Бум Pinduoduo: в китайском eCommerce меняется тройка лидеров

Игорь Бахарев
Alibaba и JD.com давно бьются за право называться главным китайским торговцем. При этом в последние годы сформировался и третий игрок, который готов составить им конкуренцию. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев разбирается, как эксперты оценивают шансы стартапа Pinduoduo вырваться на второе место в рейтинге крупнейших eCommerce-проектов Китая.

Внезапный прорыв

Согласно докладу аналитического центра при Министерстве коммерции КНР, в 2018 году объем заказов на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов через платформу Pinduoduo достиг ¥65 млрд (около $9,39 млрд), увеличившись более чем на 200% год к году. В 2019 году показатель может вырасти до ¥120 млрд. В докладе отмечается, что платформы электронной торговли становятся "мостом" между сельскохозяйственными районами страны и городами, обеспечивая земледельцам быстрый и эффективный выход на покупателей и тем самым повышая уровень жизни в аграрных районах.

Стартап растёт как на дрожжах. Выручка компании увеличилась на 123% в третьем квартале 2019 года до ¥7,51 млрд (около $1,07 млрд). Это чистое третье место рынка.  Эксперты уверены, что рост продолжится и компания сможет вырваться на второе место в рейтинге крупнейших eCommerce-проектов Китая. 

Как следует из данных летнего доклада аналитической компании QuestMobile, число активных пользователей Pinduoduo превосходили JD по крайней мере в течение 12 месяцев. Настоящим триумфом молодого стартапа стал фестиваль покупок "6/18". Эту распродажу ежегодно проводит JD как аналог праздника "11/11" от Alibaba. В последние годы к фестивалю присоединились все китайские ритейлеры.

Что же показала распродажа "6/18"? Лидером традиционно стал Alibaba. Площадки группы посетили 299 миллионов пользователей. При этом Pinduoduo внезапно с большим перевесом вырвался на второе место. Его распродажу посетило 135 миллионов покупателей. При этом на сайт JD зашло лишь 88 миллионов пользователей.

Социальный драйвер

Бум Pinduoduo эксперты объясняют его социальной составляющей. Дело в том, что стратегическим акционером компании является Tencent. Ему принадлежит 18,5% стартапа. И Tencent позволяет Pinduoduo продавать через приложение WeChat lite и подключаться к огромной социальной сети гиганта.

Благодаря поддержке Tencent, потенциал Pinduoduo по росту новых пользователей и увеличению ежегодных расходов клиентов практически неограничен. WeChat насчитывает более 1 миллиарда пользователей. Для сравнения: в Alibaba сейчас лишь 580 миллионов пользователей. 

Pinduoduo уже является крупнейшей социальной платформой электронной коммерции в Китае. Покупатели площадки могут мгновенно делиться информацией о товаре со своими друзьями через WeChat. Они получают серьёзную групповую скидку, если их друзья сделают покупку на Pinduoduo. 

Аналитик-исследователь eMarketer Ман-Чунг Чунг говорит, что Pinduoduo позиционирует себя как своего рода "эльдорадо" для тех, кто ищет выгодную сделку.
"Как только пользователи Pinduoduo входят в приложение, они видят навигационное меню, показывающее продажи со скидкой. Пользователя ждут постоянные всплывающие окна, отображающие выгодные предложения. Покупателям постоянно показывают, насколько ценна их сделка. Преобладают скидки более 90%, и можно легко найти предложения за 1,00 юаня ($ 0,15). Часто появляются всплывающие окна, показывающие групповые покупки, к которым присоединились ваши друзья", - рассказывает он.

Покупают часто, платят мало

С точки зрения продаж, впрочем, ситуация не столь однозначна. Pinduoduo сильно отстаёт от JD, которая специализируется на таких дорогих товарах, как бытовая техника. Кроме этого, JD ориентирована на городских покупателей с гораздо более высокой платёжной способностью. Pinduoduo же ушел "в регионы", площадкой пользуются сельские жители, которые покупают там ультра-дешевые товары.

В 2018 году Pinduoduo увеличил общий объем продаж на 471,6 млрд юаней ($ 68,6 млрд). GMV у JD почти в четыре раза выше, чем у Pinduoduo - 1,68 трлн юаней (243,9 млрд долларов) в прошлом году. Alibaba уже несколько лет скрывает этот показатель, поэтому сравнивать не с чем.

По оценке экспертов Emarketer, Pinduoduo сейчас занимает 7,3% китайского рынка электронной коммерции.

T10374.png

Аналитики ожидают, что выручка JD вырастет на 18% до $81,1 млрд в этом году, а доход Pinduoduo увеличится более чем вдвое до $4,1 млрд.

В мартовском отчете аналитическая лаборатория инвестиционного банка UBS предсказала, что Pinduoduo может обогнать JD по GMV уже в 2021 году. Ожидается, что годовой объем валового товарооборота китайского стартапа в ближайшие три года будет ежегодно расти более чем на 60%.

Обратная сторона бума

Эксперты отмечают, что JD приносит гораздо больший доход, чем Pinduoduo или Alibaba, потому что он берет на себя ответственность за продаваемые продукты, а не просто взимает комиссию за транзакцию.

Pinduoduo же убыточна, причём этот убыток постоянно растёт. Компания вкладывается в расширение своей платформы и маркетинг. В результате, чистый убыток компании увеличился с 281,5 млн. юаней до 1,88 млрд. юаней ($279,8 млн) (сравниваются первые кварталы 2018 и 2019 годов).

Ещё одна проблема Pinduoduo в антипиратских расследованиях. Сейчас компанией занимаются китайские и американские регуляторы, обвиняя платформу в продаже контрафакта. В этом году Pinduoduo даже включили в пресловутый "черный список правительства США" вместе с Alibaba.
Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Материал по теме

Как ритейл использует облака для ускорения своего роста

Материал по теме

Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Потребители все чаще ищут товары по брендам в интернете

Аналитики Mediascope провёли исследование поискового поведения россиян при покупках в онлайне и пришли к выводу, что пользователи все активнее используют брендовые запросы. В среднем 18% поисковых запросов ...

Авито предоставили селлерам мебели новый способ продажи

На платформе Авито появилась новая функция, которая позволяет покупателям заказывать мебель с учетом индивидуальных параметров и с частичной предоплатой. Этот пилотный проект уже доступен в разделе "Мебель ...

Shein запустит кредитную карту для продвижения в Латинской Америке

Китайский гигант быстрой моды Shein представляет свою первую брендированную кредитную карту. Её компания запускает в сотрудничестве с мексиканским финтех-проектом Stori. Это стратегическое партнерство направлен...

Селлеры смогут хранить товары на "Почте"

Почта России совместно с компанией "Даркстор у дома" запускает новую логистическую услугу для продавцов маркетплейсов. Суть её в том, что теперь продавцы смогут хранить свои товары прямо в почтовых отделени...

Продажи автотоваров на Wildberries выросли в 2,6 раза

Аналитики JVO и CATAN зафиксировали значительный рост продаж автотоваров на маркетплейсе Wildberries в 2024 году. По их данным, выручка продавцов в этой категории за сентябрь-октябрь увеличилась на 20% по с...

Российский внешнеэкономический форум партнерства и сотрудничества «Международный день торговли – 2024»

7 ноября 2024 года в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации пройдет масштабное событие международного уровня – российский внешнеэкономический форум партнерства и сотрудничества «Междунаро...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.