Как маркетплейсы выстраивают поисковую систему на сайте: аналитика

Игорь Бахарев

За последние годы маркетплейсы стали основным инструментом для покупок в онлайне, поэтому качество поиска внутри маркетплейсов начало играть принципиально важную роль. Эксперты ИAA TelecomDaily решили оценить развитие их поисковых технологий.

В рамках исследования оценивалась удовлетворенность пользователей результатами поисковой выдачи на трех популярных площадках - Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет.

Респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на тестовый запрос. Шкала оценки содержала четыре категории: товар полностью соответствует запросу; товар может заменить товар из запроса; дополнение к товару из запроса; товар не соответствует запросу.

Clip2net_220601000117.png

Clip2net_220601000126.png

 

Общая оценка маркетплейсов по качеству поиска товаров

В целом респонденты высоко оценили качество работы поиска на российских маркетплейсах. Так, по их мнению, в 75,6% случаев поиск нашел именно тот товар, который был нужен, а в еще 8% - нашел товар на замену. 14% найденных товаров оказались совсем неподходящими, а 2,5% были дополнением к товару, который искал пользователь.

Clip2net_220601000404.png

Оценка поисковой выдачи в среднем по трем маркетплейсам

 

Маркетплейс с самым качественным поиском

Результаты работы поиска на маркетплейсах были разделены на две группы: "качественные" и "некачественные". К "качественным" были отнесены те товары, которые полностью соответствуют запросу или могут заменить искомый товар. К "некачественным" - товары, которые не соответствуют запросу или могут быть лишь дополнением к товару из запроса.

В итоге самое высокое качество поиска в целом - у Яндекс.Маркета (87,7%). Далее Wildberries (82,4%) и Ozon (80,5%). 

Clip2net_220601000459.png

 

Детальное сравнение поиска на маркетплейсах

 

По параметру полного соответствия товара запросу Яндекс.Маркет также занял первое место (78,8%). Второе место, с небольшим отставанием, досталось Wildberries (77,5%). При этом у Wildberries рекомендации похожих товаров работают хуже, чем у других маркетплейсов: показатель почти в два раза ниже, чем у Яндекс.Маркета (4,9% против 8,9%), и в полтора раза ниже, чем у Ozon (7,2%). Вместе с тем Ozon реже остальных оцениваемых маркетплейсов показывает в выдаче товары, точно соответствующие запросу (73,3%).

 

 

Clip2net_220601000542.png

Оценка поисковой выдачи Яндекс.Маркета

 

Clip2net_220601000616.png

Оценка поисковой выдачи Wildberries

Clip2net_220601000653.png

Оценка поисковой выдачи Ozon

 

 

Методология

В качестве площадок для оценки качества внутреннего поиска были выбраны Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, т.к. эти три площадки являются лидерами по темпам роста среди всех российских маркетплейсов.

Для проверки качества поиска внутри маркетплейсов были составлены тестовые запросы, которые отвечали ряду критериев.

1) Входят хотя бы в одну из основных категорий товаров, продающихся на трех оцениваемых маркетплейсах.

Таким образом, в список товарных категорий для анализа вошли:

●       одежда и обувь для взрослых

●       косметика и парфюмерия

●       детские товары, включая одежду

●       товары для дома и дачи

●       электроника и техника

●       продукты питания

 

2) Представляют разные по частотности поисковые запросы: от редких запросов (1000+ запросов в месяц) до сверхпопулярных (более 100 000 запросов в месяц). Нижняя граница - 1000 запросов в месяц. Для проверки частотности запросов использовался сервис WordStat.

Примеры запросов из разных категорий по частоте:

●       лен - 172 320 показов по запросу "лен купить" в месяц

●       бойлер для нагрева воды - 20 438 показов в месяц

●       куртка м65 - 9 208 показов в месяц

 

3) Содержат как общие запросы ("платье с коротким рукавом"), так и брендовые запросы ("лезвия gillette fusion 5").

В итоге было составлено 930 тестовых товарных запросов. В дальнейшем респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на запрос.

Материал по теме

Покупки россиян на маркетплейсах весной 2022: аналитика

Материал по теме

ФАС проследит за маркетплейсами

Материал по теме

Продвижение бренда на маркетплейсах Ozon и Яндекс.Маркет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-маркетплейсам укажут их долю

Федеральная антимонопольная служба хочет установить для агрегаторов онлайн-торговли критерии доминирующего положения по аналогии с теми, что действуют для обычного ритейла. Предлагается считать полож...

Data Insight: аналитика eCommerce-рынка в мае 2022 года

Российский рынок eCommerce восстановился после заметной просадки в апреле, свидетельствуют данные Data Insight.  Продовольственный сегмент В мае 2022 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов пит...

Европейский рынок eCommerce в 2021 году: аналитика Ecommerce Europe

Европейский рынок eСommerce вырос в 2021 году на 13% до 718 миллиардов евро, говорится в отчете Ecommerce Europe и EuroCommerce. Темпы роста остаются стабильными, незначительно увеличившись за последний год...

ИКЕА проведёт финальную онлайн-распродажу

Компания ИКЕА, которая, как известно, уходит с российского рынка, собирается провести перед этим полную распродажу своих остатков. Как говорится в объявлении на сайте компании, все желающие смогут в после...

"Магнит" подключит B2B-доставку от Delivery Club

"Магнит" и Delivery Club договорились о сотрудничестве в сфере курьерской доставки в рамках собственного сервиса ритейлера "Магнит Доставка". На данный момент география услуги охватывает четыре региона Росс...

Значение CRM-маркетинга в performance-стратегии: особенности, подходы

Работа с текущей аудиторией заведомо более конверсионна, помогает сократить затраты на маркетинг и повысить эффективность бизнеса. О том, каково значение CRM-маркетинга в performance-стратегии, как его внедр...