Дума готовит стоп-кран для рекомендательных сервисов

Игорь Бахарев

В Госдуму вносят законопроект, запрещающий рекомендации в интернете: все владельцы сайтов или информационных систем, которые используют такие технологии должны обеспечивать возможность "полного или частичного" отказа пользователей от применения рекомендательных технологий. 

Авторы законопроекта честно признаются, что готовят документ фактически против YouTube, чтобы там не рекомендовали видео которые, как выражается замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин, "используются для нужд информационной войны". Однако законопроект, указывают эксперты, сделали настолько расплывчатым, что туда подпадают и онлайн-магазины. 

Мнения экспертов

По мнению Президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, принятие этого законопроекта отбросит рынок на многие годы назад. 

"Сегодня все интернет-магазины, маркетплейсы, классифайды и другие сервисы используют рекомендательные алгоритмы. Без них мы не пришли бы в результате к удобному и качественному сервису в интернет-торговле, к которому мы привыкли сегодня. Нам предлагаются товары или услуги с учетом их популярности у широкого круга людей, принимая во внимание наши предпочтения на основе предыдущего опыта покупок. Без рекомендательных алгоритмов интернет-магазины превратятся в каталоги, которые использовались 20 лет назад. На наш взгляд, принятие законопроекта в части интернет-торговли отбросит наш рынок в прошлое, а потери отрасли составят свыше 100 млрд. рублей ежегодно" - говорит эксперт. 

Президент Ассоциации торгово-технологических компаний Сергей Егорушкин не очень понимает, кого именно коснется документ. "При чем тут торговля - не до конца понятно. Если автор захочет регулировать и торговлю, то как он собирается выбирать себе, например, обувь и одежду в онлайн-магазинах? Будет начинать копать с женских туфелек, чтобы дойти до ботинок?" Эксперт выражает надежду на то, что позже станет понятнее, что именно хотят  регулировать этим документом. 

Гендиректор "InfoLine-аналитики" Михаил Бурмистров указывает, что сейчас нишевые компетенции работы как сервисов доставки, так и маркетплейсов осуществляются за счет рекомендованных алгоритмов, за счет алгоритмов, системного подбора рекомендуемых покупок для клиентов. 

"Невозможно просто так разобраться в 150 млн наименований, которые представлены на Ozon, в 50 млн, которые представлены на "Яндекс.Маркете", поэтому, конечно, рекомендованные алгоритмы - это очень позитивная и полезная история. Если их убрать, будет меньше покупок, меньше средний чек и так далее, достаточно большое количество проблем может принести эта история. При этом мы понимаем, что потребитель, напуганный большим количеством утечек персональных данных, может перебдеть и отказаться, хотя это и нелогично", - добавляет он. 


В интернете полка не ограничена физическим размером магазина, товаров десятки тысяч, поэтому от рекомендаций отказаться просто невозможно технически – какие-то товары будут идти первыми, и их будут покупать чаще, уверен партнёр Aero Владимир Синельников. По его мнению, запрещать надо не рекомендации, а неэтичные способы их формирования.
"Например, есть рекомендации на основе рейтингов, которые строятся по количеству и качеству отзывов. Это классный способ советовать товары, которые покупатели ценят выше. А можно рекомендовать товары на основе купленных данных, которые продавцом скорее всего были приобретены незаконно. Это совсем другое дело, плохо. Такое пытаются регулировать не только у нас, но и в Европе (GDPR и пр), но даже там, с более прозрачными механизмами регулирования и более глубокой экспертизой регулятора, эта работа еле-еле идет", - добавляет эксперт.
Компаниям нужно самим собирать данные, чтобы рекомендации были этичными и законными. "Мы как раз это помогаем делать, внедряя proprietary CDP-платформы взамен облачным. В таком случае клиентские данные остаются в контуре магазина, а не отправляются в облачный сервис (который их потом может монетизировать для рекомендаций на других площадках)", - говорит Синельников.

Идея о регулировании рекомендательных сервисов обсуждается уже давно. Весной прошлого года комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России обратилась в Госдуму и Совет Федерации с предложением взять под контроль алгоритмы, которые рекомендуют разного рода товары и услуги пользователям социальных сетей, онлайн-кинотеатров и маркетплейсов. Глава комиссии Александр Журавлев пояснил, что алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать "аномальный интерес к товарам".




Материал по теме

Искусственный интеллект научился угадывать точное время покупки конкретного товара в онлайне

Материал по теме

Товарные рекомендации приносят 25% покупок в приложении "М.Видео"

Материал по теме

Девять из десяти россиян советуются с друзьями при покупке товаров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries запускает партнерскую программу для блогеров в Wibes

Wildberries начал монетизацию для блогеров в своем видеоприложении Wibes, сообщила глава объединенной компании Wildberries и Russ Татьяна Ким на Конференции инновационных технологий электронной коммерции (К...

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

X5 Group опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал 2025 года. Чистая выручка группы выросла на 20,7% в годовом сопоставлении, достигнув 805,8 млрд рублей. В X5 называют развити...

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

В последние годы количество кибератак на российский бизнес растёт: по оценкам RED Security, в 2024 году их количество увеличилось в 2,5 раза — до 130 тыс. Из них примерно 20% были высокорисковыми. Поэтому би...

Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны ...

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Wildberries провел в Китае конференцию для местных предпринимателей, стремящихся выйти на российский рынок. Мероприятие под лозунгом "Открывая новую эру миллиардов: Новый Шелковый путь Танчоу" собрало сот...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.