Дума готовит стоп-кран для рекомендательных сервисов

Игорь Бахарев

В Госдуму вносят законопроект, запрещающий рекомендации в интернете: все владельцы сайтов или информационных систем, которые используют такие технологии должны обеспечивать возможность "полного или частичного" отказа пользователей от применения рекомендательных технологий. 

Авторы законопроекта честно признаются, что готовят документ фактически против YouTube, чтобы там не рекомендовали видео которые, как выражается замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, "используются для нужд информационной войны". Однако законопроект, указывают эксперты, сделали настолько расплывчатым, что туда подпадают и онлайн-магазины. 

Мнения экспертов

По мнению Президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, принятие этого законопроекта отбросит рынок на многие годы назад. 

"Сегодня все интернет-магазины, маркетплейсы, классифайды и другие сервисы используют рекомендательные алгоритмы. Без них мы не пришли бы в результате к удобному и качественному сервису в интернет-торговле, к которому мы привыкли сегодня. Нам предлагаются товары или услуги с учетом их популярности у широкого круга людей, принимая во внимание наши предпочтения на основе предыдущего опыта покупок. Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад. На наш взгляд, принятие законопроекта в части интернет-торговли отбросит наш рынок в прошлое, а потери отрасли составят свыше 100 млрд. рублей ежегодно" - говорит эксперт. 

Президент Ассоциации торгово-технологических компаний Сергей Егорушкин не очень понимает, кого именно коснется документ. "При чем тут торговля - не до конца понятно. Если автор захочет регулировать и торговлю, то как он собирается выбирать себе, например, обувь и одежду в онлайн-магазинах? Будет начинать копать с женских туфелек, чтобы дойти до ботинок?" Эксперт выражает надежду на то, что позже станет понятнее, что именно хотят  регулировать этим документом. 

Гендиректор "InfoLine-аналитики" Михаил Бурмистров указывает, что сейчас нишевые компетенции работы как сервисов доставки, так и маркетплейсов осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов, системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. 

"Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на "Яндекс.Маркете", поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы - это очень позитивная и полезная история. Если их убрать, будет меньше покупок, меньше средний чек и так далее, достаточно большое количество проблем может принести эта история. При этом мы понимаем, что потребитель, напуганный большим количеством утечек персональных данных, может перебдеть и отказаться, хотя это и нелогично", - добавляет он. 


В интернете полка не ограничена физическим размером магазина, товаров десятки тысяч, поэтому от рекомендаций отказаться просто невозможно технически – какие-то товары будут идти первыми, и их будут покупать чаще, уверен партнёр Aero Владимир Синельников. По его мнению, запрещать надо не рекомендации, а неэтичные способы их формирования.
"Например, есть рекомендации на основе рейтингов, которые строятся по количеству и качеству отзывов. Это классный способ советовать товары, которые покупатели ценят выше. А можно рекомендовать товары на основе купленных данных, которые продавцом скорее всего были приобретены незаконно. Это совсем другое дело, плохо. Такое пытаются регулировать не только у нас, но и в Европе (GDPR и пр), но даже там, с более прозрачными механизмами регулирования и более глубокой экспертизой регулятора, эта работа еле-еле идет", - добавляет эксперт.
Компаниям нужно самим собирать данные, чтобы рекомендации были этичными и законными. "Мы как раз это помогаем делать, внедряя proprietary CDP-платформы взамен облачным. В таком случае клиентские данные остаются в контуре магазина, а не отправляются в облачный сервис (который их потом может монетизировать для рекомендаций на других площадках)", - говорит Синельников.

Идея о регулировании рекомендательных сервисов обсуждается уже давно. Весной прошлого года комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России обратилась в Госдуму и Совет Федерации с предложением взять под контроль алгоритмы, которые рекомендуют разного рода товары и услуги пользователям социальных сетей, онлайн-кинотеатров и маркетплейсов. Глава комиссии Александр Журавлев пояснил, что алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать "аномальный интерес к товарам".




Материал по теме

Товарные рекомендации приносят 25% покупок в приложении "М.Видео"

Материал по теме

Девять из десяти россиян советуются с друзьями при покупке товаров

Материал по теме

Кому верят российские покупатели: аналитика AliExpress Россия и Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Авито запустил кросс-доставку

Авито предложил своим клиентам функцию кросс-доставки. Теперь продавец сможет отправить заказ через одну доставку, а покупатель - получить товар через другую. Пока такая схема работает только для "Почты России"...

"Русский стандарт": Заказы с курьерской доставкой делают в 13 раз чаще, чем год назад

Количество онлайн-заказов с курьерской доставкой в январе-октябре 2022 года выросло (год-к-году) почти в 13 раз, говорится в исследовании банка "Русский стандарт". При этом клиенты офлайн-магазинов в 4 раза...

"Пятёрочка" готовится запустить скоростную доставку

"Пятёрочка" планирует запустить доставку продуктов в течение 30 минут, рассказал Гендиректор "Пятерочки" Владислав Курбатов.  "Онлайн-предложение должно становиться у нас быстрее. Мы провели исследование и ...

Азбука вкуса получила доступ к клиентам Delivery Club

Клиенты Delivery Club теперь могут заказать продукты, готовую еду и горячие напитки из Азбуки вкуса. Доставка доступна покупателям в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях. ...

Авито облегчит жизнь продавцам товаров из ИКЕА

Авито присоединился к компаниям, выстраивающим рекламные активности вокруг ушедшей шведской компании IKEA. Площадка запустила фильтр "Товары ИКЕА", чтобы пользователям платформы было удобнее искать товары п...

Как клиент выбирает онлайн-магазин: аналитика NielsenIQ

Директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ Марина Волкова рассказала об основных факторах, которые сейчас побуждают людей делать покупки в онлайне.  Основным мотиватором для потенциальных онлайн-п...