Минпромторг: курьеры отучили россиян ходить по магазинам
Игорь Бахарев
Доставка товаров кардинально изменила потребительское поведение россиян. Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов заявил, что в стране насчитывается около 1,5 млн курьеров, и отметил, что их деятельность существенно влияет на экономику, отвлекая рабочую силу из других, более рентабельных секторов.
По словам Кузнецова, большинство потребителей в России стали зависимы от услуг доставки. Он подчеркнул, что это вызывает проблемы с трудовыми ресурсами, которые и так дефицитны, а также негативно сказывается на экономическом положении традиционных сегментов.
"Мы приучили значительную часть потребителей к тому, что они больше не ходят по магазинам, перекладывая эту задачу на курьеров", — отметил он, выступая на круглом столе "Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования".
Кузнецов также обратил внимание на финансовую несостоятельность самих сервисов доставки, которые продолжают функционировать за счет дотаций инвесторов. "Убыточные сервисы оттягивают столь дефицитный ресурс, как трудовые силы, из других производительных секторов экономики", — пояснил он.
Работу курьера человек выбирает сам - как возможность заработать для себя и своей семьи в периоде или на постоянной основе, напоминает заместитель генерального директора по коммерции службы доставки Dalli Екатерина Анциферова. И поскольку рынок eCommerce будет продолжать стабильно расти, у логистики есть и будет потребность всё в новых кадрах.
"Сервисы доставки не только создают рабочие места, они принимают активное участие в становлении и развитии электронной коммерции, предлагая и внедряя решения по скорости, удобству доставки для конечных получателей. Кроме того, в рамках цифровизации и изменения потребительских привычек, подобные сервисы становятся важным элементом инфраструктуры, способствующей экономическому росту. Мы не только упрощаем процесс покупок, но и помогаем поддерживать локальные бизнесы, предоставляя им возможность конкурировать на равных с крупными игроками", - говорит она.
По её словам, доставка не отучила людей от походов в магазины, а предоставила им выбор — возможность делать покупки с комфортом, не теряя времени в пробках или очередях. Сформировавшаяся привычка заказывать товары онлайн, в свою очередь, стимулирует рост торговли, рост отечественных производителей. Развитая логистическая инфраструктура и доставка оптимизируют операционные процессы для производителей, а значит, способствуют развитию экономики в целом.
"Мы уверены, что сервисы доставки могут сосуществовать с другими секторами экономики, создавая синергетический эффект и способствуя общему развитию. Вместо того, чтобы рассматривать сервисы доставки как отдельный сегмент, который забирает на себя долю денежных и трудовых ресурсов, необходимо работать совместно над созданием устойчивой экосистемы, выгодной для всех участников рынка", - добавляет Анциферова.
Основатель Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли Александр Иванов также отмечает, что даже если принять на веру озвученные чиновником цифры, то, в ситуации нормальной экономики, развитие логистики - благо.
По его словам, если будут адекватно развиваться какие-то другие сегменты экономки, например, кройка и шитье - курьеры переквалифцируются в швей-мотористок. "Это только так работает, по-другому - не работает. О чем грамотный Никита Кузнецов, без сомнения, знает", - резюмирует Иванов."Экономика - это то, что создает спрос и, как следствие, рабочие места. Правда, есть нюанс - вряд ли можно говорить о "Большинстве россиян" как о людях, зависимых от курьерской доставки, пока речь может идти разве что о довольно небольшой части населения больших городов и только об одном фрагменте екоммерс - доставке готовой еды. Весь остальной, "товарный" екоммерс базируется на пунктах выдачи. Ну и полтора миллиона - очень сильно преувеличиная цифра, раз в 10. Но, повторюсь, даже 150 тысяч курьеров и новый сегмент спроса и предложения - это благо для экономики", - добавялет эксперт.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте