Критерии выбора службы доставки

Игорь Бахарев

Одной из главных проблем для интернет-магазинов является выбор подрядчика, который будет доставлять заказы покупателям. В большинстве случаев продавцы смотрят только на цены разных служб доставки, оставляя без должного внимания прочие показатели их работы. Генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская показывает с конкретными цифрами, что цена – это далеко не единственный критерий, по которому следует выбирать идеального доставщика.  

Служба доставки – ключевой подрядчик любого интернет-магазина. Это одновременно и лицо, и кровь продавца. Такая колоссальная важность доставщиков объясняется двумя факторами. Во-первых, во многом исходя из работы СД клиент формирует свое мнение о работе магазина и принимает решение, стоит ли в дальнейшем иметь с ним дело. PIM Solutions проанализировала несколько сотен отзывов о магазинах в Яндекс.Маркете и выяснила, что большинство негативных отзывов связано именно с доставкой заказов. Оно и неудивительно: момент покупки – это единственный раз, когда покупатель лично соприкасается с интернет-магазином.

Во-вторых, от правильно выстроенной доставки напрямую зависит стоимость заказов для покупателей и, в конечном итоге, конкурентоспособность интернет-магазина. По нашим подсчетам, при правильной организации и работе с СД, сбалансированной стоимости доля доставки в стоимости заказа может составляет порядка 10%, а если стоимость не сбалансирована – намного больше.

Собственные СД – это очень дорогое удовольствие, содержать их могут только гиганты рынка типа OZON или Wildberries. Остальным приходится обращаться к внешним подрядчикам. Выбор СД на рынке огромен, у каждого есть свои преимущества и недостатки, и о каждой есть множество противоречивых отзывов от клиентов. Основная проблема – определить, кто из них больше всего подходит именно вашему магазину. Мы постоянно отслеживаем работу разных СД как в Москве, так и в регионах, и можем дать рекомендации по выбору лучшего подрядчика.

Первое, на что нужно обращать внимание – это представленность СД в регионе или регионах, в которые вы доставляете или собираетесь доставлять заказы. Если в каком-то регионе нет работающих служб доставки, то туда нечего будет доставлять. По нашей статистике, 50% всех заказов в России отправляется в Москву и Московскую область, около 15-20% – в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, оставшиеся 30-35% – в остальные регионы. Соответственно, большинство СД находятся в Москве и Петербурге. В этих городах можно найти СД на любой вкус, а вот найти что-то в более мелких городах уже проблематично. В таких случаях спасают федеральные СД, например СДЭК, которые доставляют заказы во все регионы. Если нужно доставить заказ в какой-то отдаленный населенный пункт, выручит Почта России, у которой есть отделения во всех уголках страны.

В последнее время в городах с почтой начали активно конкурировать пункты выдачи заказов и постаматы. Когда вы выбираете СД с пунктами выдачи, обращайте внимание на то, чтобы они были широко представлены в конкретном городе. Если в выбранном населенном пункте будет всего один ПВЗ, многие клиенты до него просто не дойдут. Из-за этого в данном городе будет наблюдаться очень низкий уровень выкупа заказов. С курьерскими службами все обстоит иначе. Если в городе они представлены, то, как правило, есть возможность доставить заказ по любому адресу. Только в маленьких городах курьерских служб почти не бывает, поскольку содержать штат курьеров для небольшого количества заказов очень дорого.

Второй аспект – наличие необходимых сервисных услуг. Разные сервисы влияют на разные аспекты работы интернет-магазина. Так, на конверсию влияют скорость доставки, возможность доставки день в день, наличие услуги частичного выкупа, если она нужна. На уровень выкупаемости будет влиять доставка в срок, а также уровень информирования покупателей. На лояльности клиентов среди прочих параметров скажется то, как отработал конкретный курьер или конкретный сотрудник ПВЗ.

Конечно же никуда не уйти от вопроса стоимости услуг СД. Тут тоже есть свои тонкости. В первую очередь нужно смотреть на тарифы, по которым СД доставляет заказы в те регионы, где вы работаете больше всего. Именно из них будет состоять основная стоимость доставки. Во-вторых, следует обращать внимание на тарифы по самым дорогим регионам, в которые вы отправляете заказы. Вполне возможно, что отправлять пару носочков в Петропавловск-Камчатский вам будет неоправданно дорого. Тогда стоит либо смириться с дороговизной доставки, либо устанавливать для дальних регионов минимальный уровень заказов, либо отключать дорогие службы, либо вообще не возить заказы в этот регион.

Чтобы оценить выгоду от работы с тем или иным доставщиком, недостаточно ориентироваться на одни лишь тарифы – нужно комплексно смотреть на разные параметры. Приведу пример. Есть две службы, которые доставляют товары в интересующий нас регион. При услуги первой стоят 150 рублей за доставку, услуги второй – 200 рублей. На первый взгляд, все ясно – надо использовать более дешевую СД. Но если посмотреть на уровень выкупаемости, то выяснится, что у «дешевой» он составляет 90%, а у «дорогой» – 80%. При этом возвратный тариф у «дешевой» службы составляет 50%, а у «дорогой» – 30%. Предположим, у вас есть 100 заказов, средний чек у них 3 тыс. рублей, маржа 50%. Когда вы доставляете их «дешевой» службой, у вас будет выкуплено всего 80 заказов, вы получите 240 тыс. рублей выручки, из них 120 тыс. рублей маржи. «Дорогой» службой вы доставите 90 заказов, а это 270 тыс. рублей выручки и 135 тыс. рублей маржи.  

Теперь посмотрим на расходы. Доставка «дешевой» курьерской службой обойдется в 15 тыс. рублей за 100 заказов туда и 1,5 тыс. рублей за 20 заказов обратно. «Дорогая» служба возьмет 20 тыс. рублей за заказы туда и 600 рублей за 10 заказов обратно. Конечно, доставка «дорогой» службой обойдется на 4100 рублей дороже, но мы помним, что с ее помощью мы доставили больше заказов и заработали на 15 тыс. рублей больше. Из этих 15 тыс. дополнительного заработка мы вычитаем 4 тыс. дополнительных расходов и получаем выгоду почти в 11 тыс. рублей.

Еще раз посмотрим все цифры из этого кейса в таблице.

Правда, здесь есть один нюанс. Уровень выкупа вы знаете только у тех СД, которыми доставляете самостоятельно. Если вы анализируете новых доставщиков, такой информации у вас не будет. Поэтому магазинам приходится ориентироваться только на тарифы. Нужно смотреть на тарифы за доставку туда, обратно, а также на все дополнительные сборы, которые есть у этой службы доставки. А уровень выкупа определять уже по ходу работы – эмпирическим путем.

Можно поступить по-другому и воспользоваться специальными сервисами для работы с СД, например, агрегаторами служб доставки. Подключившись к ним, можно сразу получить интеграцию с большим количеством СД и проверить их тарифы, выкуп и прочие параметры. Могу сказать, что такая услуга пользуется большой популярностью у интернет-магазинов. Например, к нашей интеграционной платформе MetaShip ежемесячно подключаются новые клиенты именно для того, чтобы было удобнее оперировать разными СД в регионах. Также можно получать информацию о работе СД, выкупе в регионах и многом другом с помощью специальных аналитических сервисов. Обработав всю эту информацию, можно собрать свой идеальный микс доставщиков для каждого региона.

Подытожим все вышесказанное. Для оценки служб доставки прежде всего нужно обращать внимание на следующие параметры: 

  • представленность в нужном вам регионе

  • наличие необходимых сервисов и уровень информирования клиентов

  • своевременность доставки и качество работы персонала

  • уровень выкупа и экономическая выгода

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Лучшие в CRM в 2024 году: результаты рейтинга

В Москве прошла двенадцатая церемония награждения CRM Rating 2025. Мероприятие собрало более 100 представителей CRM-индустрии — интеграторов, экспертов и руководителей компаний. В этом году награды в...

Российский рынок онлайн-продаж лекарств демонстрирует значительный рост

Объем интернет-продаж лекарственных препаратов с доставкой до потребителя в России в 2024 году достиг 15,8 млрд рублей. Согласно данным аналитической компании RNC Pharma, это на 69% превышает показатели 202...

Россияне активизировали онлайн-траты на ремонт и обустройство жилья

В начале весны россияне стали чаще покупать товары для ремонта и строительства. По данным платёжного сервиса ЮKassa, с 1 по 15 марта оборот онлайн-магазинов в этой категории вырос на 34% по сравнению с анал...

Ozon тестирует доставку личных посылок между пунктами выдачи

Ozon начал пилотный проект по доставке личных посылок между пунктами выдачи заказов (ПВЗ). В тестировании участвуют 20 клиентов и девять ПВЗ. В случае успеха сервис расширят на всю сеть, что позволит пользо...

Wildberries и Билайн запускают сервис Click&Collect

Wildberries и оператор сотовой связи Билайн объявили о расширении сотрудничества, запустив сервис Click&Collect. Теперь покупатели маркетплейса могут забирать свои заказы в офисах продаж и обслуживания Била...

До Международного торгового форума осталось 2 дня

В Москве 3-4 апреля 2025 года пройдет Международный торговый форум. Задачами мероприятия станут поиски путей восстановления деловых связей между странами в условиях стремительной трансформации экономических...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.