Как маркетплейсы выстраивают поисковую систему на сайте: аналитика
Игорь Бахарев
За последние годы маркетплейсы стали основным инструментом для покупок в онлайне, поэтому качество поиска внутри маркетплейсов начало играть принципиально важную роль. Эксперты ИAA TelecomDaily решили оценить развитие их поисковых технологий.
В рамках исследования оценивалась удовлетворенность пользователей результатами поисковой выдачи на трех популярных площадках - Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет.
Респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на тестовый запрос. Шкала оценки содержала четыре категории: товар полностью соответствует запросу; товар может заменить товар из запроса; дополнение к товару из запроса; товар не соответствует запросу.
Общая оценка маркетплейсов по качеству поиска товаров
В целом респонденты высоко оценили качество работы поиска на российских маркетплейсах. Так, по их мнению, в 75,6% случаев поиск нашел именно тот товар, который был нужен, а в еще 8% - нашел товар на замену. 14% найденных товаров оказались совсем неподходящими, а 2,5% были дополнением к товару, который искал пользователь.
Оценка поисковой выдачи в среднем по трем маркетплейсам
Маркетплейс с самым качественным поиском
Результаты работы поиска на маркетплейсах были разделены на две группы: "качественные" и "некачественные". К "качественным" были отнесены те товары, которые полностью соответствуют запросу или могут заменить искомый товар. К "некачественным" - товары, которые не соответствуют запросу или могут быть лишь дополнением к товару из запроса.
В итоге самое высокое качество поиска в целом - у Яндекс.Маркета (87,7%). Далее Wildberries (82,4%) и Ozon (80,5%).
Детальное сравнение поиска на маркетплейсах
По параметру полного соответствия товара запросу Яндекс.Маркет также занял первое место (78,8%). Второе место, с небольшим отставанием, досталось Wildberries (77,5%). При этом у Wildberries рекомендации похожих товаров работают хуже, чем у других маркетплейсов: показатель почти в два раза ниже, чем у Яндекс.Маркета (4,9% против 8,9%), и в полтора раза ниже, чем у Ozon (7,2%). Вместе с тем Ozon реже остальных оцениваемых маркетплейсов показывает в выдаче товары, точно соответствующие запросу (73,3%).
Оценка поисковой выдачи Яндекс.Маркета
Оценка поисковой выдачи Wildberries
Оценка поисковой выдачи Ozon
Методология
В качестве площадок для оценки качества внутреннего поиска были выбраны Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, т.к. эти три площадки являются лидерами по темпам роста среди всех российских маркетплейсов.
Для проверки качества поиска внутри маркетплейсов были составлены тестовые запросы, которые отвечали ряду критериев.
1) Входят хотя бы в одну из основных категорий товаров, продающихся на трех оцениваемых маркетплейсах.
Таким образом, в список товарных категорий для анализа вошли:
● одежда и обувь для взрослых
● косметика и парфюмерия
● детские товары, включая одежду
● товары для дома и дачи
● электроника и техника
● продукты питания
2) Представляют разные по частотности поисковые запросы: от редких запросов (1000+ запросов в месяц) до сверхпопулярных (более 100 000 запросов в месяц). Нижняя граница - 1000 запросов в месяц. Для проверки частотности запросов использовался сервис WordStat.
Примеры запросов из разных категорий по частоте:
● лен - 172 320 показов по запросу "лен купить" в месяц
● бойлер для нагрева воды - 20 438 показов в месяц
● куртка м65 - 9 208 показов в месяц
3) Содержат как общие запросы ("платье с коротким рукавом"), так и брендовые запросы ("лезвия gillette fusion 5").
В итоге было составлено 930 тестовых товарных запросов. В дальнейшем респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на запрос.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте