Кризис – время возможностей: доказательства от Х5
Игорь Бахарев
Второй квартал этого года стал настоящим испытанием для бизнеса. Особенно это коснулось торговли – падение траффика в офлайне грозило потерей прибыли, оборотов, проблемами с ростом издержек. Выход для большинства был только в одном – повышать уровень цифровизации бизнеса, оперативно перенаправлять все силы на продажи в сети. При этом было важно учесть тенденции, которые наметились в потребительском поведении.
Не только в России, но и в мире в целом пандемия привела к падению доходов населения. В результате люди стали больше планировать свои покупки, больше экономить, стали сокращать затраты из разряда не первостепенных. Из ритейла практически ушло понятие «импульсная покупка». Первая тенденция покупательского поведения – уход из потребительской в сберегательную модель. Второй тренд – увеличение доли онлайн-продаж: большинство интернет-магазинов нарастили обороты в указанный период в 3-10 раз. Третья тенденция – возросшая роль служб доставки, что вполне понятно в условиях пандемии.
В России есть те, кто сумел не только оперативно перестроить работу привычного формата, но и значительно развить онлайн-направление с учетом изменения потребительского поведения. Один из примеров - X5 Retail Group. Компания по итогам первого полугодия 2020 года (очень сложного для большинства) смогла стать лидером сектора продаж продуктов питания в интернете. Об этом и не только компания рассказала в своём цифровом дайджесте X5Tech за II квартал 2020.
Только за один месяц режима самоизоляции (апрель) объем продаж компании через две платформы - Perekrestok.ru и «Пятерочка Доставка» - составил 1,7 млрд руб., что в 4,7 раза больше, чем онлайн-продажи X5 за аналогичный период 2019 г. Удобные мобильные приложения, которые ритейлер создал достаточно давно, оказались очень востребованы покупателями на карантине.
Выросло и число заказов на доставку, которые зафиксировала компания в апреле: всего сервисы X5 Retail Group доставили более 520 тысяч заказов, из которых 262 тысячи – через Perekrestok.ru и 259 тысяч – через «Пятерочка Доставка». Компания оперативно принимала решения в быстро меняющейся обстановке. В кратчайшие сроки была организована доставка из большего числа магазинов – количество таких торговых точек увеличилось в несколько раз. Для организации экспресс-доставки из магазинов компания ранее разработала собственное программное обеспечение, которое охватывает все операционные и вспомогательные процессы проекта, и интегрировала его с цифровой инфраструктурой Х5.
Улучшить качество сервиса Х5 позволило и создание дарксторов – это точки, где оперативно собираются заказы для онлайн-клиентов. Несколько дополнительных дарксторов позволили компании обеспечить доставку продуктов питания по всей Москве. В ближайшее время этот опыт компания намерена использовать и в других регионах страны.
Нет никакого сомнения, что, добившись в сложнейших условиях кризиса позиции лидера онлайн-продаж, компания ее кому-то уступит. И поэтому Х5 ставит перед собой очень серьезные цели – занять 15-20% продовольственного онлайн-рынка в долгосрочной стратегии, а в среднесрочной перспективе довести долю выручки от онлайн-форматов в совокупном показателе до 10% к 2025 году и до 20% — к 2028.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте