Как дефицит курьеров меняет рынок доставки

Игорь Бахарев

Нет такой отрасли экономики, которая не ощутила бы на себе влияние пандемии, а некоторые и вовсе подверглись системной трансформации. Один из характерных примеров - рынок доставки. По данным SuperJob, в январе 2021 года спрос на курьеров вырос почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, при этом средняя зарплата курьера за год увеличилась на 40-60 %, а в некоторых случаях - более чем вдвое. Профессия, которая в недалёком прошлом рассматривалась исключительно как вариант подработки, сегодня становится одной из самых популярных, а логистическим компаниям приходится полностью перестраивать свою работу на изменившемся рынке. 

"В течение всего прошлого года объём интернет-заказов и потребность в курьерах росли, тогда как трудовая миграция на определённом этапе остановилась практически полностью. В этих условиях возник острый дефицит линейного персонала, и зарплаты курьеров стали расти. В то же время стало больше и требовательных клиентов, для которых своевременность доставки и качество оказания услуг стали определяющими факторами лояльности по отношению к службам доставки", - рассказывает руководитель HR-департамента компании "Курьер Сервис Экспресс" Галина Кезикова.

В результате конкуренция на рынке только обострялась, поэтому растущие затраты, включая расходы на оплату труда курьеров, полностью легли на плечи логистических компаний. Сохранение рентабельности потребовало трансформации практически всех бизнес-процессов

В частности, серьёзные изменения произошли в практике подбора и найма линейного персонала. Сегодня в этой сфере активно используются новые технологии и digital-инструменты, к примеру чат-боты, поиск в соцсетях, различные реферальные программы: в сферу HR пришли технологии, которые прежде использовались исключительно для привлечения клиентов.

Одновременно логистические компании расширяют воронку поиска персонала. Так, сегодня можно найти объявления о найме курьеров в возрасте от 16 до 60 лет. Многие работодатели охотно приглашают соискателей без опыта и обучают их. Нередко подбор персонала ориентирован на тех, кто ищет работу на смежных рынках. К работе в доставке активно привлекаются учащиеся и студенты, которым предлагают особые условия занятости и гибкий график. Многие работодатели предпочли полностью отдать подбор персонала на аутсорсинг. Об этом, в частности, говорит характерный для последнего времени рост числа агентств, специализирующихся на найме линейного персонала.

Как отмечает Кезикова, одной из наиболее сложных задач на изменившемся рынке стало поддержание высокого качества услуг, то есть мотивация курьеров в условиях кадрового дефицита.

"Сейчас нередко можно услышать, что службы доставки стали более лояльны к своим курьерам, чем к клиентам. Однако это совсем не так. На самом деле требования к персоналу не изменились и даже выросли, но при этом улучшилась и мотивация", - поясняет эксперт.

Например, логист разделил зарплату курьеров на фиксированную и переменную составляющие. Премиальные напрямую зависят от качества работы, действует индексация и гибкая система KPI. В результате сформировалась прозрачная система начислений, сотрудники видят ежедневное изменение своего дохода.

Изменения коснулись и работы службы качества. Сейчас каждое обращение клиента прорабатывается индивидуально и рассматривается как элемент непрерывного совершенствования бизнес-процессов. Многие компании пошли ещё дальше и активно тестируют новые технологии, вплоть до использования роботов-доставщиков.

Можно сказать, что для логистики пандемия стала не только серьёзным испытанием, но и способствовала качественному перерождению отрасли, обеспечив её устойчивое развитие на годы вперёд.

Материал по теме

Что происходит с рынком складской недвижимости?

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Материал по теме

Зарплаты курьеров в Москве превысили предложения для специалистов с высшим образованием

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

В прошлом году доходы блогеров серьёзно упали из-за блокировок популярных платформ и сокращения рекламных бюджетов. Однако те, кто перешел на партнерский маркетинг, увеличили прибыль. Эксперты компании Такпр...

Продавцы предложили переложить расходы на возврат товаров на покупателей

Представители малого и среднего бизнеса предложили изменить правила возврата товаров, купленных на маркетплейсах. Сейчас, если покупатель отказывается от заказа надлежащего качества, расходы на обратную дос...

METRO наращивает онлайн-продажи

В 2024 году оптовый ритейлер METRO зафиксировал значительный рост онлайн-активности клиентов. Общее число посещений сайта и мобильного приложения превысило 150 млн, а количество заказов увеличилось на 19% п...

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Опрос Яндекс Маркета показал, что бизнесмены теперь принимают решение о старте продаж на площадках за три месяца вместо шести. Согласно исследованию, в 2021 году почти 30% предпринимателей раздумывал...

Яндекс Маркет расширяет складскую сеть в Подмосковье

Яндекс Маркет арендовал 19 тыс. кв. м складских площадей в подмосковном Домодедове у компании Desport, правопреемника французской сети Decathlon в России. Сделка заключена в два этапа: в конце 2024 года мар...

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.