Контроль качества выводит бизнес на новый уровень: как аудит клиентского сервиса с пошаговым руководством помог увеличить прибыль компании на 40%

Игорь Бахарев

Как контроль качества работы сотрудников позволяет найти точки роста и повысить эффективность всего бизнеса - разбираем на примере магазина мебели, торгующего онлайн и офлайн. Оксана Панфилова, генеральный директор компании Wilstream рассказывает, какие конкретные шаги были предприняты ритейлером после аудита, чтобы повысить продажи почти вдвое, и делится чек-листом для оценки эффективности отработки входящих звонков. 

От качества коммуникации с конечным потребителем зависит очень многое: произойдет ли покупка в принципе, будут ли кросс-продажи, сработают ли маркетинговые акции, останется ли клиент довольным. И если при офлайн-взаимодействии некоторые сложности могут быть компенсированы присутствием покупателя в магазине и прямым доступом к товарам, то в процессе онлайн-шопинга они могут оказаться критичными для бизнеса ритейлера. 


Как вскрываются проблемы

Практика показывает, что далеко не все проблемы коммуникаций заметны руководству. Часто они вскрываются, когда происходят какие-то перемены. Так произошло и в московской сети мебельных магазинов. Бизнес развивался: сеть насчитывала 5 офлайн-точек, к которым в пандемию добавился интернет-магазин; также работали собственное производство мебели и внутренний контакт-центр. 

Именно работа службы поддержки и стала отправной точкой для перемен. В компании подсчитали, что в пиковые периоды распродаж терялось более 30% обращений, потому что собственный КЦ не был круглосуточным. Кроме того часто требовалось повторное обращение - проблема не решалась при первом звонке. Клиенты оставляли в интернете много негативных отзывов. Менеджмент компании решил изменить ситуацию, а заодно повысить продажи сопутствующих товаров: к кроватям - матрасы, к матрасам - постельное белье и т.д. 

Ритейлер обратился к нам для наращивания мощностей собственной службы поддержки за счет аутсорсинговой линии, работающей в режиме 24/7. Для ее запуска требовалось создать базу знаний и прописать удобный скрипт, которые позволили бы качественно обслуживать клиентов и собирать статистику их обращений. Это должно было снизить количество пропущенных звонков, повысить First Call Resolution (FCR, решение запроса при первом обращении). 

С самого начала было выявлено большое количество проблем. Один из первых этапов работы аутсорсингового КЦ - составление базы знаний, если ее нет в компании. Это систематизированная исчерпывающая информация, необходимая сотруднику контактного центра для консультирования клиентов: характеристики товара, условия доставки, скидки, акции и др. Оказалось, что ритейлер не может представить полную информацию, потому что какая-то ее часть хранилась в распечатанном виде, другая - в головах сотрудников линии клиентского сервиса. Чтобы разобраться, потребовалось провести аудит.

 

Как проходит аудит

Было решено взглянуть на ситуацию шире, и не только создать базу знаний, но и решить ряд других задач:

●       предложить пути для увеличения среднего чека;

●       повысить возвращаемость клиентов;

●       увеличить долю рынка за счёт улучшения качества клиентского сервиса.

 

Цели - амбициозные, поэтому и работа была проделана большая: требовалось не просто разобраться с бумагами и найти информацию, которой не хватало для базы знаний, но и оценить качество самих консультаций, понять, что нужно покупателям и чего не хватает, а также найти точки роста. 

Для этого мы проанализировали, как сотрудники внутреннего КЦ общаются с клиентами. Ритейлер предоставил статистику обращений: данные по количеству звонков в разрезе дней недели и почасовой активности, их распределение по долям на принятые и пропущенные звонки, Average Handling Time (AHT, среднее время обработки звонка). Также был предоставлен доступ к записям вызовов за последний месяц работы, из которых наши аналитики отобрали по 100 звонков для каждого из 10 сотрудников интернет-магазина и оценили разговоры по утвержденному чек-листу.

 

Оценка проводилась по следующим параметрам:

●       типы обращений, поступающих на линию (сервисные, оформление заказа, консультация, нецелевые звонки и т.д.);

●       полнота консультации, уровень ее экспертности;

●       предложена ли альтернатива, если нет нужного товара;

●       была ли попытка допродажи;

●       говорят ли сотрудники о текущих акциях;

●       как ведется работа с проблемными ситуациями и клиентами (например, если нет товара, нужно отказать клиенту, задерживается отправка заказа, клиент не доволен качеством и т. д.);

●       как существующие алгоритмы подтверждения заказа и информирования воспринимаются клиентами;

●       стимулируют ли ответы на вопросы или отзывы возвращаемость клиентов и последующие продажи;

●       помогают ли действующие механизмы работы с логистикой решать задачу доставки товара в срок.

 

Что дает аудит

Анализ звонков показал, что сотрудники из-за отсутствия базы знаний не предоставляли полную информацию по товару, сведения приходилось долго искать. Это приводило к паузам, увеличивало среднюю продолжительность разговора, провоцировало очередь из ожидающих ответа - и часть клиентов просто уходила. Из-за этого доля пропущенных звонков в часы пиковой нагрузки достигала 30%. 

По результатам аудита были созданы электронная база знаний и удобная форма сценариев коммуникации. Это позволило увеличить количество принятых обращений на 35% и на 20% уменьшить среднее время разговора. 

Также было выявлено, что описание товаров было неполным, поэтому вызывало вопросы у покупателей, их неудовлетворенность и возвраты. Например, некоторые клиенты не могли занести мебель в помещение, так как менеджер не уточнял размеры дверей, а мебельная конструкция была неразборной. Компании было рекомендовано создать детальные карточки товаров с полным описанием, примерами в интерьере, точными габаритами и описанием типа конструкции. В результате доля "уточняющих" обращений снизилась на 32% за месяц, а количество возвратов - на 7%. 

Подключение внешнего колл-центра в качестве резервного канала связи, работающего в режиме 24/7, для приема звонков в часы пиковой нагрузки и в нерабочее время внутренних сотрудников привело к росту числа обработанных обращений. Доля пропущенных вызовов снизилась с 30% до 3%. 

Анализ обращений также показал, что ритейлеру не хватает единой системы заказа и резервирования товара, объединяющей интернет-магазин и офлайн-точки. Ее запуск повысил уровень удовлетворенности клиентов на 17% (по данным CSI-опроса). 

За 3 месяца работы после проведения аудита первичные продажи сети увеличились на 25%, средний чек - на 18%, возвращаемость клиентов - на 14%. При этом количество возвратов товара сократилось на 7%. Суммарно это привело к росту прибыли на 40%.

 

Кроме того, ритейлеру были дополнительно даны дальнейшие детальные рекомендации:

●       по улучшению профессиональных навыков и soft skills каждого из сотрудников КЦ;

●       по доработке алгоритма подтверждения заказа;

●       по работе с логистикой;

●       по работе с отзывами и вопросами клиентов для повышения мотивации покупателей высказать положительную оценку в публичном пространстве.

 

Этот кейс раскрывает типичные проблемы отрасли: очень часто без аудита тяжело найти факторы, сдерживающие рост бизнеса. Аудит такого типа не нужен только в двух случаях: если в компании работает лишь несколько человек, которых легко контролировать, или если все коммуникации идут в офлайне, где также проще выявить проблему сразу на месте. Во всех остальных случаях аудит будет полезен.

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Как формат Click-and-Collect меняет рынок онлайн-ритейла: экспертное мнение

Услуга Click & Collect, которая позволяет клиентам заказывать товары онлайн и забирать их в магазинах, стала важной частью современной розничной торговли. По прогнозам, к 2027 году почти 20% всех покупок в с...

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.