Куда спрятались курьеры: аналитика рынка линейной логистики в 2023 году

Игорь Бахарев

Дефицит линейного персонала в логистике набирает обороты, отрасль испытывает серьезную нехватку кадров. Директор по персоналу "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова рассказала об основных трендах HR-рынка курьеров и дала прогнозы на 2023 год.

Кадровый дефицит, к которому рынок пришёл в 2023 году обусловлен целым рядом факторов: структурной перестройкой экономики, постепенным ростом доли производственных отраслей вследствие необходимости развития ВПК и импортозамещения, частичным оттоком населения - резидентов и нерезидентов, уменьшением на рынке труда числа работоспособных мужчин. Кроме того, в последние десятилетия количество работников сферы физического труда неуклонно сокращалось - уровень заработной платы на данных должностях, как и их престиж, не были высокими, в отличие от позиций в сфере услуг и в менеджменте.

Кроме общеэкономических причин есть и отраслевые. Например, в транспортной логистике наблюдается отток водителей с личными автомобилями - возможности покупки новой машины сократились, оригинальные запчасти подорожали, сроки их доставки возросли, следовательно, увеличилось и время ремонта транспортного средства. Если же мы говорим о водителях, работающих на корпоративном транспорте, то они сталкиваются с другими сложностями, например, возрастающей интенсивностью работы, что также зачастую становится причиной ухода из профессии.

Например, в 2022 году количество вакансий курьеров в России выросло на 113% по отношению к 2021 году и составило 300 000. По информации HeadHunter, с января по май 2023 года число вакансий для курьеров увеличилось еще на 33% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Есть мнение, что в регионах "клондайк" соискателей, а страдают от дефицита именно Москва и Санкт-Петербург. Это не совсем так: нехватка представителей этой профессии затронула все регионы России. Предлагаемый уровень дохода в некоторых из них даже превышает предложения столицы, потому что емкость рынка соискателей там изначально ниже, а часть специалистов в погоне за высокими зарплатами на протяжении последних месяцев и даже лет переезжают в Москву и Санкт-Петербург, в том числе для работы вахтовым методом. Поэтому в борьбе за кадры некоторые регионы вынуждены предлагать зарплату выше уровня этих городов.

Не способствует удовлетворению спроса и появление в последнее время новых трендов в логистике. Например, популярной становится доставка товаров за город, на дачи. Это привело к тому, что в преддверии летнего сезона 2023 года спрос на курьеров еще больше увеличился. Текущий летний сезон выдался сложным с точки зрения набора складского персонала и курьеров еще и потому, что весной и летом многие потенциальные работники уходят работать на стройки, так как там существенно выше средний доход, а потребность в персонале там также возросла в том числе из-за сокращения объемов трудовой миграции. Поэтому сейчас привлекать курьеров сложно не только во время так называемого "высокого сезона" с сентября по декабрь, но и весной/летом.

Из основных трендов развития отрасли в последние полтора года стоит отметить заметное увеличение возраста соискателей. Сейчас многие компании более охотно привлекают на работу сотрудников в возрасте 50+. Еще одной устойчивой тенденцией в логистике в последние 2,5 года является значительный рост уровня заработных плат пеших курьеров, водителей и складского персонала. Спрос на этих работников вырос во время пандемии и развития доставки, что привело к росту уровня их совокупного дохода.

Также стоит отметить тренд на активизацию работы по удержанию линейных сотрудников. В первую очередь компании реализуют различные программы нематериальной мотивации и заботы о персонале: дополнительные отпускные дни, индивидуальные графики работы, скидки на услуги компании, расширение социального пакета. Расходы на эти мероприятия в любом случае более выгодны для работодателя чем затраты на поиск новых сотрудников, ведь нехватка линейного персонала привела к существенному удорожанию стоимости его подбора. Кстати, в направлении работы по удержанию персонала есть один момент, который также можно назвать новым трендом, и на фоне острейшей конкуренции за кадры для работодателей он является позитивным. Речь идет об общем уровне подвижности персонала, который в последний год стал ниже, чем был до февраля 2022 года. Это связано с тем, что стресс, который пережил рынок труда, способствовал тому, что до сих пор, несмотря на возросшую потребность и острую нехватку линейного персонала, сотрудники стали больше ценить стабильность и принимают решение о смене работы более сдержанно, чем полтора года назад.

Важно добавить, что при большом дефиците линейных сотрудников и в буквальном смысле "битве" за персонал между работодателями рано или поздно мы столкнемся с тем, что не все компании смогут конкурировать до бесконечности. Стоимость привлечения курьера в мае 2023 года к маю прошлого года выросла примерно в 3-4 раза. Число поисковых запросов о "работе курьером" в мае текущего года к аналогичному периоду прошлого сократилось примерно на четверть. В настоящее время работодателям приходится держать руку на пульсе, мониторить любые изменения уровня заработных плат на рынке труда и принимать оперативные решения об их выравнивании. Но эта гонка не может продолжаться долго: уже сейчас многие компании вынуждены решать вопросы, связанные со снижением рентабельности из-за возросшей стоимости персонала и задаваться вопросом, что со всем этим делать.

Как правило, новые вызовы приводят к новым нестандартным и позитивным изменениям, однако в моменте оперативно находить эффективные решения сложно. Поэтому можно сказать, что в настоящее время HR службы многих компаний проходят не самый лучший период, потому что запросы со стороны бизнеса становятся все более жесткими с точки зрения укомплектованности персоналом и его стоимости, а в связи с ситуацией на рынке труда такие задачи становятся трудновыполнимыми.


Материал по теме

Высокий сезон без потерь: эффективные решения для интернет-магазинов

Материал по теме

Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

Материал по теме

"Золотое яблоко" застроит Россию сетью ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-шоппинг: что раздражает вашего покупателя

ИТ-интегратор AWG провел исследование, в котором выяснил, какие функции онлайн-магазинов и маркетплейсов больше всего раздражают покупателей. Опрос, проведенный при помощи сервиса "Яндекс.Взгляд" в июне 2024 го...

Исполнительный директор "Лемана Про" Марина Фытова рассказала об онлайн-продажах сети

60% покупателей "Лемана Про" (новое название Leroy Merlin в РФ) перед тем как прийти в гипермаркет выбирают товар на онлайн-витрине сети, рассказала в интервью исполнительный директор "Лемана Про" Марина Фытова...

40% покупок россиян пришлось на онлайн

По данным исследования банка "Русский стандарт", в первой половине 2024 года соотношение онлайн и офлайн покупок в России изменилось по сравнению с 2023 годом. Сейчас 60% от общего числа покупок пришлось на...

Рынок вторичных продаж одежды и обуви в России может удвоиться за три года

Рынок фешен-ресейла в России может вырасти в два раза за три года, до 400 млрд рублей, и занять 12% совокупного объема рынка одежды и обуви. Такой прогноз содержится отраслевом отчете Fashion Consulting Gro...

Лэтуаль занялся трансграном

Российский косметический ритейлер "Лэтуаль" запустил раздел "Товары из-за рубежа" на своем маркетплейсе, где представлены товары от иностранных продавцов. Всего в разделе представлено более 4200 това...

Летние покупки россиян: аналитика

В первой половине лета во многие регионы России пришла аномальная жара. Так, в Москве 2 и 3 июля стали самыми жаркими днями за последние 134 года. Аналитики ЮMoney и аналитического телеграм-ресурса "Чек Инд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.