстоятельств (колониального прошлого) здесь хорошо развиты онлайн платежи, все как в Европе или Америке. И в e-com то же самое: никакого кэша, только 100%-я предоплата. Не важно, что ты покупаешь, чехол для телефона за 5 долларов или крутой телевизор за 1000 - все равно плати заранее. Курьеры, как гусары, никаких денег не берут. Это не их работа. Наши робкие вопросы местным курьерским службам - "а почему нет?", вызывали искреннее недоумение, подобный расклад им даже в голову не может прийти. Просто потому, что это не их работа. Частичного выкупа и примерки тоже кончено нет. Местные жители о таком даже мечтать не могут!

Но это было бы не так страшно, если бы не логистика. У нас в России принято жаловаться на Почту: и сервис тебе не тот, и посылки идут долго, и даже потеряться могут, правда, потом находят, но ждать приходится долго. В Африке почта это лотерея. Если ты сделал заказ (и оплатил его), то может быть ты его получишь, а может нет - как повезет. Уровень воровства чудовищный. На каких этапах посылки от интернет-магазина к покупателю это происходит - выяснить невозможно, иногда посылки исчезают сами по себе, иногда вместе с курьерами. И никто не ищет - ни тех, ни других. Вернуть деньги очень сложно, тем более что местный e-commerce - это не Алиэкспресс, который возвращает деньги за недоставленный товар. Вот, кстати, Алиэкспресс - один из немногих, кто здесь работает из больших брендов. Во-первых, потому, что возвращает деньги, а во-вторых, потому, что доставляет в Африку, в основном, всякую дешевую мелочевку, которую и воровать особо никто не хочет.

Основной барьер для развития e-commerce в Африке - это низкий уровень доверия населения к онлайн покупкам. Никто не хочет участвовать в лотерее "попробуй получи посылку" и платить заранее, не будучи 100% уверенным в том, что товар до него доедет. А другого способа оплаты никто не предлагает. Постоплата не существует как класс, а проблему воровства исключительно на уровне самих логистов решить сложно.

Но на самом деле, не все так плохо. Знаете, что хорошо покупают в Африке в онлайне? Сервисы. То, что не надо упаковывать в коробку и отправлять по почте. Туристические путевки и музыкальный контент, прежде всего. Собственно, то, что вообще не требует никакой логистики. Доставка по электронной почте.

Что касается каких-то инноваций для e-commerce или логистики - увы, ничего такого мы не обнаружили. Привлек внимание только один сервис, который позволяет покупателю делать заказ на сайте без помощи рук и оператора - исключительно голосом. Можно озвучить свои пожелания (тебе автоматически подберут варианты), выбрать понравившийся товар, продиктовать адрес, номер карты и сделать заказ. Но опять же не факт, что он к тебе доедет. Повышать доверие покупателей и продажи с помощью инноваций - неблагодарное дело. Для начала надо что-то в консерватории подправить. Так что мы пока подумаем, хотим ли мы в Африку или пока нет).
Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Материал по теме

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Материал по теме

Исследование Тинькофф Бизнеса: женщин-селлеров на маркетплейсах стало больше, чем мужчин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ozon вводит сервисный сбор для владельцев пунктов выдачи

Ozon с апреля 2024 года вводит сервисный сбор для партнеров, владеющих пунктами выдачи заказов (ПВЗ). Цель сбора – привлечение новых клиентов, обеспечение доступных цен и продвижение пунктов выдачи. ...

X5 Group тестирует сервис доставки товаров из зарубежных онлайн-магазинов

X5 Group запустила в пилотном режиме новый сервис 5post.market, который позволяет выкупать и доставлять товары из зарубежных интернет-магазинов. На 5post.market представлена женская, мужская и детска...

Сеть Familia и сервис "Подели" запустили оплату по частям

Сеть магазинов Familia с помощью сервиса "Подели" запустила оплату разделить на четыре равных платежа. В момент покупки с "Подели" клиенту нужно оплатить только 25% стоимости, остальная сумма спишетс...

Lamoda запускает собственные бренды одежды

Lamoda готовится к запуску собственных марок женской и мужской одежды, а также спортивных и детских товаров. Об этом свидетельствуют вакансии менеджеров и разработчиков, опубликованные на HeadHunter. В комп...

Яндекс Еда приходит в Киргизию

Сервис Яндекс Еда начал работу в Бишкеке, столице Киргизии. Теперь жители города могут заказать доставку еды из ресторанов и товаров из магазинов через приложение Yandex Go. Киргизия стала шестой стр...

5 рекомендаций, как бренду одежды выделиться среди конкурентов на маркетплейсе

Количество фанатов онлайн-шоппинга ежегодно растет. Вместе с этим увеличивается и конкуренция среди продавцов. Так, в 2023 году селлеров в сфере электронной торговли стало больше на треть. О том, как бренду оде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.