Как маркетплейсы выстраивают поисковую систему на сайте: аналитика

Игорь Бахарев

За последние годы маркетплейсы стали основным инструментом для покупок в онлайне, поэтому качество поиска внутри маркетплейсов начало играть принципиально важную роль. Эксперты ИAA TelecomDaily решили оценить развитие их поисковых технологий.

В рамках исследования оценивалась удовлетворенность пользователей результатами поисковой выдачи на трех популярных площадках - Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет.

Респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на тестовый запрос. Шкала оценки содержала четыре категории: товар полностью соответствует запросу; товар может заменить товар из запроса; дополнение к товару из запроса; товар не соответствует запросу.

Clip2net_220601000117.png

Clip2net_220601000126.png

 

Общая оценка маркетплейсов по качеству поиска товаров

В целом респонденты высоко оценили качество работы поиска на российских маркетплейсах. Так, по их мнению, в 75,6% случаев поиск нашел именно тот товар, который был нужен, а в еще 8% - нашел товар на замену. 14% найденных товаров оказались совсем неподходящими, а 2,5% были дополнением к товару, который искал пользователь.

Clip2net_220601000404.png

Оценка поисковой выдачи в среднем по трем маркетплейсам

 

Маркетплейс с самым качественным поиском

Результаты работы поиска на маркетплейсах были разделены на две группы: "качественные" и "некачественные". К "качественным" были отнесены те товары, которые полностью соответствуют запросу или могут заменить искомый товар. К "некачественным" - товары, которые не соответствуют запросу или могут быть лишь дополнением к товару из запроса.

В итоге самое высокое качество поиска в целом - у Яндекс.Маркета (87,7%). Далее Wildberries (82,4%) и Ozon (80,5%). 

Clip2net_220601000459.png

 

Детальное сравнение поиска на маркетплейсах

 

По параметру полного соответствия товара запросу Яндекс.Маркет также занял первое место (78,8%). Второе место, с небольшим отставанием, досталось Wildberries (77,5%). При этом у Wildberries рекомендации похожих товаров работают хуже, чем у других маркетплейсов: показатель почти в два раза ниже, чем у Яндекс.Маркета (4,9% против 8,9%), и в полтора раза ниже, чем у Ozon (7,2%). Вместе с тем Ozon реже остальных оцениваемых маркетплейсов показывает в выдаче товары, точно соответствующие запросу (73,3%).

 

 

Clip2net_220601000542.png

Оценка поисковой выдачи Яндекс.Маркета

 

Clip2net_220601000616.png

Оценка поисковой выдачи Wildberries

Clip2net_220601000653.png

Оценка поисковой выдачи Ozon

 

 

Методология

В качестве площадок для оценки качества внутреннего поиска были выбраны Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, т.к. эти три площадки являются лидерами по темпам роста среди всех российских маркетплейсов.

Для проверки качества поиска внутри маркетплейсов были составлены тестовые запросы, которые отвечали ряду критериев.

1) Входят хотя бы в одну из основных категорий товаров, продающихся на трех оцениваемых маркетплейсах.

Таким образом, в список товарных категорий для анализа вошли:

●       одежда и обувь для взрослых

●       косметика и парфюмерия

●       детские товары, включая одежду

●       товары для дома и дачи

●       электроника и техника

●       продукты питания

 

2) Представляют разные по частотности поисковые запросы: от редких запросов (1000+ запросов в месяц) до сверхпопулярных (более 100 000 запросов в месяц). Нижняя граница - 1000 запросов в месяц. Для проверки частотности запросов использовался сервис WordStat.

Примеры запросов из разных категорий по частоте:

●       лен - 172 320 показов по запросу "лен купить" в месяц

●       бойлер для нагрева воды - 20 438 показов в месяц

●       куртка м65 - 9 208 показов в месяц

 

3) Содержат как общие запросы ("платье с коротким рукавом"), так и брендовые запросы ("лезвия gillette fusion 5").

В итоге было составлено 930 тестовых товарных запросов. В дальнейшем респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на запрос.

Материал по теме

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

Материал по теме

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Материал по теме

Россияне сбегают от стресса в магазины и на маркетплейсы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

B2B+B2C: как объединить два рынка в одной eСommerce-платформе

Сегодня сложно удивить кого-то разнообразием форматов интернет-торговли. Однако когда дело доходит до объединения двух разных моделей — B2B и B2C — в одной платформе, бизнес сталкивается с массой вызовов. Од...

"РОЛЬФ" поконкурирует с Авито

Группа компаний "РОЛЬФ" добавила на свою цифровую платформу возможность самостоятельного размещения объявлений о продаже автомобилей. Обновлённый личный кабинет позволяет пользователям управлять объявлениями и ...

"Улыбка радуги" тестирует магазины без кассиров

Торговая сеть "Улыбка радуги" запустила в Санкт-Петербурге первый магазин без кассиров. Пилотная торговая точка открылась на улице Манчестерской, 3, строение 1. Новый формат предполагает самообслужив...

"Читай-город — Буквоед" выходит на Wildberries: зачем книжной сети маркетплейс?

Крупнейшая российская книжная сеть "Читай-город — Буквоед" начала сотрудничество с Wildberries, подключившись к сервису самовывоза маркетплейса. Теперь покупатели смогут заказывать книги через Wildberries и...

Ozon обвиняют в давлении на продавцов через поисковую выдачу

Продавцы маркетплейса Ozon столкнулись со снижением видимости своих товаров. Они обвиняют площадку в том, что маркетплейс стал пессимизировать товаров тех селлеров, которые отказались от принудительного уча...

Авито Авто внедряет ИИ-аналитику переговоров для повышения эффективности продаж

Сервис объявлений Авито Авто представил новую технологию на базе собственной языковой модели A-Vibe, предназначенную для анализа переговоров между дилерами и потенциальными покупателями автомобилей. Решение...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.