Аналитика в интернет-коммерции. Сага про базы данных

Игорь Бахарев

Выбор системы аналитики зависит от задач и целей проектов. Например, веб-аналитика и вовсе не нужна для сайтов, которые не продают.

Есть такая наука — business intelligence — это направление аналитики, которое заключается в том, чтобы предоставить данные о бизнесе конечному пользователю. Ведь очень часто сложнее всего получить вовремя все данные и потому откладывается решение важных проблем. Так вот business intelligence означает, что данные собираются, обрабатываются и затем предоставляются пользователю. Есть разные системы business intelligence — например, на платформах Microsoft, Oracle, IBM и прочих.

Если хочется подойти к вопросу аналитики серьезно, то без построения хранилища данный не обойтись. Как правило, хранилище данных — это база данных, обновляемая раз в сутки или чаще. Там же эти данные обрабатываются и хранятся.

Вычислительные нагрузки на такие системы довольно высоки и потому нужно учесть, что в некоторых ситуациях можно "уронить" сайт только из-за одного запроса по базе данных. Во избежания таких ситуаций базы данных обычно обновляются по ночам (чтобы процессы не накладывались и можно было производить вычисления в дневное время).

Можно, конечно, совмещать процессы — это делается с помощью репликации. Реплика — копия базы данных с отставанием на некоторое время.

Файл с базой данных по переходам с миллиардом строк может весить и 500 гБ, так что еще нужно учесть мощности и память рабочего ПК.

Наверняка у вас возник резонный вопрос: какого масштаба должна быть компания, чтобы ввязываться в это все?

А именно: брать на работу высокооплачиваемого аналитика (а лучше двух!), который будет агрегировать невообразимое количество данных для дальнейшей работы с ними.

Скажем, пора, если в штате уже 50 сотрудников и потребность в аналитике стала осознанной, а также позволяет бюджет.

 Грубо говоря, есть две культуры: отчетная и аналитическая. Для первой важны красивые графики, цифры, тренды. Для второй же требуются более сложные системы, при этом красота оформления отходит на второй план. Аналитическая культура ставит более сложные вопросы и задачи.

 Эффективность систем аналитики

Чтобы ответить научно на этот вопрос, нужно проводить А/Б тестирование: построить параллельную "вселенную" — сайт без системы аналитики и попробовать достигнуть поставленных целей без пляски вокруг цифр. Но представляется ли это возможным? Пожалуй, нет.

 Но однозначно стоит отметить тот факт, что у компании повышается прозрачность данных и потому совершается намного меньше ошибок.

 Также, располагая массивом данных, можно строить отдельные системы. Например, в Wikimart есть система рекомендаций, не связанная со страницами конкретных товаров, но связанная непосредственно с товарами. Когда вы ищете какой-то товар, находите его и затем принимаете решение касательно покупки, вам в этом здорово могут помочь рекомендации. Причем рекомендации очень простые и алгоритмы их выводят довольно примитивные, но "фишка" в наличии данных.

 Рекомендательные сервисы на основе поведения пользователей на сайте могут существенно поднять конверсию.

Системы Google Analytics и Яндекс.Метрика тоже являются инструментами business intelligence и до некоторых пор они устроят большую часть интернет-магазинов, но на их базе невозможно построить сервисы по типу рекомендательного. Для этого нужно собирать данные "что пользователь посмотрел, когда..." и "что он купил". Возможно, в будущем появится функционал для этого и в бесплатных системах веб-аналитики, но пока придется искать альтернативные решения.

 Подготовлено специалистами компании BRANDER

Материал по теме

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

Материал по теме

Маркетплейсы делают ставку на бизнес: b2b и b2g продажи растут рекордными темпами

Материал по теме

Россияне готовы отказаться от карт маркетплейсов без скидок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

Многие пользователи начинают выбирать украшение, но не завершают заказ. Почему так происходит и как это исправить? Веб-аналитики ArrowMedia Ирина Орлова и Анастасия Ольховская рассказывают, как с помощью UX/U...

Маркетплейсы делают ставку на бизнес: b2b и b2g продажи растут рекордными темпами

Крупные маркетплейсы пошли на активное расширение и решили развивать продажи для бизнеса и госструктур. В 2025 году совокупный оборот продаж товаров бизнесу и госструктурам через маркетплейсы и интернет-мага...

Россияне готовы отказаться от карт маркетплейсов без скидок

Более 25% покупателей готовы отказаться от карт маркетплейсов, если исчезнут привилегии при оплате. Такой вывод содержится в исследовании платежного сервиса "Апельсин". Однако многие пользователи заявляют, ч...

Как упаковка меняет правила игры на рынке электронной коммерции

Развитие электронной коммерции стало драйвером масштабных изменений в логистике и складской инфраструктуре. В условиях высоких темпов роста онлайн-продаж (+45% в количестве заказов в 2024 году) фулфилмент-це...

68% готовы купить премиальные товары сразу на маркетплейсе

Бренды премиум-сегмента с осторожностью относятся к работе на маркетплейсах: факт продажи на Ozon или Wildberries размывает статус бренда. Исследование высокодоходной аудитории Easy Commerce показало: 95% опр...

Topshop готовит первый в мире AI-показ мод с мгновенной покупкой

Британский бренд одежды Topshop готовит первый в мире показ мод с применением AI, где одежду можно будет покупать сразу во время просмотра. Шоу Runway to the Future пройдет 26 февраля 2026 года в Манчестере ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.