Как вырос объем курьерской доставки для интернет-магазинов в последние месяцы: оценка рынка
Игорь Бахарев
BoxBerry
У Boxberry в апреле объемы курьерской доставки выросли в 2 раза, как по Москве, так и в регионах (по сравнению с мартом). Сейчас в столице 47% заказов доставляется курьерами и 53% - в пункты выдачи. В целом по стране доля курьерской доставки в апреле составляет 17%, 83% приходится на пункты выдачи."В мае мы ожидаем продолжение активного перетока в курьерскую доставку в масштабах, сравнимых с апрельскими. Также, вероятно, мы избежим классического спада в объемах в первой декаде мая, поскольку майские праздники пройдут в этот раз не в путешествиях или на дачах, а в самоизоляции", - рассказывает директор по логистике Boxberry Алексей Сапон.
DPD
В DPD фиксируют двукратный рост отправок, причём он неравномерный: где-то серьезное увеличение, а в каких-то отраслях падение.Так, сильно выросли объемы маркетплейсов, у которых к тому же поменялась структура заказа - теперь это не коробочка в пару килограмм, а большие негабаритные товары.
"Мы возим швабры, ведра, тренажеры, гантели и много чего еще. С другой стороны, сильно сократились покупки товаров, связанных, так скажем, с выходом из дома. Пользователи меньше покупают одежду, в том числе детскую, меньше заказывают косметику. А вот игрушки для детей растут", - поясняет директор по продажам DPD в России Наталия Плетнева.Выросли отправки у магазинов с товарами для дома, сада, огорода.
"Внушительный рост показывает один из наших клиентов, магазин товаров для творчества. Вообще все, что касается разнообразных хобби - будь то рисование, вышивание или лепка пластилином - все эти товары показывают рост. Еще одна категория, которая хорошо растет - это бумажные книги", - говорит Плетнёва.Интересный тренд: в онлайн вышли те бренды, которые раньше не уделяли пристального внимания этому каналу продаж, а активно торговали офлайн, и те, кто долго принимал решение, выходить или не выходить с интернет-магазином. Все они мобилизовались, адаптировались и успешно продают онлайн.
ПЭК
Объем курьерской доставки для интернет-магазинов вырос в два раза. Как говорит директор по стратегическому развитию ПЭК Данил Кудрявцев, период пандемии стал драйвером для компании. Она запустила ПВЗ в формате пилотного запуска в 24 регионах России. В мае сервис будет доступен по всей стране, в 1000 партнерских ПВЗ "Первой грузовой компании", отмечает он.В ПЭК EasyWay отмечают увеличение объемов доставки крупной бытовой техники в 2 раза. На втором месте в портфеле e-commerce доставки ПЭК сегмент DIY, а на третьем - различные товары для творчества и книги.
Для того, чтобы сохранить неизменными сроки и стоимость доставки в условиях режима "нерабочей" недели, ПЭК ежедневно оптимизирует логистические маршруты. Сейчас компания также тестирует доставку в пункты выдачи заказов: собственные и партнерские. В планах дальнейшая региональная экспансия в части фулфилмент-центров, рассказал Кудрявцев.
TopDelivery
Объём курьерской доставки, начиная с начала апреля вырос в несколько раз практически у всех логистов. "У нас в апреле такой же пик курьерской доставки, как мы обычно наблюдаем в декабре, в самый "жаркий" сезон для eCommerce. Это почти в два раза больше, чем в обычный месяц", - говорит исполнительный директор TopDelivery Алексей Прыгин.Это обусловлено рядом причин.
1. Некоторая категория ритейла закрыта и единственный канал продажи для них - это еком.
2. тип доставки перераспределился с ПВЗ на курьерскую доставку.
"Например, у одного нашего крупного клиента до апреля распределение заказов на ПВЗ/курьерская доставка было 60/40, сейчас 30/70. Это связано с тем, что часть ПВЗ закрылась и есть категория людей, которая пользовалась ПВЗ, но в текущих условиях предпочитает лишний раз не выходить из дома, а воспользоваться курьерской доставкой", - добавляет Прыгин.
PickPoint
"Объективно, последние 2 недели спрос на курьерскую доставку был выше, чем в докризисный период. Люди не хотели лишний раз выходить на улицу из-за риска заражения новой коронавирусной инфекцией. Этому также способствовали меры по обеспечению защиты курьеров и соблюдению дистанции при получении онлайн-заказов", - рассказывает генеральный директор PickPoint Надежда Романова.По оценке логиста, динамика спроса на курьерскую доставку увеличилась в 1,5 - 2 раза в Москве, области и ряде городов - миллионников. В регионах, где не введены жесткие ограничения по выходу на улицу, мы не видим существенных изменений в потребительском предпочтении каналов доставки.
PimPay
В PimPay видят "значительный рост" курьерок по всем доставщикам, включая "Почту России"."По внешним доставщикам на данных наших клиентов: доля курьерских служб в феврале 38%, в первой половине апреля 70%", - оценивает генеральный директор PimPay Ольга Сатановская.Рост доли курьерских служб, по её словам, связан, в первую очередь, с режимом самоизоляции и связанных с ним ограничений в работе ПВЗ. Скорее всего после снятия всех ограничительных мер тренд на самостоятельный забор вернется. Исключением станут те компании, которые показали возможность привозить быстро, вовремя, в коротком временном интервале, да еще и бесплатно для клиента.
IML
Трафик IML вырос, при этом с начала пандемии спрос потребителей перераспределился между разными категориями товаров. Конечно же, в лидерах оказались средства личной защиты. Помимо них самый большой рост объемов сейчас у косметики - 186%, детских товаров - 164%, книг - 157%, спортивного инвентаря - 146%, электроники - 139%.
"Любопытно, что на 15% увеличились продажи товаров для взрослых и презервативов. Также увеличился спрос на товары для дома: предметы интерьера, средства для уборки, кухонные и постельные принадлежности", - комментирует директор по маркетингу и внешним коммуникациям федеральной логистической компании IML Анна Макушева."Под удар" попало то, что используется за пределами квартиры. Больше всех пострадал сегмент одежды и обуви - снижение составило 77%, товары для активного отдыха и рыбалки стали заказывать реже на 48%, подарки и сувениры - 33%.
Ограничения затронули пункты выдачи товаров, расположенные в торговых центрах. Эти меры вполне оправданы, поэтому мы вынужденно переехали в более доступные места.
"За последние два месяца мы наблюдаем увеличение числа доставок. Это означает, что оборот онлайн-продаж растет. Следовательно, выиграют ритейлеры, успевшие выйти в онлайн, построить digital-отделы и наладить каналы доставки заказов", - добавляет Макушева.
Ozon
В Ozon подтверждают, что объем курьерской доставки за последние 2-3 недели вырос вдвое."Сегодня каждый второй заказ в Москве и Петербурге доставляется курьером, при этом пользователи Ozon по всей России все чаще выбирают бесконтактную курьерскую доставку до двери - ее популярность с конца февраля выросла в 20 раз. Еще один бесконтактный способ получения посылок - постаматы, также стали более востребованы: если раньше клиенты получали в постамате каждый пятый заказ, то сейчас на этот канал приходится порядка 40% всех заказов с Ozon. У Ozon более 2500 постаматов расположены в продуктовых магазинах, что позволяет совместить выход за продуктами с получением заказа", - рассказывает заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon Мария Заикина.Ozon активно наращивает ресурсы службы доставки заказов как за счет предоставления рабочих мест сотрудникам ресторанных сетей и офлайн-ритейлеров, временно оставшихся без работы в условиях карантина, так и привлекая новых партнеров к работе в службе доставки, чтобы сохранять качество сервиса при росте нагрузки. Так, в марте компания привлекла к работе более 200 новых агентов доставки.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте