Куда спрятались курьеры: аналитика рынка линейной логистики в 2023 году
Игорь Бахарев
Дефицит линейного персонала в логистике набирает обороты, отрасль испытывает серьезную нехватку кадров. Директор по персоналу "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова рассказала об основных трендах HR-рынка курьеров и дала прогнозы на 2023 год.
Кадровый дефицит, к которому рынок пришёл в 2023 году обусловлен целым рядом факторов: структурной перестройкой экономики, постепенным ростом доли производственных отраслей вследствие необходимости развития ВПК и импортозамещения, частичным оттоком населения - резидентов и нерезидентов, уменьшением на рынке труда числа работоспособных мужчин. Кроме того, в последние десятилетия количество работников сферы физического труда неуклонно сокращалось - уровень заработной платы на данных должностях, как и их престиж, не были высокими, в отличие от позиций в сфере услуг и в менеджменте.
Кроме общеэкономических причин есть и отраслевые. Например, в транспортной логистике наблюдается отток водителей с личными автомобилями - возможности покупки новой машины сократились, оригинальные запчасти подорожали, сроки их доставки возросли, следовательно, увеличилось и время ремонта транспортного средства. Если же мы говорим о водителях, работающих на корпоративном транспорте, то они сталкиваются с другими сложностями, например, возрастающей интенсивностью работы, что также зачастую становится причиной ухода из профессии.
Например, в 2022 году количество вакансий курьеров в России выросло на 113% по отношению к 2021 году и составило 300 000. По информации HeadHunter, с января по май 2023 года число вакансий для курьеров увеличилось еще на 33% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Есть мнение, что в регионах "клондайк" соискателей, а страдают от дефицита именно Москва и Санкт-Петербург. Это не совсем так: нехватка представителей этой профессии затронула все регионы России. Предлагаемый уровень дохода в некоторых из них даже превышает предложения столицы, потому что емкость рынка соискателей там изначально ниже, а часть специалистов в погоне за высокими зарплатами на протяжении последних месяцев и даже лет переезжают в Москву и Санкт-Петербург, в том числе для работы вахтовым методом. Поэтому в борьбе за кадры некоторые регионы вынуждены предлагать зарплату выше уровня этих городов.
Не способствует удовлетворению спроса и появление в последнее время новых трендов в логистике. Например, популярной становится доставка товаров за город, на дачи. Это привело к тому, что в преддверии летнего сезона 2023 года спрос на курьеров еще больше увеличился. Текущий летний сезон выдался сложным с точки зрения набора складского персонала и курьеров еще и потому, что весной и летом многие потенциальные работники уходят работать на стройки, так как там существенно выше средний доход, а потребность в персонале там также возросла в том числе из-за сокращения объемов трудовой миграции. Поэтому сейчас привлекать курьеров сложно не только во время так называемого "высокого сезона" с сентября по декабрь, но и весной/летом.
Из основных трендов развития отрасли в последние полтора года стоит отметить заметное увеличение возраста соискателей. Сейчас многие компании более охотно привлекают на работу сотрудников в возрасте 50+. Еще одной устойчивой тенденцией в логистике в последние 2,5 года является значительный рост уровня заработных плат пеших курьеров, водителей и складского персонала. Спрос на этих работников вырос во время пандемии и развития доставки, что привело к росту уровня их совокупного дохода.
Также стоит отметить тренд на активизацию работы по удержанию линейных сотрудников. В первую очередь компании реализуют различные программы нематериальной мотивации и заботы о персонале: дополнительные отпускные дни, индивидуальные графики работы, скидки на услуги компании, расширение социального пакета. Расходы на эти мероприятия в любом случае более выгодны для работодателя чем затраты на поиск новых сотрудников, ведь нехватка линейного персонала привела к существенному удорожанию стоимости его подбора. Кстати, в направлении работы по удержанию персонала есть один момент, который также можно назвать новым трендом, и на фоне острейшей конкуренции за кадры для работодателей он является позитивным. Речь идет об общем уровне подвижности персонала, который в последний год стал ниже, чем был до февраля 2022 года. Это связано с тем, что стресс, который пережил рынок труда, способствовал тому, что до сих пор, несмотря на возросшую потребность и острую нехватку линейного персонала, сотрудники стали больше ценить стабильность и принимают решение о смене работы более сдержанно, чем полтора года назад.
Важно добавить, что при большом дефиците линейных сотрудников и в буквальном смысле "битве" за персонал между работодателями рано или поздно мы столкнемся с тем, что не все компании смогут конкурировать до бесконечности. Стоимость привлечения курьера в мае 2023 года к маю прошлого года выросла примерно в 3-4 раза. Число поисковых запросов о "работе курьером" в мае текущего года к аналогичному периоду прошлого сократилось примерно на четверть. В настоящее время работодателям приходится держать руку на пульсе, мониторить любые изменения уровня заработных плат на рынке труда и принимать оперативные решения об их выравнивании. Но эта гонка не может продолжаться долго: уже сейчас многие компании вынуждены решать вопросы, связанные со снижением рентабельности из-за возросшей стоимости персонала и задаваться вопросом, что со всем этим делать.
Как правило, новые вызовы приводят к новым нестандартным и позитивным изменениям, однако в моменте оперативно находить эффективные решения сложно. Поэтому можно сказать, что в настоящее время HR службы многих компаний проходят не самый лучший период, потому что запросы со стороны бизнеса становятся все более жесткими с точки зрения укомплектованности персоналом и его стоимости, а в связи с ситуацией на рынке труда такие задачи становятся трудновыполнимыми.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте