Как селлеры диверсифицируют площадки: аналитика Tinkoff

Игорь Бахарев

За год доля продавцов, работающих одновременно хотя бы с двумя онлайн-площадками, существенно выросла. Хотя большинство продавцов предпочитают работать на одной площадке, селлеры с течением времени начинают подключать дополнительные маркетплейсы, свидетельствуют данные отчёта Tinkoff eCommerce.

Так, согласно исследованию, примерно каждый пятый продавец из тех, кто начал торговлю в 2021 и 2022 годах, подключил дополнительную площадку через год после начала работы. На конец первого квартала 2023 года 78% продавцов ведут торговлю на одной площадке, 18% - на двух, 3% - на трех, 1% - на четырех и более площадках.

Доля продавцов по количеству площадок.jpg


Рост медианных доходов с каждой новой площадкой не изменился по сравнению с предыдущим годом - продавцы, которые подключают второй маркетплейс, получают рост оборота почти в три раза. Последующее подключение каждой новой площадки дает селлерам в среднем двукратный рост доходов.

Помимо этого, по данным опроса Tinkoff eCommerce, каждый пятый предприниматель, не торгующий на маркетплейсах, видит возможность расширения бизнеса через такие площадки - о планах масштабирования сообщили 22% респондентов.

Прирост продавцов маркетплейсов.jpg

Маркетплейсы и число продавцов на них

По данным Тинькофф eCommerce, с первого квартала 2022 по первый квартал 2023 года прирост активных продавцов на маркетплейсах снизился: их количество выросло всего на 21%. Для сравнения: в первом квартале 2022 года рост составлял +288%.

Директор Tinkoff eCommerce Илья Кретов считает, что большой рост (в три-четыре раза) в 2020-2021 годах был обусловлен эффектом низкой базы и "золотой лихорадкой" маркетплейсов. Пандемия спровоцировала переход бизнеса из офлайна в онлайн и способствовала резкому увеличению числа селлеров. В 2022 году эта динамика немного замедлилась, но рынок все еще растет внушительными темпами - на 20-30% год к году.

"В общем приросте необходимо учитывать не только абсолютные изменения, но и обращать внимание на тот факт, что некоторые предприниматели не доходят до "точки выживания". Рост числа селлеров отражает как появление новых продавцов на маркетплейсах, так и их существенный отток в случае, если бизнес за определенное время не достигает необходимых оборотов. Помимо этого при насыщении экосистемы каждого маркетплейса происходит замена количества качеством. Это значит, что на площадки приходят более профессиональные продавцы, которые "живут" дольше и торгуют на нескольких платформах одновременно. В ближайшем будущем рынок будет расти не столько за счет появления новых, сколько за счет развития больших и сильных селлеров", - добавляет Кретов.

За год доля Ozon по количеству продавцов выросла сильнее всего - с 23% в первом квартале 2022 до 34% в первом квартале 2023. Wildberries как и в прошлом году лидирует по количеству продавцов, но его доля снизилась до 52% (63% в 2022 году). Увеличилась доля Яндекс Маркета - 10% в 2023 году против 8% в 2022. У остальных маркетплейсов доля продавцов за год практически не изменилась.

Что касается новых продавцов, в первом квартале 2023 года только на трех маркетплейсах их число увеличилось по сравнению с предыдущим кварталом: Яндекс Маркет (+39%), Ozon (+25%) и СберМегаМаркет (+17%). У Wildberries темпы прироста новых продавцов снизились на 4%. При этом, если в 2022 году более 70% продавцов выбирали в качестве первой площадки Wildberries, то в 2023 году только 44% продавцов начинают торговлю на этой площадке. Доля продавцов, которые выбирали Ozon первой площадкой, наоборот, выросла: 47% в 2023 году против 18% в первом квартале 2022. Около 8% продавцов в качестве первой площадки выбирают Яндекс Маркет.

Рост количества продавцов в 1 квартале 2023 года.jpg

Задачи и зоны роста селлеров

Онлайн-предприниматели зачастую ведут бизнес в одиночку или имеют совсем небольшой штат, поэтому уделяют много времени операционной и рутинной деятельности. Согласно опросу, 60% продавцов, которые торгуют на Wildberries и Ozon, тратят на работу с заказами минимум час в день. Из них 42% тратят на это по несколько часов в день.

Доля продавцов по площадкам.jpg

Кроме того, около 60% продавцов ежедневно работают с отзывами о своих товарах, из них каждому второму продавцу приходится отвечать на отзывы самостоятельно. Также почти половина продавцов регулярно отслеживает остатки на складе, анализирует продажи и выстраивает логистические процессы.

Что касается приоритезации задач, каждый второй продавец (55%) считает важным правильно настроить рекламу. Еще 43% респондентов отметили важность анализа собственных продаж. При этом опрошенные считают, что наиболее затратные по времени процессы - работа с карточками товара, анализ продаж, работа с рекламой и отзывами.

Для улучшения этих и других рабочих процессов 38% респондентов искали решение задач с помощью экспертов:

●     22% из них обращались к узкопрофильным специалистам по работе с маркетплейсами;

●     13% пользовались услугами внешних маркетологов;

●     9% советовались с друзьями;

●     7% искали необходимую информацию в интернете;а

●     Остальные селлеры пользовались услугами разнопрофильных экспертов - от аналитиков и юристов до дизайнеров и психологов.

Полная версия исследования доступна по ссылке.

Материал по теме

Онлайн-продажи товаров FMCG выросли на 34% в первом квартале

Материал по теме

Аналитики НАФИ о новых трендах в цифровом потреблении россиян

Материал по теме

Тренды рынка eCommerce США: оценка Zacks Investment Research

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кейс Turbotarget и Shopping Live: как повысить узнаваемость бренда и увеличить число заказов с помощью brandformance-стратегии

О том, как работает сочетание контекстного таргетинга с динамическим ретаргетингом, — читайте в кейсе Бориса Николаенко, руководителя Turbotarget.  Задачи Shopping Live – большая площадка, на котор...

Бизнес-форум по маркетплейсам MPSTATS EXPO 2024 пройдет в июне в Москве

С 3 по 5 июня 2024 год в Москве в МТС LIVE ХОЛЛ пройдет крупнейший форум страны по маркетплейсам MPSTATS EXPO 2024. На площадке соберутся более 5000 участников: товаропроизводителей, предпринимателей из сфе...

Онлайн-продажи товаров FMCG выросли на 34% в первом квартале

Интернет-площадки стремительно наращивают свое влияние на рынок непродовольственных товаров FMCG (товаров повседневного спроса). Согласно данным исследования Nielsen, в первом квартале 2024 года онлайн-прод...

Яндекс расширил зону доставки роботами в Москве

Роботы-курьеры Яндекса стали доставлять заказы из Яндекс Еды и Лавки в международном деловом центре "Москва-Сити". Этот способ доставки заработал еще в семи районах Москвы. В Тверском, Пресненском и Ломоносовск...

Ozon запустил курьерскую доставку в Армении

Ozon объявляет о запуске собственной курьерской доставки в Армении. Теперь жители Еревана могут получать заказы с доставкой на дом курьерами Ozon. Ранее покупатели в Армении могли получить товары, за...

Правда и мифы об электронных меню в ресторанах

Внедрение новых систем в работающий бизнес нередко вызывает сопротивление. Среди руководителей - из-за того, что новым процессам будет необходимо уделять время, а сами решения стоят денег. Среди работников - из...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.