Бум Pinduoduo: в китайском eCommerce меняется тройка лидеров

Игорь Бахарев
Alibaba и JD.com давно бьются за право называться главным китайским торговцем. При этом в последние годы сформировался и третий игрок, который готов составить им конкуренцию. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев разбирается, как эксперты оценивают шансы стартапа Pinduoduo вырваться на второе место в рейтинге крупнейших eCommerce-проектов Китая.

Внезапный прорыв

Согласно докладу аналитического центра при Министерстве коммерции КНР, в 2018 году объем заказов на продукцию сельского хозяйства и подсобных промыслов через платформу Pinduoduo достиг ¥65 млрд (около $9,39 млрд), увеличившись более чем на 200% год к году. В 2019 году показатель может вырасти до ¥120 млрд. В докладе отмечается, что платформы электронной торговли становятся "мостом" между сельскохозяйственными районами страны и городами, обеспечивая земледельцам быстрый и эффективный выход на покупателей и тем самым повышая уровень жизни в аграрных районах.

Стартап растёт как на дрожжах. Выручка компании увеличилась на 123% в третьем квартале 2019 года до ¥7,51 млрд (около $1,07 млрд). Это чистое третье место рынка.  Эксперты уверены, что рост продолжится и компания сможет вырваться на второе место в рейтинге крупнейших eCommerce-проектов Китая. 

Как следует из данных летнего доклада аналитической компании QuestMobile, число активных пользователей Pinduoduo превосходили JD по крайней мере в течение 12 месяцев. Настоящим триумфом молодого стартапа стал фестиваль покупок "6/18". Эту распродажу ежегодно проводит JD как аналог праздника "11/11" от Alibaba. В последние годы к фестивалю присоединились все китайские ритейлеры.

Что же показала распродажа "6/18"? Лидером традиционно стал Alibaba. Площадки группы посетили 299 миллионов пользователей. При этом Pinduoduo внезапно с большим перевесом вырвался на второе место. Его распродажу посетило 135 миллионов покупателей. При этом на сайт JD зашло лишь 88 миллионов пользователей.

Социальный драйвер

Бум Pinduoduo эксперты объясняют его социальной составляющей. Дело в том, что стратегическим акционером компании является Tencent. Ему принадлежит 18,5% стартапа. И Tencent позволяет Pinduoduo продавать через приложение WeChat lite и подключаться к огромной социальной сети гиганта.

Благодаря поддержке Tencent, потенциал Pinduoduo по росту новых пользователей и увеличению ежегодных расходов клиентов практически неограничен. WeChat насчитывает более 1 миллиарда пользователей. Для сравнения: в Alibaba сейчас лишь 580 миллионов пользователей. 

Pinduoduo уже является крупнейшей социальной платформой электронной коммерции в Китае. Покупатели площадки могут мгновенно делиться информацией о товаре со своими друзьями через WeChat. Они получают серьёзную групповую скидку, если их друзья сделают покупку на Pinduoduo. 

Аналитик-исследователь eMarketer Ман-Чунг Чунг говорит, что Pinduoduo позиционирует себя как своего рода "эльдорадо" для тех, кто ищет выгодную сделку.
"Как только пользователи Pinduoduo входят в приложение, они видят навигационное меню, показывающее продажи со скидкой. Пользователя ждут постоянные всплывающие окна, отображающие выгодные предложения. Покупателям постоянно показывают, насколько ценна их сделка. Преобладают скидки более 90%, и можно легко найти предложения за 1,00 юаня ($ 0,15). Часто появляются всплывающие окна, показывающие групповые покупки, к которым присоединились ваши друзья", - рассказывает он.

Покупают часто, платят мало

С точки зрения продаж, впрочем, ситуация не столь однозначна. Pinduoduo сильно отстаёт от JD, которая специализируется на таких дорогих товарах, как бытовая техника. Кроме этого, JD ориентирована на городских покупателей с гораздо более высокой платёжной способностью. Pinduoduo же ушел "в регионы", площадкой пользуются сельские жители, которые покупают там ультра-дешевые товары.

В 2018 году Pinduoduo увеличил общий объем продаж на 471,6 млрд юаней ($ 68,6 млрд). GMV у JD почти в четыре раза выше, чем у Pinduoduo - 1,68 трлн юаней (243,9 млрд долларов) в прошлом году. Alibaba уже несколько лет скрывает этот показатель, поэтому сравнивать не с чем.

По оценке экспертов Emarketer, Pinduoduo сейчас занимает 7,3% китайского рынка электронной коммерции.

T10374.png

Аналитики ожидают, что выручка JD вырастет на 18% до $81,1 млрд в этом году, а доход Pinduoduo увеличится более чем вдвое до $4,1 млрд.

В мартовском отчете аналитическая лаборатория инвестиционного банка UBS предсказала, что Pinduoduo может обогнать JD по GMV уже в 2021 году. Ожидается, что годовой объем валового товарооборота китайского стартапа в ближайшие три года будет ежегодно расти более чем на 60%.

Обратная сторона бума

Эксперты отмечают, что JD приносит гораздо больший доход, чем Pinduoduo или Alibaba, потому что он берет на себя ответственность за продаваемые продукты, а не просто взимает комиссию за транзакцию.

Pinduoduo же убыточна, причём этот убыток постоянно растёт. Компания вкладывается в расширение своей платформы и маркетинг. В результате, чистый убыток компании увеличился с 281,5 млн. юаней до 1,88 млрд. юаней ($279,8 млн) (сравниваются первые кварталы 2018 и 2019 годов).

Ещё одна проблема Pinduoduo в антипиратских расследованиях. Сейчас компанией занимаются китайские и американские регуляторы, обвиняя платформу в продаже контрафакта. В этом году Pinduoduo даже включили в пресловутый "черный список правительства США" вместе с Alibaba.
Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.