АКИТ предложила разделить зарубежных ритейлеров на "зеленых" и "красных"

Игорь Бахарев

В рамках заседания подгруппы по интернет-торговле Ассоциация компаний интернет-торговли предложила ввести режим "зеленого" и "красного" коридоров для посылок из зарубежных онлайн-магазинов. 

По словам главы подгруппы, президента ассоциации Алексея Федорова, посылки иностранных ритейлеров, незарегистрированных как российские налоговые агенты, должны подвергаться более тщательной проверке, чем отправления зарегистрированных магазинов, которые будут платить НДС в России. 

Федоров пояснил, что от цвета коридора будет зависеть скорость доставки, а также способ получения посылки. Заказы с сайта ритейлера из "зеленого" списка будут приходить значительно быстрее, при этом на получателя не будут возлагаться дополнительные обязательства, тогда как клиентам "красных" магазинов получить свой заказ будет сложнее. 

"Другой магазин, который не будет зарегистрирован, – из него посылка придет как-то по-другому. Или покупателю придется идти куда-то, например, в банк и платить пошлину", – подчеркнул глава ассоциации.

Федоров уверен, что новая система пойдет на пользу иностранным торговым площадкам, которые платят налоги в России. Остальные ритейлеры последуют их примеру для привлечения покупателей, поскольку те будут отдавать предпочтение зарегистрированным компаниям. 

Также АКИТ рассчитывает на то, что зарубежные маркетплейсы самостоятельно пройдут процедуру регистрации. "Мы надеемся, что мы сможем договориться с Alibaba, чтобы он целиком на себя взял всю эту функцию, и покупателям не нужно было контактировать с каждым отдельным интернет-магазином, представленным на китайской интернет-площадке. Он (Alibaba) один зарегистрируется и будет сам с ними разбираться по стоимости товаров, поставляемых в Россию, а также по вопросам удержания пошлины и НДС", – рассказал Федоров.

«Я присутствовал на всех последних заседаниях по этому вопросу и сформулировал на них свои опасения», – рассказал E-pepper генеральный директор по логистике и сервисам JD.com в России Алекс Васильев. По его мнению, перед введением новых налогов необходимо подумать, как избежать двойного налогообложения. Дело в том, что иностранные продавцы, особенно на маркетплейсах, далеко не всегда могут вернуть НДС, который заплатили в своей стране. Если их будут обязывать платить налоги ещё и в России – двойного налогообложения не избежать.

«Кроме того, если вводить соответствующие нормы по трансграничной торговли, то стоит это делать про всему Евразийскому экономическому союзу, а то стоит ждать роста «серого потока» через Казахстан и другие приграничные к России страны», – говорит Васильев. Можно воспользоваться опытом Транс-тихоокеанского партнерства в рамках которого 12 стран, включая Австралию, Канаду, Мексику и Сингапур договорились о взаимном отказе от пошлин. Кроме того, следует помнить, что любые дополнительные налоговые нагрузки всегда отражаются на конечной цене товара и на потребителях. 

Конкуренция с зарубежными игроками – положительное явление, она благоприятно влияет на уровень обслуживания, поскольку заставляет компании бороться за покупателя, говорит представитель компании "Связной" Сергей Тихонов. Однако, добавляет он, сейчас существует неравенство условий работы российских и иностранных игроков, в частности, по части налогообложения. «Для локальных игроков система налогообложения действует в полной мере – они платят НДС, обеспечивают социальные отчисления за своих сотрудников в государственный бюджет, что сказывается и на цене на товары и услуги, которые они предлагают клиентам.  В то же время на зарубежные интернет-магазины такой налоговой нагрузки сейчас нет», – добавляет Тихонов. Он напоминает, что на Западе есть различные практики «выравнивания» условий работы локальных и заграничных игроков, они очень логичны и могут применяться в российских условиях.

Экс-министр сельского хозяйства Российской Федерации Елена Скрынник считает, что сейчас важнее защищать потребителя, а не малоэффективные производства и сети. «Конечно, конкуренция со стороны иностранных ритейлеров создает трудности отечественным продавцам, но то она и конкуренция, чтобы держать цены низкими, а качество - высоким». 

Академический руководитель образовательной программы "Электронный бизнес" НИУ ВШЭ Михаил Комаров согласен с тем, что покупая зарубежный товар, мы вкладываемся в зарубежную экономику. При этом речь идет не о качественных товарах, а о ширпотребе. «Наш потребитель своим кошельком голосует за приобретение дешевого, но некачественного товара, а мне кажется, это не совсем правильно. Потребителя надо воспитывать за свои деньги приобретать качественный товар, а не приобрести какой-то продукт из-за рубежа в 2 раза дешевле аналогов в России, но который сломается через 2 дня, в итоге придется покупать новый», – говорит он. По его словам, мы не настолько богатые люди, чтобы покупать низкокачественную продукцию.

Еще одна инициатива, направленная на урегулирование интернет-торговли – снижение беспошлинного порога. В ноябре прошлого года в рамках собрания Евразийской экономической комиссии было предложено рассмотреть проект о введении нового сбора в размере €15 на все зарубежные посылки дороже €22 и тяжелее 1 кг.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли поддержал введение новых правил беспошлинной торговли, а также предложил таможенникам вскрывать не менее 5% посылок для защиты российских онлайн-покупателей от контрафактной продукции.

Он также заявил о том, что покупку на AliExpress можно приравнять к краже: «Любая страна стремится защитить своих производителей и ритейлеров, которые обеспечивают рабочими местами огромное количество людей. Участники нашей ассоциации дают работу сотням тысяч человек. Покупая что угодно на AliExpress, вы отнимаете деньги у кого-то из них, по сути, вы совершаете кражу».

В федеральной сети магазинов электроники "Позитроника" заявили, что поддерживают предложение по снижению порога беспошлинной торговли. Однако, по мнению компании, предложение о переводе зарубежных продавцов в российскую юрисдикцию является  излишним.

Материал по теме

"Почтовый налог" на маркетплейсы вызвал гнев депутатов

Материал по теме

АКИТ разделилась по вопросу трансграничной торговли

Материал по теме

Итоги 2022 года от АКИТ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Новый голосовой ИИ поможет Wendy's с очередями

Сеть ресторанов Wendy's автоматизирует свою службу доставки и линию выдачи заказов с помощью чат-бота с искусственным интеллектом. Новый алгоритм разработан Google и работает на естественном языке, его обуч...

ЮMoney выпустили платёжный стикер для бесконтактной оплаты

Компания ЮMoney (входит в экосистему Сбера) начала выпускать платёжные стикеры для быстрой оплаты покупок. Платёжный стикер — альтернатива ушедшим "пеям": он позволяет платить телефоном в одно касание. ...

Ozon оказался в плюсе

Ozon объявил неаудированные финансовые и операционные результаты за первый квартал 2023 года. Важная новость: чистая прибыль за первый квартал 2023 года составила 10,7 млрд рублей по сравнению с убытком в 1...

Маркет будет выпускать фены и гантели

Яндекс Маркет расширяет число своих СТМ. Компания подала заявки на регистрацию товарных знаков Ellio и Bodycore. Как рассказал представитель маркетплейса, бренд Ellio будет использоваться для выпуска техн...

Объем экономики Рунета в 2022 году вырос на 29%

Объем экономики Рунета в 2022 году увеличился на 29% по сравнению с предыдущим годом и достиг 12,2 трлн рублей, говорится в результатах исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), пр...

"Почтовый налог" на маркетплейсы вызвал гнев депутатов

В начале мая "Почта России" предложила, чтобы российские маркетплейсы и другие участники рынка eСommerce платили инфраструктурный платеж в размере 0,5% от квартального оборота для поддержки ее убыточной сети по...