eCommerce в новой реальности: тренды, инновации, «боли» и решения, прогноз развития

Игорь Бахарев

В 2021 году объем мирового рынка интернет-торговли превысил $5 трлн, а к 2026 году он может оцениваться уже в $8 трлн. Получив сильный стимул к росту в пандемию, e-commerce продолжает развиваться на новых потребительских привычках. В России общие тенденции те же, что и в мире, хотя темпы онлайн-продаж в 2022 году замедлились из-за нестабильной экономической ситуации и других факторов, но все же не остановились. Каким будет 2023 год для eCommerce, как маркетплейсы замещают торговые центры и что хочет покупатель в новой реальности, рассказал Сергей Варт, CEO и кофаундер платформы для продажи товаров через видео Eyebuy.

Что происходит с eComerce-рынком сегодня

По данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), в 1 полугодии 2022 года объем онлайн-покупок в деньгах составил 2,3 трлн рублей — это в 1,5 раза больше, чем в том же периоде 2021 года. А доля eCommerce в общем объеме розничных продаж выросла с 8,8% до 11,2%. Больше всего заказов делали жители Москвы, МО и Санкт-Петербурга.

Каждый пятый интернет-заказ — это электроника и бытовая техника. На мебель и товары для дома приходится 17,7%, а на одежду и обувь — 13,9%. Также в пятерку самых популярных категорий в e-commerce вошли продукты питания (eGrocery) и товары для красоты и здоровья. Суммарно на все эти категории приходится больше 60% всех онлайн-покупок. А самый динамичный рост на рынке онлайн-торговли показывают маркетплейсы: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и «Сбермегамаркет». Их доля в e-commerce в 1 полугодии 2022 года выросла до 47,9% — в 2021 году было 39,7%.

Но в целом, по оценкам аналитиков Data Insight, рост рынка онлайн-торговли в России замедлился. До февраля 2022 года в каждом месяце он прибавлял больше 100% год к году, но позже темпы упали до 60-65%, а в августе — до 55%. Спрос был волнообразным: после мартовского ажиотажа начался спад, летом ситуация стабилизировалась, а осенью на фоне объявления частичной мобилизации и спешного отъезда части населения eCommerce спрос снова замедлил темпы развития.

Меняется потребительское поведение: по данным Data Insight, почти 40% россиян стали покупать меньше, в том числе в онлайне, 6% стали покупать больше и теперь преимущественно это делают через интернет. У людей сокращается горизонт планирования из-за состояния неопределенности, уходят привычные и многими любимые бренды, которым нужно найти замену, растет популярность удаленной работы. Все это подталкивает рынок интернет-торговли к активному развитию, в то время как офлайн точки теряют продажи.

Маркетплейсы вместо моллов и покупки без рисков: тенденции онлайн-продаж

Сегмент маркетплейсов показывал в 2022 году самый активный рост наравне с eGrocery. У двух лидеров российского рынка, Wildberries и Ozon, в июле, когда проводилось исследование Data Insight, количество заказов увеличилось на 77% к июлю 2021 года. В то время как в остальных сегментах e-commerce, кроме eGrocery, цифры были в 10 раз меньше. На долю Wildberries и Ozon в июне пришлось 68% всех онлайн-заказов в России: это на 8% выше, чем в июне 2021 года и на 27% — чем в июне 2020 года.

Особый стимул к росту маркетплейсам дала пандемия, а сейчас развитие продолжается по инерции, на закрепляющихся привычках потребителя. Те, кто раньше не покупал в интернете, теперь делают это, увидев все преимущества. Это помимо того, что маркетплейсы стараются сделать шопинг увлекательным и активно работают над промо-акциями.

По мнению аналитиков Data Insight, для многих россиян Wildberries и Ozon — это уже место покупки «по дефолту», этим маркетплейсам даже реклама не нужна. Люди уже успели привыкнуть, что за любыми непродовольственными товарами стоит сначала зайти сюда, а потом по необходимости открывать сайты или приложения отдельных интернет-магазинов: условного «МВидео», «Детского мира» и так далее.

Привлекательность маркетплейсов объясняется несколькими моментами. Первый — доступность. Количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) у одного только Wildberries в 2,5 раза больше, чем у всех магазинов X5 Retail Group и Магнит. Второй — простота и широкий ассортимент: быстрее увидеть, если ли нужный товар на одной площадке, чем листать каталоги нескольких интернет-магазинов с той же целью. При этом ассортимент постоянно расширяется, потому что многие новые ретейлеры, бренды, импортеры уже сразу идут на маркетплейсы. Третий — прозрачность: не у всех физических торговых точек можно заранее узнать цену товара, и есть риск приехать и столкнуться с неприятным сюрпризом.

Гарантии и высокие стандарты: новые желания аудитории eCommerce

Покупатель в целом год за годом становится все более требовательным, а в e-commerce особенно. Это касается всего рынка — не только российского или американского. Чтобы привлечь аудиторию, интернет-магазины должны были создавать максимально комфортные условия для шопинга, заслуживать лояльность потребителя, и в итоге они приучили людей к очень высокому качеству обслуживания.

Например, в США лидер e-commerce — Amazon. У него есть месячные подписки: если оформить такую, заказ будут привозить на следующий день, что для многих очень удобно. Если не оформлять, он приедет через 3 дня. В итоге у покупателя формируются определенные ожидания: он уже знает, что маркетплейс способен ему обеспечить доставку в очень короткие сроки и принимает это как должное. Откатить опцию назад уже будет очень трудно, придется столкнуться с волной возмущений.

В России на фантастическом уровне находится поддержка покупателей: например, у «Яндекс.Маркет». По обращению с претензией сотрудники очень быстро предлагают вернуть деньги или заменить заказ. Покупателю не приходится долго доказывать свою правоту и отрицать обвинения, как это часто бывает в физических магазинах, и даже стандартные этапы возврата и обмена максимально упрощены.

Что делать в сложившейся обстановке

Стабильно повышающиеся стандарты потребителя приводят не только к тому, что игрокам в e-commerce нужно держать планку, но и к тому, что им приходится прикладывать больше усилий к привлечению новых покупателей. С одной стороны, почти универсальный ключ — интересные промо-акции и экономически выгодные предложения. В условиях снижающейся покупательской способности населения любая возможность сэкономить воспринимается отлично, что традиционно подтверждают распродажи.

Но с другой стороны, на покупателя сейчас можно и нужно воздействовать через его эмоции, и это не только всплеск эндорфинов от полученной выгоды. Хорошее настроение от посещения самого магазина, коммуникации тоже работает на продажи. А всплеск радости или интереса может стимулировать на импульсивные покупки, если человек изначально на них настроен: не пошел за внезапно понадобившимися джинсами на замену, а просто листает сайт интернет-магазина или гуляет по ТЦ. Это та категория потребителей, для которых шоппинг — развлечение, расслабленный процесс. Для нее нужно искать новые решения, позволяющие зацепить эмоции и подарить ощущение счастья от покупки.

Перспективы рынка в кратко и среднесрочной перспективе

Торговые центры и офлайн магазины, конечно же, никуда не денутся. Спад их посещаемости, связанный с уходом знакомых и популярных брендов, существенный, но он не будет вечным и не приведет к полной потере посетителей в ТЦ и ТРЦ. Такой шопинг — это не только про то, чтобы купить условную куртку и смартфон: это еще и про социализацию. Про встречи с друзьями, про приятные дополнения после магазинов — кино, гамбургеры в кафе и так далее.

Но с высокой вероятностью постепенно торговые центры будут становиться более хипстерскими, как ДЕПО: где есть и фудкорты, и модные пространства для шопинга, и при этом представлены не только крупные бренды, но и маленькие, локальные. Например, в «Авиапарке» в Москве есть этаж молодых дизайнеров, и там не только их магазины, но и добавлен интерактивный формат — мастер-классы и другие развлечения.

Такие решения будут развиваться, потому что увеличение доли онлайна ведет к тому, что люди от него устают. И хотя интернет-покупки сильно упрощают жизнь, экономят время и становятся все более востребованы, активный уход всех действий в интернет приводит к тому, что людям все сильнее хочется вырваться в социум, встречаться с друзьями. А магазины — это один из самых простых способов социализации и развлечений.

Возможно, будут появляться гибридные форматы шопинга. Покупатель начинает процесс в онлайне — ищет товары, которые ему нужны, сравнивает характеристики, читает отзывы. Потом он идет в физический магазин или скорее в ТЦ, чтобы приятно провести время и совершить покупку. Либо условный стилист идет в ТЦ и делает прямые эфиры оттуда, а люди покупают в онлайне, во время стримов.

Главное — ретейл будет продолжать стараться подстроиться под потребителя, под его возрастающие требования. Это единственный выход, чтобы сохранить и нарастить выручку, чтобы удержать и расширить аудиторию. С высокой вероятностью интернет-торговля будет проникать в те сегменты, где ее пока мало: например, товары для дома, ремонта, строительства. Для многих ретейлеров главным трендом будет активное продвижение на маркетплейсах, а у потребителей может упасть доля импульсных покупок.

В целом, рост рынка eCommerce продолжится, в основном за счет проникновения интернета. Но в России, по мнению аналитиков Data Insight, в ближайший год рынок будет увеличиваться в основном в деньгах — за счет подъема инфляции. А вот рост количества заказов маловероятен, учитывая сложную экономическую ситуацию, которая пока далека от улучшения. Тем не менее, развитие рынка продолжится в силу укрепившихся привычек потребителей.



Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Материал по теме

Онлайн-продажи продуктов питания: аналитика НАФИ

Материал по теме

Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

Компания PIM Solutions представила результаты исследования среднего чека за 2023 год. Анализ 66 млн заказов выявил интересную тенденцию: в ряде категорий товаров средний чек при постоплате оказался выше, че...

Россияне и спонтанные покупки: исследование AliExpress

AliExpress провел масштабное исследование, чтобы узнать, как часто россияне совершают незапланированные онлайн-покупки, какие категории товаров чаще всего попадают в корзину под влиянием момента, и в какое ...

Мегамаркет рассказал о результатах работы сервиса примерки косметики

В декабре 2023 года Мегамаркет добавил возможность онлайн-примерки декоративной косметики для своих пользователей. В компании рассказали о результатах первых трех месяцев работы услуги. На данный мом...

Что и как продают женщины в онлайне

Компания Boxberry провела опрос среди женщин, чтобы понять, как они зарабатывают с помощью онлайн-торговли. Выяснилось, что 55% респонденток продают в интернете с разной периодичностью, а 20% делают это еже...

Яндекс Еда идёт в офлайн: новый путеводитель внутри сервиса подскажет, где и что поесть в городе

Яндекс Еда расширяет функционал сервиса — теперь пользователи смогут выбрать заведения для посещения в офлайне в зависимости от предпочтений.  Новый экспериментальный сценарий доступен в приложении в...

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Маркетологи, которые подключают новый рекламный канал, должны понимать, какой результат ожидать от рекламы, так как от этого зависит выполнение его КПИ. Когда перед глазами аргументированный прогноз по плани...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.