Илья Микин (iHerb): Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике

Игорь Бахарев

1 ноября в Татарстане стартует пилотный проект по созданию первого в России бондового склада (зоны). Станет ли он успешным зависит от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальным участникам бондовой зоны понятные и удобные правила работы. Генеральный директор ООО "АйХёрб РУ" Илья Микин порассуждал о том, как будет реализован этот проект в России.

В последние годы трансграничная интернет-торговля и в России, и в мире растет стремительными темпами. Ее глобальный объем вплотную приближается к $1 трлн.

В том, что касается e-commerce, Россия находится в мировом тренде. За последние четыре года дистанционные продажи в нашей стране выросли в два раза, и, хотя доля иностранных интернет-магазинов в них не так высока (по данным правительства РФ, около 16%), дистанционные покупки за рубежом ежегодно совершают около 40 миллионов наших сограждан.

При таких впечатляющих общих объемах средний чек одной покупки остается низким: большая часть посылок имеет таможенную стоимость менее 2 тысяч рублей. Огромное количество таких мелких отправлений делает их таможенное оформление нерентабельным. Стоимость оформления одной посылки оценивается примерно в 10 евро, из которых в бюджет не возвращается ничего - подавляющее большинство отправлений не подпадают даже под сниженные таможенные лимиты (сейчас это 200 евро за одну посылку).

Ситуация кажется патовой, но удовлетворяющее всех решение есть: организация на территории России так называемых бондовых складов (бондовых зон), работающих по модели B2B2C. В чем смысл такого объекта? На бондовый склад товар от иностранного продавца или производителя поступает оптом и лежит там без таможенного оформления до тех пор, пока не будет продан. Лишь в тот момент, когда на изделие поступает заказ, запускается процедура оформления. Продавец не тратит силы и средства на упаковку и отгрузку мелких единичных посылок, а покупатель получает свою обновку не через месяц, как сейчас, а в течение 2-3 дней, поскольку физически товар находится не в Китае или США, а в России. С оформления каждой посылки может уплачиваться сбор, который покроет затраты оператора бондового склада и таможни. Нераспроданные товары, так и не покинувшие пределы бондового склада, легко возвращаются производителям без лишних процедур и документов, поскольку их таможенное оформление не осуществлялось и формально они так и не были ввезены в страну.

Преимущества организации на своей территории бондовых складов уже открыли для себя такие разные по всем параметрам игроки как Латвия и Гонконг. Гонконг, очевидно, представляет собой логистические "ворота" Китая - крупнейшего в мировом масштабе производителя товаров. Латвия хоть и не обладает промышленным потенциалом Китая, но использует близость к крупным рынкам сбыта: Европейскому Союзу и РФ.

У России, с ее уникальным географическим положением, а также развитой транспортной инфраструктурой, есть реальная возможности перехватить значительную часть транзита грузов из Китая в Европу и в обратном направлении - если, конечно, поторопиться с обустройством бондовых складов. Ведь соседи, например, Казахстан, еще год назад начали разработку этой перспективной отрасли и также рассчитывают стать заметными игроками на рынке.

1 ноября в Татарстане должен стартовать пилотный проект по созданию бондового склада. Инициатива его создания принадлежит властям республики и крупнейшей логистической компании нашей страны - "Почте России". Станет ли он успешным и пригодным к масштабированию зависит, в конечном итоге, от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальным участникам бондовой зоны понятные и удобные правила работы.

Прецедентов создания подобных логистических объектов в России до сих пор не было, соответственно, вопрос их правового регулирования в данный момент стоит весьма остро. Узаконить бондовые зоны юридически можно двумя способами: путем внесения изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС и через создание отдельного, специального нормативного акта, регламентирующего их работу. Первый путь представляется сложным и долгим, как по причине самой основополагающей сущности таких законодательных актов как кодексы, так и в связи с тем, что Таможенный кодекс ЕАЭС является частью не только национального, но и наднационального права. Второй путь, то есть присвоение бондовому складу особого экономического и таможенного статуса в рамках национальной российской территории с соответствующим специальным законодательным регулированием, позволит решить эти вопросы быстрее и эффективнее.

Еще одной проблемой этого эксперимента может стать требование обязательной сертификации всей продукции согласно правилам ЕАЭС. Учитывая объемы и ассортимент трансграничной торговли, сделать это в обозримые сроки не под силу ни одному маркетплейсу. Думается, что взаимное признание сертификатов, выданных в ЕАЭС и основных странах-производителях товаров, позволило бы шире раскрыть потенциал бондовой зоны в Татарстане.

Стоит отметить, что перспективы роста объемов трансграничной торговли нередко вызывают обеспокоенность внутрироссийских игроков, как производителей, опасающихся не справиться с растущей конкуренцией, так и ритейлеров, работающих по схеме классического импорта. Очевидно, что один только НДС, который платит внутри страны официальный продавец, увеличивает стоимость товара как минимум на 20% - и это только ставка налога, без затрат на оформление груза и логистику.

Опасения этих компаний можно понять. Но в перспективе бондовые склады являются оптимальным логистическим решением не только для импортных операций, транзита товаров из Китая в ЕС, но и для экспорта продукции отечественных производителей, а также для выхода российских торговых онлайн-площадок на международный уровень.

С 2018 года в России реализуется национальный проект "Международная кооперация и экспорт", в соответствии с которым поставлена задача нарастить объем российского несырьевого и неэнергетического экспорта до $250 млрд. Однако выход на зарубежные рынки по схеме традиционного экспорта - затратная и трудоемкая процедура. Маркетинг, законодательное регулирование, создание и поддержание каналов сбыта - многим российским компаниям все это кажется слишком сложным, затратным и рискованным. И хотя для экспортеров действует нулевая ставка НДС, что является безусловным положительным фактором, существуют определенные трудности и с налоговым администрированием: процесс подтверждения применения нулевой ставки и таможенного оформления товаров достаточно трудоемкий.

Продажи через витрины международных маркетплейсов с аккумулированием товаров на бондовых складах решает большую часть этих проблем для небольших и нишевых компаний.

Поэтому татарстанский эксперимент потенциально имеет все шансы решить сразу несколько серьезных проблем в российской интернет-торговле: удовлетворить противоречивые интересы международных и отечественных участников рынка, принести дополнительные доходы бюджету, развить экспортный и транзитный потенциал страны, а также существенно улучшить доступность товаров и скорость и доставки для российских потребителей.

Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть в Московской области

Материал по теме

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Материал по теме

Китайские селлеры выступили против "Политики бесплатного возврата"

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.