Чего нам ждать в электронной коммерции в период до 2021 года?

Игорь Бахарев

Последние несколько лет мы наблюдаем рост распространения интернета среди населения планеты. Казалось бы, пропорционально увеличению числа пользователей должен расти и мировой объем продаж в электронной коммерции. Так ли это? Алексей Хижов, Country Manager RTB House в России, комментирует самую свежую статистику от мировых лидеров аналитики в области интернета и поведения пользователей – компаний BOND и WGSN.

 Количество интернет-пользователей во всем мире продолжает расти, однако, в этом году он замедлился на 1 процент по сравнению с 2018 годом (6 процентов вместо 7 процентов в 2018 году). Число пользователей, выходящих в интернет со смартфонов и других мобильных устройств, также показывает снижение на 4 процента, тогда как в предыдущем году количество мобильных пользователей оставалось стабильным. Ситуация уже не выглядит такой оптимистичной, какой она была, скажем, всего 5 лет назад.

Посчитаем интернет-пользователей

В своем исследовании Bond приводит подробные цифры и по континентам, и в отдельности по странам. На сегодня в мире интернетом пользуются 3,8 миллиарда человек, что составляет больше половины населения планеты. С 2009 года по 2018 год число пользователей действительно увеличилось на 27 процентов (c 24 до 51 процента). 

Наиболее распространен интернет в странах Азии и Тихоокеанского региона: 53 процента от общего числа интернет-пользователей, и проникновение интернета составляет 48 процентов от числа всего населения региона. На Европейском континенте эти показатели составляют 15 и 78 процентов соответственно, в Африке и на Ближнем Востоке - 13 процентов от общего числа интернет-пользователей в мире и 32 процента от числа населения, в Латинской Америке – 10 процентов от общего мирового количества интернет-пользователей и 32 процента от числа населения континента, в Северной Америке – 9 процентов от общего числа интернет-пользователей и 89 процентов от числа населения континента. Наиболее активные страны-пользователи Интернета - в порядке убывания: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Япония, Россия, Мексика, Германия, Филиппины и Великобритания. 

США – главный индикатор рынка онлайн-торговли

Анализируя данные, опубликованные в отчете Bond, мы видим насыщенность интернет-сервисами экономически развитых стран и регионов (это США и Европа). Наиболее же перспективными рынками с точки зрения распространения интернет-сервисов являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности – Китай и Индия. Поскольку главным индикатором развития электронной коммерции является Североамериканский рынок, обратим внимание на данные по этому региону.

Электронная коммерция в США продолжает уверенный рост – в 2019 году - плюс 12,4 процента к первому кварталу 2019 года. Общий объем продаж за третий квартал 2019 года приблизился к 140 миллиардам долларов США. Возросло по сравнению с 2010 годом количество времени, проводимое пользователями в сети – как на мобильных устройствах, так и на десктопах (33 процента и 18 процентов соответственно), пропорционально выросло и количество размещаемой рекламы (33 процента и 18 процентов соответственно). 

Стоит отметить, что количество размещаемой рекламы и времени, проводимого пользователями в сети, сравнимо только с телевидением: рост времени просмотра ТВ по сравнению с 2010 годом составляет 34 процента, и на 34 процента выросло количество размещаемой рекламы. Стабильный рост показывает объем рекламных бюджетов, выделяемых на интернет-рекламу в США – 22 процента в сравнении с 2018 годом (в 2018м рост составил 21 процент). Сегодня цифра приближается к 120 миллиардам долларов США. 

В то же время объем рекламных бюджетов во всем мире за первый квартал 2019 года снизился по сравнению с первым кварталом 2018 года до 20 процентов, тогда как в 2017-2018 годах эта цифра составляла 29 процентов. Статистика негативного тренда в изменениях объемов рекламных бюджетов говорит о том, что рекламодатели, рекламные площадки и агентства должны сосредоточить свои усилия на повышении эффективности рекламы. В первую очередь, на изучении поведения пользователей для улучшения показателей ROI. 

Развитие новейших технологий, особенно искусственного интеллекта, помогает добиться высоких результатов в рекламных кампаниях за счет их персонализации. Машинное обучение и его ветвь – глубокое обучение обрабатывают огромные массивы данных пользователей, включающие в себя каждый шаг посетителя интернета. На основе полученных данных мы уже точно знаем путь клиента в сети, его интересы, социально-демографические характеристики и поведение. Таким образом, технологии сами направляют нам рекомендации – как, когда и кому показать то или иное рекламное сообщение. 

Тренды в пользовательском поведении 

В исследовании мирового лидера изучения потребительского поведения - агентства WGSN, обозначены основные драйверы, формирующие поведение пользователей на период до 2021 года, чтобы рекламная кампания точно соответствовала изменениям как в обществе в целом, так и в пользовательских предпочтениях.

В качестве макро-драйверов аналитики WGSN отметили увеличивающийся экономический разрыв между различными регионами мира и социальными группами, приближающийся предел использования природных ресурсов – экологические угрозы, повсеместный рост внедрения автоматизации, глобальное потепление и технологический успех Китая, учитывая и разработки в области искусственного интеллекта.

Что это означает? В ближайшее время исследователи отмечают высокую вероятность миграции населения из неблагоприятных климатических зон в более комфортные для проживания, так как у людей повышается уровень тревожности, связанный с климатическими изменениями в привычном для их жизни регионе. Такая же тенденция сохранится и в миграции людей на основе изменений экономических условий в стране их постоянного проживания. Вследствие этого уменьшится количество потребителей на одной территории и увеличится на другой. При смене места проживания изменяются как покупательские предпочтения, так и покупательная способность. В первую очередь на новом месте люди ищут жилье и работу, а обновление гардероба, например, откладывают на потом.

В развитых регионах, таких как США, Западная Европа, Япония и Китай, продолжает уменьшаться так называемый «средний класс». Старение населения и внедрение автоматизации вызывают снижение покупательской способности и уверенности в завтрашнем дне. Реакцией на эти изменения будет исключение среднего ценового сегмента из ассортимента товаров и услуг и пересмотр их ценностных характеристик для потребителей. Прогноз от WGSN подтверждают данные из исследования аналитиков венчурного фонда Bond по рынку интернет-рекламы, в котором констатируется падение мирового объема интернет-продаж, несмотря на рост числа пользователей интернета.  

Как предвидеть и решить проблемы?

Рекомендуем привести в порядок интернет-активы электронной коммерции: максимально инвестировать в исследование UX для удобства сайта интернет-магазина, не перегружать его визуальной информацией. Технологически модернизировать CRM систему учета пользователей и продаж, для постоянного точного и персонализированного контакта с существующими покупателями, «спящими» и будущими покупателями.

Пользоваться технологиями искусственного интеллекта, которые помогают предвидеть пожелания пользователя и оптимизируют способ доставки совершенных покупок, подбирая наиболее спокойный и комфортный вариант для потребителя. Stress-free shopping – это новый тренд в электронной коммерции на перспективу до 2021 года.

Отображать на рекламных объявлениях только то, что соответствует поведению и интересам пользователя. Сражаться за каждого покупателя, вместе с тем избегая подхода «чем больше товаров покажем пользователю, тем будет выше объем продаж». В эпоху перенасыщения информацией потребителям важен удобный онлайн-шоппинг. И тот рекламодатель, который обеспечит покупателю этот комфорт – выиграет в продажах.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.