Илья Микин (iHerb): Как бондовые склады могут помочь покупателям, продавцам и экономике
Игорь Бахарев
1 ноября в Татарстане стартует пилотный проект по созданию первого в России бондового склада (зоны). Станет ли он успешным зависит от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальным участникам бондовой зоны понятные и удобные правила работы. Генеральный директор ООО "АйХёрб РУ" Илья Микин порассуждал о том, как будет реализован этот проект в России.
В последние годы трансграничная интернет-торговля и в России, и в мире растет стремительными темпами. Ее глобальный объем вплотную приближается к $1 трлн.
В том, что касается e-commerce, Россия находится в мировом тренде. За последние четыре года дистанционные продажи в нашей стране выросли в два раза, и, хотя доля иностранных интернет-магазинов в них не так высока (по данным правительства РФ, около 16%), дистанционные покупки за рубежом ежегодно совершают около 40 миллионов наших сограждан.
При таких впечатляющих общих объемах средний чек одной покупки остается низким: большая часть посылок имеет таможенную стоимость менее 2 тысяч рублей. Огромное количество таких мелких отправлений делает их таможенное оформление нерентабельным. Стоимость оформления одной посылки оценивается примерно в 10 евро, из которых в бюджет не возвращается ничего - подавляющее большинство отправлений не подпадают даже под сниженные таможенные лимиты (сейчас это 200 евро за одну посылку).
Ситуация кажется патовой, но удовлетворяющее всех решение есть: организация на территории России так называемых бондовых складов (бондовых зон), работающих по модели B2B2C. В чем смысл такого объекта? На бондовый склад товар от иностранного продавца или производителя поступает оптом и лежит там без таможенного оформления до тех пор, пока не будет продан. Лишь в тот момент, когда на изделие поступает заказ, запускается процедура оформления. Продавец не тратит силы и средства на упаковку и отгрузку мелких единичных посылок, а покупатель получает свою обновку не через месяц, как сейчас, а в течение 2-3 дней, поскольку физически товар находится не в Китае или США, а в России. С оформления каждой посылки может уплачиваться сбор, который покроет затраты оператора бондового склада и таможни. Нераспроданные товары, так и не покинувшие пределы бондового склада, легко возвращаются производителям без лишних процедур и документов, поскольку их таможенное оформление не осуществлялось и формально они так и не были ввезены в страну.
Преимущества организации на своей территории бондовых складов уже открыли для себя такие разные по всем параметрам игроки как Латвия и Гонконг. Гонконг, очевидно, представляет собой логистические "ворота" Китая - крупнейшего в мировом масштабе производителя товаров. Латвия хоть и не обладает промышленным потенциалом Китая, но использует близость к крупным рынкам сбыта: Европейскому Союзу и РФ.
У России, с ее уникальным географическим положением, а также развитой транспортной инфраструктурой, есть реальная возможности перехватить значительную часть транзита грузов из Китая в Европу и в обратном направлении - если, конечно, поторопиться с обустройством бондовых складов. Ведь соседи, например, Казахстан, еще год назад начали разработку этой перспективной отрасли и также рассчитывают стать заметными игроками на рынке.
1 ноября в Татарстане должен стартовать пилотный проект по созданию бондового склада. Инициатива его создания принадлежит властям республики и крупнейшей логистической компании нашей страны - "Почте России". Станет ли он успешным и пригодным к масштабированию зависит, в конечном итоге, от того, удастся ли инициаторам проекта и регуляторам предложить потенциальным участникам бондовой зоны понятные и удобные правила работы.
Прецедентов создания подобных логистических объектов в России до сих пор не было, соответственно, вопрос их правового регулирования в данный момент стоит весьма остро. Узаконить бондовые зоны юридически можно двумя способами: путем внесения изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС и через создание отдельного, специального нормативного акта, регламентирующего их работу. Первый путь представляется сложным и долгим, как по причине самой основополагающей сущности таких законодательных актов как кодексы, так и в связи с тем, что Таможенный кодекс ЕАЭС является частью не только национального, но и наднационального права. Второй путь, то есть присвоение бондовому складу особого экономического и таможенного статуса в рамках национальной российской территории с соответствующим специальным законодательным регулированием, позволит решить эти вопросы быстрее и эффективнее.
Еще одной проблемой этого эксперимента может стать требование обязательной сертификации всей продукции согласно правилам ЕАЭС. Учитывая объемы и ассортимент трансграничной торговли, сделать это в обозримые сроки не под силу ни одному маркетплейсу. Думается, что взаимное признание сертификатов, выданных в ЕАЭС и основных странах-производителях товаров, позволило бы шире раскрыть потенциал бондовой зоны в Татарстане.
Стоит отметить, что перспективы роста объемов трансграничной торговли нередко вызывают обеспокоенность внутрироссийских игроков, как производителей, опасающихся не справиться с растущей конкуренцией, так и ритейлеров, работающих по схеме классического импорта. Очевидно, что один только НДС, который платит внутри страны официальный продавец, увеличивает стоимость товара как минимум на 20% - и это только ставка налога, без затрат на оформление груза и логистику.
Опасения этих компаний можно понять. Но в перспективе бондовые склады являются оптимальным логистическим решением не только для импортных операций, транзита товаров из Китая в ЕС, но и для экспорта продукции отечественных производителей, а также для выхода российских торговых онлайн-площадок на международный уровень.
С 2018 года в России реализуется национальный проект "Международная кооперация и экспорт", в соответствии с которым поставлена задача нарастить объем российского несырьевого и неэнергетического экспорта до $250 млрд. Однако выход на зарубежные рынки по схеме традиционного экспорта - затратная и трудоемкая процедура. Маркетинг, законодательное регулирование, создание и поддержание каналов сбыта - многим российским компаниям все это кажется слишком сложным, затратным и рискованным. И хотя для экспортеров действует нулевая ставка НДС, что является безусловным положительным фактором, существуют определенные трудности и с налоговым администрированием: процесс подтверждения применения нулевой ставки и таможенного оформления товаров достаточно трудоемкий.
Продажи через витрины международных маркетплейсов с аккумулированием товаров на бондовых складах решает большую часть этих проблем для небольших и нишевых компаний.
Поэтому татарстанский эксперимент потенциально имеет все шансы решить сразу несколько серьезных проблем в российской интернет-торговле: удовлетворить противоречивые интересы международных и отечественных участников рынка, принести дополнительные доходы бюджету, развить экспортный и транзитный потенциал страны, а также существенно улучшить доступность товаров и скорость и доставки для российских потребителей.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте