Как скорость доставки товаров повлияла на рынок автоперевозок

Игорь Бахарев

С развитием электронной коммерции требования к качеству обслуживания со стороны покупателей выросли — мы видим, как быстрая доставка становится приоритетом, отчего увеличивается роль транспортных компаний. Коммерческий директор Holding Finance Broker Дмитрий Угрюмов проанализировал ситуацию и рассказал, как изменился рынок автоперевозок под влиянием новых тенденций.

Чаще всего товары перевозят автотранспортом — это не только отечественная, но и мировая тенденция. Если взять структуру грузоперевозок по видам транспорта в России, то более 70% придется на автомобили, а на железную дорогу, которая занимает второе место по популярности, всего около 15%. Остальные 15% приходятся на воздушный и морской транспорт в совокупности.

С развитием маркетплейсов и ритейла увеличилось и количество транспортируемых грузов — в 2023 году коммерческие автоперевозки в нашей стране выросли на 12%, и эксперты отрасли прямо указывали, что это связано с увеличением производства потребительских товаров и развитием импортозамещения. Одновременно в России отмечен бум электронной коммерции — в 2023 году она показала общее увеличение на 23% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, но ее значения все еще отстают от общемировых. Так что есть поле для дальнейшего развития. В этом контексте автоперевозки пользуются все большим спросом — в 2023 году число доставок грузов для покупателей на маркетплейсах выросло на 104%.

Стабильная популярность автоперевозок, в первую очередь, объясняется скоростью доставки. Автомобили дают целый ряд преимуществ, который не может обеспечить никакой другой транспорт — оперативность, мобильность и возможность доставки и разгрузки «дверь в дверь». Это критически важно для двух развивающихся сегментов — продовольственной торговли и маркетплейсов. 

Если речь идет о продуктах питания, особенно скоропортящихся — фруктах, овощах, ягодах, сельскохозяйственных товаров, — то перевозка должна быть максимально быстрой, чтобы груз доехал свежим. Более того — опоздание даже на несколько часов обычно приводит к применению штрафных санкций. Заказы из маркетплейсов тоже необходимо доставлять в сжатые сроки, вне зависимости от погодных условий, дней недели, праздников и т.п. Чаще всего на автомобилях транспортируют небольшие и средние партии товара. 

Поведение селлеров и интернет-магазинов тоже изменилось, а рост электронной коммерции привел к увеличению складских площадей. В большинстве регионов раньше располагался один склад, сегодня же количество терминалов в наиболее крупных возросло — опять-таки для того, чтобы уменьшить сроки доставки до конечного покупателя.

Преимущество скорости автоперевозок оценили и при доставке грузов из-за границы — в частности, Китая и стран СНГ. По последним данным, товарооборот между Китаем и Россией за первые четыре месяца 2024 года увеличился на 4,7%. Экспорт обуви из Китая вырос за 2023 год на 39%, а одежды — на 23%: немалая часть этой продукции затем реализуется через маркетплейсы и другие онлайн-площадки. Популярность автоперевозок из Поднебесной резко выросла за последние годы — несмотря на то, что такой вид доставки дороже, чем по железной дороге, он несомненно выигрывает по срокам. А спрос на перевозку грузов из Казахстана на склады маркетплейсов России увеличился на 192%.

Также отмечается увеличение поставок товаров в торговые сети, а в дискаунтерах рост и вовсе составил 20%.

Требования торговых сетей и покупателей к высокой скорости доставки напрямую сказались на ценах на автоперевозки — они подорожали, и хотя произошло это из-за совокупности факторов, но одной из главных причин стало то, что водители все чаще переходят на более быстрые и привлекательные внутригородские маршруты, отказываясь от многодневных рейсов через полстраны. Им выгоднее работать в пределах города — например, развозить товары из распределительного центра по пунктам выдачи маркетплейсов. Дефицит водителей в отрасли превышает 20%, а автоперевозки в среднем подорожали на 40%.

Без сомнения автотранспортировка грузов продолжит набирать обороты — этому способствует развитие онлайн-торговли в России. Интерес к дистанционным покупкам только укрепляется: объем трат россиян на маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, а число заказов увеличилось на 63%. Поэтому скорость доставки будет оставаться приоритетным фактором при грузоперевозках.

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Материал по теме

ВсеИнструменты.ру рассказал о планах на строительство сети ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Мегамаркет расширяет ассортимент товаров для дома

Маркетплейс Мегамаркет продолжает активно развивать категорию "Товары для дома и ремонта". За первое полугодие 2024 года ассортимент товаров в этой категории увеличился почти в полтора раза. Теперь покупате...

Drone Express показал новый подход к построению маркетплейса

Разработчик дронов Drone Express пытается создать собственный маркетплейс. Особенность проекта в том, что компания, базирующаяся в Дейтоне, штат Огайо, развивает его не со стороны торговой площадки, а на ба...

Wildberries открывает продажи российских электромобилей

Wildberries расширил ассортимент и теперь предлагает своим покупателям электромобили. С октября любой желающий может приобрести электрический седан А5 производства компании "Амберавто" не выходя из дома. ...

X5 Group отчиталась об операционной эффективности своих дарксторов

Благодаря оптимизации логистики и расширению ассортимента, X5 Digital (бизнес-единица X5 Group, которая развивает сервис онлайн-доставки) достигла операционной прибыльности в онлайн-сегменте. Как уверяют в ...

Яндекс Лавка начала проект "тёмных кухонь" в Казани

Яндекс Лавка начала открывать в Казани дарккитчены. Это небольшие кухни, которые размещаются в дарксторах сервиса. В дарккитченах повара Лавки готовят горячие блюда под брендом "Есть горячее" - например, завтра...

"Сантехника-Онлайн" выросла вдвое на маркетплейсах

Оборот группы компаний "Сантехника-Онлайн" на маркетплейсе Ozon за первые девять месяцев 2024 года вырос на 96,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 1,65 млрд рублей. Компани...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.