Куда спрятались курьеры: аналитика рынка линейной логистики в 2023 году

Игорь Бахарев

Дефицит линейного персонала в логистике набирает обороты, отрасль испытывает серьезную нехватку кадров. Директор по персоналу "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова рассказала об основных трендах HR-рынка курьеров и дала прогнозы на 2023 год.

Кадровый дефицит, к которому рынок пришёл в 2023 году обусловлен целым рядом факторов: структурной перестройкой экономики, постепенным ростом доли производственных отраслей вследствие необходимости развития ВПК и импортозамещения, частичным оттоком населения - резидентов и нерезидентов, уменьшением на рынке труда числа работоспособных мужчин. Кроме того, в последние десятилетия количество работников сферы физического труда неуклонно сокращалось - уровень заработной платы на данных должностях, как и их престиж, не были высокими, в отличие от позиций в сфере услуг и в менеджменте.

Кроме общеэкономических причин есть и отраслевые. Например, в транспортной логистике наблюдается отток водителей с личными автомобилями - возможности покупки новой машины сократились, оригинальные запчасти подорожали, сроки их доставки возросли, следовательно, увеличилось и время ремонта транспортного средства. Если же мы говорим о водителях, работающих на корпоративном транспорте, то они сталкиваются с другими сложностями, например, возрастающей интенсивностью работы, что также зачастую становится причиной ухода из профессии.

Например, в 2022 году количество вакансий курьеров в России выросло на 113% по отношению к 2021 году и составило 300 000. По информации HeadHunter, с января по май 2023 года число вакансий для курьеров увеличилось еще на 33% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Есть мнение, что в регионах "клондайк" соискателей, а страдают от дефицита именно Москва и Санкт-Петербург. Это не совсем так: нехватка представителей этой профессии затронула все регионы России. Предлагаемый уровень дохода в некоторых из них даже превышает предложения столицы, потому что емкость рынка соискателей там изначально ниже, а часть специалистов в погоне за высокими зарплатами на протяжении последних месяцев и даже лет переезжают в Москву и Санкт-Петербург, в том числе для работы вахтовым методом. Поэтому в борьбе за кадры некоторые регионы вынуждены предлагать зарплату выше уровня этих городов.

Не способствует удовлетворению спроса и появление в последнее время новых трендов в логистике. Например, популярной становится доставка товаров за город, на дачи. Это привело к тому, что в преддверии летнего сезона 2023 года спрос на курьеров еще больше увеличился. Текущий летний сезон выдался сложным с точки зрения набора складского персонала и курьеров еще и потому, что весной и летом многие потенциальные работники уходят работать на стройки, так как там существенно выше средний доход, а потребность в персонале там также возросла в том числе из-за сокращения объемов трудовой миграции. Поэтому сейчас привлекать курьеров сложно не только во время так называемого "высокого сезона" с сентября по декабрь, но и весной/летом.

Из основных трендов развития отрасли в последние полтора года стоит отметить заметное увеличение возраста соискателей. Сейчас многие компании более охотно привлекают на работу сотрудников в возрасте 50+. Еще одной устойчивой тенденцией в логистике в последние 2,5 года является значительный рост уровня заработных плат пеших курьеров, водителей и складского персонала. Спрос на этих работников вырос во время пандемии и развития доставки, что привело к росту уровня их совокупного дохода.

Также стоит отметить тренд на активизацию работы по удержанию линейных сотрудников. В первую очередь компании реализуют различные программы нематериальной мотивации и заботы о персонале: дополнительные отпускные дни, индивидуальные графики работы, скидки на услуги компании, расширение социального пакета. Расходы на эти мероприятия в любом случае более выгодны для работодателя чем затраты на поиск новых сотрудников, ведь нехватка линейного персонала привела к существенному удорожанию стоимости его подбора. Кстати, в направлении работы по удержанию персонала есть один момент, который также можно назвать новым трендом, и на фоне острейшей конкуренции за кадры для работодателей он является позитивным. Речь идет об общем уровне подвижности персонала, который в последний год стал ниже, чем был до февраля 2022 года. Это связано с тем, что стресс, который пережил рынок труда, способствовал тому, что до сих пор, несмотря на возросшую потребность и острую нехватку линейного персонала, сотрудники стали больше ценить стабильность и принимают решение о смене работы более сдержанно, чем полтора года назад.

Важно добавить, что при большом дефиците линейных сотрудников и в буквальном смысле "битве" за персонал между работодателями рано или поздно мы столкнемся с тем, что не все компании смогут конкурировать до бесконечности. Стоимость привлечения курьера в мае 2023 года к маю прошлого года выросла примерно в 3-4 раза. Число поисковых запросов о "работе курьером" в мае текущего года к аналогичному периоду прошлого сократилось примерно на четверть. В настоящее время работодателям приходится держать руку на пульсе, мониторить любые изменения уровня заработных плат на рынке труда и принимать оперативные решения об их выравнивании. Но эта гонка не может продолжаться долго: уже сейчас многие компании вынуждены решать вопросы, связанные со снижением рентабельности из-за возросшей стоимости персонала и задаваться вопросом, что со всем этим делать.

Как правило, новые вызовы приводят к новым нестандартным и позитивным изменениям, однако в моменте оперативно находить эффективные решения сложно. Поэтому можно сказать, что в настоящее время HR службы многих компаний проходят не самый лучший период, потому что запросы со стороны бизнеса становятся все более жесткими с точки зрения укомплектованности персоналом и его стоимости, а в связи с ситуацией на рынке труда такие задачи становятся трудновыполнимыми.


Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Материал по теме

Робот или человек: логистическая индустрия на перепутье

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Байеры в России: почему популярны, сколько зарабатывают, что будет дальше

Сегодня услугами байеров пользуется всего 5% россиян, говорится в исследовании "Анкетолога" и Motive agency&production. При этом их роль в современном шопинге стремительно растет. Байеры - посредники...

Позвонить, написать или тэгнуть в чате: как eCommerce дотянуться до новых клиентов и удержать их

Гульнара Гумарова, коммерческий директор сервиса интеграции корпоративных мессенджеров Wazzup рассказала, как при всем многообразии предложений в eCommerce "дотянуться" до новых клиентов и можно ли это сдела...

Покупатели все строже относятся к отзывам на маркетплейсах: исследование

63% пользователей не купят товар, если негативных отзывов будет больше, чем позитивных отзывов с фотографиями, - отмечается в исследовании Мегамаркета. Эксперты маркетплейса опросили клиентов, которые оформили ...

Lamoda и Fashion Factory School: локальные бренды присутствуют в гардеробе 75% россиян

Lamoda, ведущий ритейлер в сфере моды, красоты и лайфстайл, и школа бизнес-образования в сфере моды Fashion Factory School (входит в Ultimate Education) провели совместное исследование с целью изучить, как поку...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.