E-commerce Китая станет движущей силой интернет-революции

Игорь Бахарев
Когда заходит речь о центрах технологических инноваций, наверно, в первую очередь, вспоминаются Сиэтл, Сеул и Кремниевая долина, поскольку именно они являются родиной Apple, Google, Amazon, Intel и т.д. Инновации именно этих компаний изменили множество секторов, начиная от финансовых услуг и телекоммуникаций, заканчивая средствами массовой информации и ведением бизнеса.

В настоящее время рост ориентированной на потребителя китайской электронной розничной торговли (E-tail) позволяет Hangzhou (основе Alibaba – крупнейшей сети розничной интернет-торговли в КНР), присоединиться к этому списку. Кстати, 29 апреля Alibaba заявила о своих амбициях, купив 18% акций китайской версии твиттера - Sina Weibo. Также как и в других местах концентрации технологий, инновация, возникшая в Hangzhou, определяет путь развития смежных отраслей.

Рынок электронной розничной торговли КНР второй по величине после США и его прибыль за 2012 год оценивается в $210 млрд. С 2003 года рынок достиг среднегодовых темпов роста выше 110%, а к 2020 году сможет достичь размера, по сумме равного сегодняшним рынкам Японии, Великобритании, Германии, Франции и США. Не имеет значения, что показатель проникновения широкополосного доступа в Китае составляет всего лишь 30%, электронная розничная торговля уже в прошлом году составляла 5-6% от общего объема розничных продаж, сравнявшись с США. Для китайского сектора интернет-магазины, торгующие розницей, заявляют 8-10% операционной прибыли (то есть прибыль до уплаты налогов, амортизации и процентов), что немного выше средней прибыли для торговли розницей через обычные магазины.

Выделяют две основные особенности китайской e-commerce: порядка 90% электронной розничной торговли в КНР осуществляется на виртуальных рынках, похожих на eBay и Amazon Marketplace, где производители, продавцы и частные лица предлагают свои продукты и услуги с помощью интернет-витрин, спонсируемых за счет рекламы. В Европе, Японии и США все по-другому: около 70% рынка составляют интернет-магазины, расположенные на своих собственных веб-сайтах, включая, исключительно, онлайн-торговцев типа Amazon или магазинов наподобие Dixons, Walmart и Carrefour. Кроме этого, по данным исследования Глобального Института Маккинси, интернет-шоппинг в Китае не просто заменяет обычные покупки, а скорее поддерживает дополнительное потребление: $1 онлайн-потребления генерирует около 40 центов дополнительных продаж. Дополнительные расходы, в доле от общих расходов, еще выше в менее развитых городах КНР, где дефицит обычных розничных магазинов означает, что онлайн-магазины обеспечивают доступ к ранее недоступным продуктам и брендам.

Массовое потребление в Китае и других странах с развивающейся экономикой олицетворяет становление эпохи интернета. С учетом того, что во многих странах отраслевые структуры все еще находятся в стадии развития, электронная розничная торговля влияет не только на формирование розничного ландшафта, отрасли производства и финансовых услуг, но даже на формирование городского пейзажа.

У большинства стран сектор розничной торговли, чаще всего, развивался в три этапа: местные и региональные игроки сначала доминировали, потом инициатива переходила к меньшему числу национальных компаний, и, в конце концов, интернет-магазины бросали вызов традиционному бизнесу. Однако в Китае существует нехватка национальных лидеров, а пятерка лидеров китайской розничной торговли покрывает в различных категориях менее 20% рынка, тогда как, например, в США эта цифра доходит до 60%. В связи с этим создание сильного физического присутствия на всей территории страны будет дорогостоящим и трудоемким.

Если взглянуть с другой стороны, сеть Alibaba, владеющая рынком Taobao, и 360buy.com вошли в десятку лучших в розничной торговле Китая и благодаря большому количеству компаний экспресс-доставки уже обеспечивают покрытие всей страны. В итоге, развитие сектора розничной торговли КНР будет идти в два этапа, а онлайн-магазины станут ведущими национальными игроками. Возможность, которую предоставит онлайн-рынок новым игрокам – получить национальную, а затем международную известность без крупных предварительных вложений, глубоко затронет подходы предприятий розничной торговли и производителей к новым потребительским рынкам. Так, например, японский ритейлер Uniqlo в 2009 году использовал такие рынки для своего расширения в КНР.
Таким же образом, удаляя некоторые преимущества масштаба и специализации, повсеместно характеризующие промышленность потребительских товаров, электронная розничная торговля дает возможность новым производителям выходить на рынок, продавая потребителям, например, одежду или косметику непосредственно с заводов и фабрик. Подобные предприятия будут расширять свое участие в секторе финансовых услуг, используя свой обширный доступ и общепризнанные бренды.

И наконец, электронная розничная торговля может формировать развитие городов КНР и трансформировать сферу досуга. Во всем мире, будь то центральная улица или торговый центр, городские центры вращаются вокруг магазинов и большинство потребителей рассматривают шоппинг как форму проведения досуга. Эволюция Китая, возможно, повлечет за собой уменьшение главных улиц и торговых центров и образование более крупных торговых центров, расположенных вблизи городской черты. Горожане смогут большую часть своего свободного времени тратить, допустим, на кино и рестораны. Все эти изменения могут повлиять и на использование и стоимость недвижимости. Другие развивающиеся рынки, скорей всего, будут двигаться в том же направлении. Китайские онлайн-магазины уже пользуются своими преимуществами, экспортируя продукцию по всему миру прямо с заводов, и предприятия других стран принимают данную онлайн бизнес-модель.

Возможно, Китай многое упустил в период промышленной революции XIX века, однако его подход к электронной розничной торговле обречен стать одной из движущих сил интернет-революции XXI века на развивающихся рынках.

Источник новости:http://www.inosmi.ru/world/20130518/209110643.html
Материал по теме

Маркетплейс "Обуви России" вырос на 42%

Материал по теме

Apple временно закрыла российский интернет-магазин

Материал по теме

АКИТ: российский eCommerсe в первой половине 2020 года

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Маркетплейс "ЗдравСити" расширился в сегмент косметики

Онлайн-сервис заказа лекарств "ЗдравСити" (площадка ЦВ "Протек") расширил ассортимент сопутствующими товарами. 9 тыс. новых товаров в категориях "парфюмерия", "косметика", "БАД" и других появились на площадке. ...

Alibaba показала своего робота-курьера

Alibaba официально вышла на рынок робототехники, представив своего первого логистического автономного робота для доставки заказов. Робот-курьер Xiaomanlǘ может за раз перевозить 50 посылок - с таким грузом о...

Как Amazon восстанавливается после пандемии

Amazon объявил о планах открыть сначала 1000, а затем - и 1500 небольших складов в США, при этом многие из них будут находиться в пригородных районах.  Гигант розничной торговли был застигнут врасплох...

"ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет"

Социальная сеть "ВКонтакте" представила свой маркетплейс "Маркет". Там уже собраны предложения от 190 тысяч продавцов. Пользователи получат доступ к ассортименту самых разных магазинов - как крупных, так и лока...

На новом маркетплейсе "Почты России" появятся товары Goods

"Почта России" запустила новую товарную витрину внутри своего мобильного приложения. Проект будет работать по модели маркетплейса. Свои товары для этой витрины предоставил Goods, чей ассортимент в 2 млн товаров...

Роберт Трифус (Gucci): "Виртуальный мир создает свою собственную экономику"

Gucci запускает приложение, которое позволит пользователям создавать собственные виртуальные модели кроссовок или переводить в цифровой формат уже существующую обувь. Приложение, которое будет запущено в...