Илья Микин (iHerb): Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике

Игорь Бахарев

1 ноября в Татарстане стартует пилотный проект по созданию первого в России бондового склада (зоны). Станет ли он успешным зависит от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальным участникам бондовой зоны понятные и удобные правила работы. Генеральный директор ООО "АйХёрб РУ" Илья Микин порассуждал о том, как будет реализован этот проект в России.

В последние годы трансграничная интернет-торговля и в России, и в мире растет стремительными темпами. Ее глобальный объем вплотную приближается к $1 трлн.

В том, что касается e-commerce, Россия находится в мировом тренде. За последние четыре года дистанционные продажи в нашей стране выросли в два раза, и, хотя доля иностранных интернет-магазинов в них не так высока (по данным правительства РФ, около 16%), дистанционные покупки за рубежом ежегодно совершают около 40 миллионов наших сограждан.

При таких впечатляющих общих объемах средний чек одной покупки остается низким: большая часть посылок имеет таможенную стоимость менее 2 тысяч рублей. Огромное количество таких мелких отправлений делает их таможенное оформление нерентабельным. Стоимость оформления одной посылки оценивается примерно в 10 евро, из которых в бюджет не возвращается ничего - подавляющее большинство отправлений не подпадают даже под сниженные таможенные лимиты (сейчас это 200 евро за одну посылку).

Ситуация кажется патовой, но удовлетворяющее всех решение есть: организация на территории России так называемых бондовых складов (бондовых зон), работающих по модели B2B2C. В чем смысл такого объекта? На бондовый склад товар от иностранного продавца или производителя поступает оптом и лежит там без таможенного оформления до тех пор, пока не будет продан. Лишь в тот момент, когда на изделие поступает заказ, запускается процедура оформления. Продавец не тратит силы и средства на упаковку и отгрузку мелких единичных посылок, а покупатель получает свою обновку не через месяц, как сейчас, а в течение 2-3 дней, поскольку физически товар находится не в Китае или США, а в России. С оформления каждой посылки может уплачиваться сбор, который покроет затраты оператора бондового склада и таможни. Нераспроданные товары, так и не покинувшие пределы бондового склада, легко возвращаются производителям без лишних процедур и документов, поскольку их таможенное оформление не осуществлялось и формально они так и не были ввезены в страну.

Преимущества организации на своей территории бондовых складов уже открыли для себя такие разные по всем параметрам игроки как Латвия и Гонконг. Гонконг, очевидно, представляет собой логистические "ворота" Китая - крупнейшего в мировом масштабе производителя товаров. Латвия хоть и не обладает промышленным потенциалом Китая, но использует близость к крупным рынкам сбыта: Европейскому Союзу и РФ.

У России, с ее уникальным географическим положением, а также развитой транспортной инфраструктурой, есть реальная возможности перехватить значительную часть транзита грузов из Китая в Европу и в обратном направлении - если, конечно, поторопиться с обустройством бондовых складов. Ведь соседи, например, Казахстан, еще год назад начали разработку этой перспективной отрасли и также рассчитывают стать заметными игроками на рынке.

1 ноября в Татарстане должен стартовать пилотный проект по созданию бондового склада. Инициатива его создания принадлежит властям республики и крупнейшей логистической компании нашей страны - "Почте России". Станет ли он успешным и пригодным к масштабированию зависит, в конечном итоге, от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальным участникам бондовой зоны понятные и удобные правила работы.

Прецедентов создания подобных логистических объектов в России до сих пор не было, соответственно, вопрос их правового регулирования в данный момент стоит весьма остро. Узаконить бондовые зоны юридически можно двумя способами: путем внесения изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС и через создание отдельного, специального нормативного акта, регламентирующего их работу. Первый путь представляется сложным и долгим, как по причине самой основополагающей сущности таких законодательных актов как кодексы, так и в связи с тем, что Таможенный кодекс ЕАЭС является частью не только национального, но и наднационального права. Второй путь, то есть присвоение бондовому складу особого экономического и таможенного статуса в рамках национальной российской территории с соответствующим специальным законодательным регулированием, позволит решить эти вопросы быстрее и эффективнее.

Еще одной проблемой этого эксперимента может стать требование обязательной сертификации всей продукции согласно правилам ЕАЭС. Учитывая объемы и ассортимент трансграничной торговли, сделать это в обозримые сроки не под силу ни одному маркетплейсу. Думается, что взаимное признание сертификатов, выданных в ЕАЭС и основных странах-производителях товаров, позволило бы шире раскрыть потенциал бондовой зоны в Татарстане.

Стоит отметить, что перспективы роста объемов трансграничной торговли нередко вызывают обеспокоенность внутрироссийских игроков, как производителей, опасающихся не справиться с растущей конкуренцией, так и ритейлеров, работающих по схеме классического импорта. Очевидно, что один только НДС, который платит внутри страны официальный продавец, увеличивает стоимость товара как минимум на 20% - и это только ставка налога, без затрат на оформление груза и логистику.

Опасения этих компаний можно понять. Но в перспективе бондовые склады являются оптимальным логистическим решением не только для импортных операций, транзита товаров из Китая в ЕС, но и для экспорта продукции отечественных производителей, а также для выхода российских торговых онлайн-площадок на международный уровень.

С 2018 года в России реализуется национальный проект "Международная кооперация и экспорт", в соответствии с которым поставлена задача нарастить объем российского несырьевого и неэнергетического экспорта до $250 млрд. Однако выход на зарубежные рынки по схеме традиционного экспорта - затратная и трудоемкая процедура. Маркетинг, законодательное регулирование, создание и поддержание каналов сбыта - многим российским компаниям все это кажется слишком сложным, затратным и рискованным. И хотя для экспортеров действует нулевая ставка НДС, что является безусловным положительным фактором, существуют определенные трудности и с налоговым администрированием: процесс подтверждения применения нулевой ставки и таможенного оформления товаров достаточно трудоемкий.

Продажи через витрины международных маркетплейсов с аккумулированием товаров на бондовых складах решает большую часть этих проблем для небольших и нишевых компаний.

Поэтому татарстанский эксперимент потенциально имеет все шансы решить сразу несколько серьезных проблем в российской интернет-торговле: удовлетворить противоречивые интересы международных и отечественных участников рынка, принести дополнительные доходы бюджету, развить экспортный и транзитный потенциал страны, а также существенно улучшить доступность товаров и скорость и доставки для российских потребителей.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть: 8 новых фулфилмент-центров до конца 2025 года

Материал по теме

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Материал по теме

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.