E-commerce Китая станет движущей силой интернет-революции
Игорь Бахарев
В настоящее время рост ориентированной на потребителя китайской электронной розничной торговли (E-tail) позволяет Hangzhou (основе Alibaba – крупнейшей сети розничной интернет-торговли в КНР), присоединиться к этому списку. Кстати, 29 апреля Alibaba заявила о своих амбициях, купив 18% акций китайской версии твиттера - Sina Weibo. Также как и в других местах концентрации технологий, инновация, возникшая в Hangzhou, определяет путь развития смежных отраслей.
Рынок электронной розничной торговли КНР второй по величине после США и его прибыль за 2012 год оценивается в $210 млрд. С 2003 года рынок достиг среднегодовых темпов роста выше 110%, а к 2020 году сможет достичь размера, по сумме равного сегодняшним рынкам Японии, Великобритании, Германии, Франции и США. Не имеет значения, что показатель проникновения широкополосного доступа в Китае составляет всего лишь 30%, электронная розничная торговля уже в прошлом году составляла 5-6% от общего объема розничных продаж, сравнявшись с США. Для китайского сектора интернет-магазины, торгующие розницей, заявляют 8-10% операционной прибыли (то есть прибыль до уплаты налогов, амортизации и процентов), что немного выше средней прибыли для торговли розницей через обычные магазины.
Выделяют две основные особенности китайской e-commerce: порядка 90% электронной розничной торговли в КНР осуществляется на виртуальных рынках, похожих на eBay и Amazon Marketplace, где производители, продавцы и частные лица предлагают свои продукты и услуги с помощью интернет-витрин, спонсируемых за счет рекламы. В Европе, Японии и США все по-другому: около 70% рынка составляют интернет-магазины, расположенные на своих собственных веб-сайтах, включая, исключительно, онлайн-торговцев типа Amazon или магазинов наподобие Dixons, Walmart и Carrefour. Кроме этого, по данным исследования Глобального Института Маккинси, интернет-шоппинг в Китае не просто заменяет обычные покупки, а скорее поддерживает дополнительное потребление: $1 онлайн-потребления генерирует около 40 центов дополнительных продаж. Дополнительные расходы, в доле от общих расходов, еще выше в менее развитых городах КНР, где дефицит обычных розничных магазинов означает, что онлайн-магазины обеспечивают доступ к ранее недоступным продуктам и брендам.
Массовое потребление в Китае и других странах с развивающейся экономикой олицетворяет становление эпохи интернета. С учетом того, что во многих странах отраслевые структуры все еще находятся в стадии развития, электронная розничная торговля влияет не только на формирование розничного ландшафта, отрасли производства и финансовых услуг, но даже на формирование городского пейзажа.
У большинства стран сектор розничной торговли, чаще всего, развивался в три этапа: местные и региональные игроки сначала доминировали, потом инициатива переходила к меньшему числу национальных компаний, и, в конце концов, интернет-магазины бросали вызов традиционному бизнесу. Однако в Китае существует нехватка национальных лидеров, а пятерка лидеров китайской розничной торговли покрывает в различных категориях менее 20% рынка, тогда как, например, в США эта цифра доходит до 60%. В связи с этим создание сильного физического присутствия на всей территории страны будет дорогостоящим и трудоемким.
Если взглянуть с другой стороны, сеть Alibaba, владеющая рынком Taobao, и 360buy.com вошли в десятку лучших в розничной торговле Китая и благодаря большому количеству компаний экспресс-доставки уже обеспечивают покрытие всей страны. В итоге, развитие сектора розничной торговли КНР будет идти в два этапа, а онлайн-магазины станут ведущими национальными игроками. Возможность, которую предоставит онлайн-рынок новым игрокам – получить национальную, а затем международную известность без крупных предварительных вложений, глубоко затронет подходы предприятий розничной торговли и производителей к новым потребительским рынкам. Так, например, японский ритейлер Uniqlo в 2009 году использовал такие рынки для своего расширения в КНР.
Таким же образом, удаляя некоторые преимущества масштаба и специализации, повсеместно характеризующие промышленность потребительских товаров, электронная розничная торговля дает возможность новым производителям выходить на рынок, продавая потребителям, например, одежду или косметику непосредственно с заводов и фабрик. Подобные предприятия будут расширять свое участие в секторе финансовых услуг, используя свой обширный доступ и общепризнанные бренды.
И наконец, электронная розничная торговля может формировать развитие городов КНР и трансформировать сферу досуга. Во всем мире, будь то центральная улица или торговый центр, городские центры вращаются вокруг магазинов и большинство потребителей рассматривают шоппинг как форму проведения досуга. Эволюция Китая, возможно, повлечет за собой уменьшение главных улиц и торговых центров и образование более крупных торговых центров, расположенных вблизи городской черты. Горожане смогут большую часть своего свободного времени тратить, допустим, на кино и рестораны. Все эти изменения могут повлиять и на использование и стоимость недвижимости. Другие развивающиеся рынки, скорей всего, будут двигаться в том же направлении. Китайские онлайн-магазины уже пользуются своими преимуществами, экспортируя продукцию по всему миру прямо с заводов, и предприятия других стран принимают данную онлайн бизнес-модель.
Возможно, Китай многое упустил в период промышленной революции XIX века, однако его подход к электронной розничной торговле обречен стать одной из движущих сил интернет-революции XXI века на развивающихся рынках.
Источник новости:
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте