Как скорость доставки товаров повлияла на рынок автоперевозок

Игорь Бахарев

С развитием электронной коммерции требования к качеству обслуживания со стороны покупателей выросли — мы видим, как быстрая доставка становится приоритетом, отчего увеличивается роль транспортных компаний. Коммерческий директор Holding Finance Broker Дмитрий Угрюмов проанализировал ситуацию и рассказал, как изменился рынок автоперевозок под влиянием новых тенденций.

Чаще всего товары перевозят автотранспортом — это не только отечественная, но и мировая тенденция. Если взять структуру грузоперевозок по видам транспорта в России, то более 70% придется на автомобили, а на железную дорогу, которая занимает второе место по популярности, всего около 15%. Остальные 15% приходятся на воздушный и морской транспорт в совокупности.

С развитием маркетплейсов и ритейла увеличилось и количество транспортируемых грузов — в 2023 году коммерческие автоперевозки в нашей стране выросли на 12%, и эксперты отрасли прямо указывали, что это связано с увеличением производства потребительских товаров и развитием импортозамещения. Одновременно в России отмечен бум электронной коммерции — в 2023 году она показала общее увеличение на 23% по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года, но ее значения все еще отстают от общемировых. Так что есть поле для дальнейшего развития. В этом контексте автоперевозки пользуются все большим спросом — в 2023 году число доставок грузов для покупателей на маркетплейсах выросло на 104%.

Стабильная популярность автоперевозок, в первую очередь, объясняется скоростью доставки. Автомобили дают целый ряд преимуществ, который не может обеспечить никакой другой транспорт — оперативность, мобильность и возможность доставки и разгрузки «дверь в дверь». Это критически важно для двух развивающихся сегментов — продовольственной торговли и маркетплейсов. 

Если речь идет о продуктах питания, особенно скоропортящихся — фруктах, овощах, ягодах, сельскохозяйственных товаров, — то перевозка должна быть максимально быстрой, чтобы груз доехал свежим. Более того — опоздание даже на несколько часов обычно приводит к применению штрафных санкций. Заказы из маркетплейсов тоже необходимо доставлять в сжатые сроки, вне зависимости от погодных условий, дней недели, праздников и т.п. Чаще всего на автомобилях транспортируют небольшие и средние партии товара. 

Поведение селлеров и интернет-магазинов тоже изменилось, а рост электронной коммерции привел к увеличению складских площадей. В большинстве регионов раньше располагался один склад, сегодня же количество терминалов в наиболее крупных возросло — опять-таки для того, чтобы уменьшить сроки доставки до конечного покупателя.

Преимущество скорости автоперевозок оценили и при доставке грузов из-за границы — в частности, Китая и стран СНГ. По последним данным, товарооборот между Китаем и Россией за первые четыре месяца 2024 года увеличился на 4,7%. Экспорт обуви из Китая вырос за 2023 год на 39%, а одежды — на 23%: немалая часть этой продукции затем реализуется через маркетплейсы и другие онлайн-площадки. Популярность автоперевозок из Поднебесной резко выросла за последние годы — несмотря на то, что такой вид доставки дороже, чем по железной дороге, он несомненно выигрывает по срокам. А спрос на перевозку грузов из Казахстана на склады маркетплейсов России увеличился на 192%.

Также отмечается увеличение поставок товаров в торговые сети, а в дискаунтерах рост и вовсе составил 20%.

Требования торговых сетей и покупателей к высокой скорости доставки напрямую сказались на ценах на автоперевозки — они подорожали, и хотя произошло это из-за совокупности факторов, но одной из главных причин стало то, что водители все чаще переходят на более быстрые и привлекательные внутригородские маршруты, отказываясь от многодневных рейсов через полстраны. Им выгоднее работать в пределах города — например, развозить товары из распределительного центра по пунктам выдачи маркетплейсов. Дефицит водителей в отрасли превышает 20%, а автоперевозки в среднем подорожали на 40%.

Без сомнения автотранспортировка грузов продолжит набирать обороты — этому способствует развитие онлайн-торговли в России. Интерес к дистанционным покупкам только укрепляется: объем трат россиян на маркетплейсах в 2023 году вырос в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом, а число заказов увеличилось на 63%. Поэтому скорость доставки будет оставаться приоритетным фактором при грузоперевозках.

Материал по теме

Коллапс на границе: голос рынка

Материал по теме

Где хранить, чтобы продавать: как выбрать региональные склады Wildberries и распределить по ним товар

Материал по теме

Фуры в степи: граница с Казахстаном ушла в "долгую загрузку"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Сети закрывают супермаркеты из-за онлайна

Российские ритейлеры активно сокращают число супермаркетов и гипермаркетов на фоне изменения потребительских привычек. За три квартала 2025 года количество таких магазинов уменьшилось на 1,4%. Топ-200 сетей...

ФНС предложила новые обязанности для маркетплейсов

Федеральная налоговая служба (ФНС) разработала поправки в Налоговый кодекс, обязывающие крупные посреднические интернет-площадки контролировать соблюдение налогового законодательства своими контрагентами.  ...

Михаил Мишустин: прослеживаемость поставок станет инструментом борьбы с серым импортом

Правительство нацелилось на полную прослеживаемость импортных поставок, чтобы закрыть серые схемы и выровнять условия конкуренции на рынке. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, уче...

Минэкономразвития рассмотрит новые правила возвратов для маркетплейсов

Ассоциация участников электронной коммерции предложила меры против потребительского экстремизма на совещании у министра экономического развития Максима Решетникова. Все инициативы переданы на рассмотрение р...

Ozon fresh запускает баллы для сотрудников дарксторов и курьеров

Ozon fresh запустил программу лояльности "Баллы на Дарксторах Фреш" для курьеров и работников дарксторов. Она позволяет накапливать баллы и тратить их на продукты и готовую еду. Директор департамен...

Купер запустил игру о курьере с бонусами за доставки

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер запустил игру "Купер Run" - бесконечный раннер, в котором пользователи играют за курьера, преодолевают препятствия и собирают монеты. Игра позволяет на...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.