Дума готовит стоп-кран для рекомендательных сервисов

Игорь Бахарев

В Госдуму вносят законопроект, запрещающий рекомендации в интернете: все владельцы сайтов или информационных систем, которые используют такие технологии должны обеспечивать возможность "полного или частичного" отказа пользователей от применения рекомендательных технологий. 

Авторы законопроекта честно признаются, что готовят документ фактически против YouTube, чтобы там не рекомендовали видео которые, как выражается замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, "используются для нужд информационной войны". Однако законопроект, указывают эксперты, сделали настолько расплывчатым, что туда подпадают и онлайн-магазины. 

Мнения экспертов

По мнению Президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, принятие этого законопроекта отбросит рынок на многие годы назад. 

"Сегодня все интернет-магазины, маркетплейсы, классифайды и другие сервисы используют рекомендательные алгоритмы. Без них мы не пришли бы в результате к удобному и качественному сервису в интернет-торговле, к которому мы привыкли сегодня. Нам предлагаются товары или услуги с учетом их популярности у широкого круга людей, принимая во внимание наши предпочтения на основе предыдущего опыта покупок. Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад. На наш взгляд, принятие законопроекта в части интернет-торговли отбросит наш рынок в прошлое, а потери отрасли составят свыше 100 млрд. рублей ежегодно" - говорит эксперт. 

Президент Ассоциации торгово-технологических компаний Сергей Егорушкин не очень понимает, кого именно коснется документ. "При чем тут торговля - не до конца понятно. Если автор захочет регулировать и торговлю, то как он собирается выбирать себе, например, обувь и одежду в онлайн-магазинах? Будет начинать копать с женских туфелек, чтобы дойти до ботинок?" Эксперт выражает надежду на то, что позже станет понятнее, что именно хотят  регулировать этим документом. 

Гендиректор "InfoLine-аналитики" Михаил Бурмистров указывает, что сейчас нишевые компетенции работы как сервисов доставки, так и маркетплейсов осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов, системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. 

"Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на "Яндекс.Маркете", поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы - это очень позитивная и полезная история. Если их убрать, будет меньше покупок, меньше средний чек и так далее, достаточно большое количество проблем может принести эта история. При этом мы понимаем, что потребитель, напуганный большим количеством утечек персональных данных, может перебдеть и отказаться, хотя это и нелогично", - добавляет он. 


В интернете полка не ограничена физическим размером магазина, товаров десятки тысяч, поэтому от рекомендаций отказаться просто невозможно технически – какие-то товары будут идти первыми, и их будут покупать чаще, уверен партнёр Aero Владимир Синельников. По его мнению, запрещать надо не рекомендации, а неэтичные способы их формирования.
"Например, есть рекомендации на основе рейтингов, которые строятся по количеству и качеству отзывов. Это классный способ советовать товары, которые покупатели ценят выше. А можно рекомендовать товары на основе купленных данных, которые продавцом скорее всего были приобретены незаконно. Это совсем другое дело, плохо. Такое пытаются регулировать не только у нас, но и в Европе (GDPR и пр), но даже там, с более прозрачными механизмами регулирования и более глубокой экспертизой регулятора, эта работа еле-еле идет", - добавляет эксперт.
Компаниям нужно самим собирать данные, чтобы рекомендации были этичными и законными. "Мы как раз это помогаем делать, внедряя proprietary CDP-платформы взамен облачным. В таком случае клиентские данные остаются в контуре магазина, а не отправляются в облачный сервис (который их потом может монетизировать для рекомендаций на других площадках)", - говорит Синельников.

Идея о регулировании рекомендательных сервисов обсуждается уже давно. Весной прошлого года комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России обратилась в Госдуму и Совет Федерации с предложением взять под контроль алгоритмы, которые рекомендуют разного рода товары и услуги пользователям социальных сетей, онлайн-кинотеатров и маркетплейсов. Глава комиссии Александр Журавлев пояснил, что алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать "аномальный интерес к товарам".




Материал по теме

Искусственный интеллект научился угадывать точное время покупки конкретного товара в онлайне

Материал по теме

Товарные рекомендации приносят 25% покупок в приложении "М.Видео"

Материал по теме

Девять из десяти россиян советуются с друзьями при покупке товаров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доля онлайна в FMCG приблизилась к 10%

Рынок FMCG (товары повседневного спроса) претерпевает значительные изменения: доля онлайн-продаж в омниканальном секторе стремительно приближается к 10%, отмечают эксперты NielsenIQ Россия. В 2023 ...

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

В 2023 году рекламный рынок продолжил восстанавливаться и демонстрировал рост инвестиций в digital и ретейл-медиа. Какие тренды будут актуальны, что происходит на рынке кадров, чего бренды ждут от креат...

Эксперимент по онлайн-торговле лекарствами: итоги и перспективы

За год реализации эксперимента по дистанционной доставке рецептурных лекарств было оформлено 3004 заказа, из которых доставлено только 1324. На рабочем совещании в Госдуме депутаты и эксперты обсудили итоги...

Киберярмарка ECOM Expo’24 — 5‑6 июня

В Москве 5 и 6 июня пройдет выставка технологий для электронной коммерции ECOM Expo'24. Вас ждут более 300 решений для торговли на маркетплейсах и через собственный ecommerce. Свыше 200 компаний представят ...

Бренд SELA запустил игру в Roblox и представил AR-коллекцию

Российский бренд одежды SELA появился в метавселенной – компания запустила свою игру на платформе Roblox и представила коллекцию, вдохновлённую соединением мира моды с digital-технологиями. Общая стилистик...

"Яндекс" станет производителем товаров для взрослых

"Яндекс" планирует выпустить под новым брендом Hinto товары для взрослых и средства личной гигиены. Соответствующая заявка на регистрацию торгового знака была подана в Роспатент. Hinto будет использо...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.