5 практических советов, как выстроить онбординг, который работает

Игорь Бахарев

Онбординг — процесс, направленный на помощь новому сотруднику адаптироваться в компании. Особенно важно максимально автоматизировать его в отраслях, где текучка может достигать 30%. Евгений Нагорный, проектный лидер Эквио, эксперт в EdTech, развивавший цифровое обучение в компаниях Гарант, OZON и МегаФон, дал пять советов по построению рабочей системы онбординга.

 

Зачем нужен онбординг в компании

Фраза «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» справедлива и для рекрутёра в первые рабочие дни нового сотрудника. Именно в это время новичок принимает решение оставаться в компании или продолжать поиски. Задача HR — помочь сотруднику справиться со стрессом, влиться в рабочие процессы и оценить преимущества новой работы. Онбординг — набор онлайн и офлайн-мероприятий, помогающих новым сотрудникам максимально быстро освоиться на рабочем месте и влиться в команду. Он может включать email-рассылку, приветственные видеоролики, онлайн-курсы и личные встречи. Процесс онбординга может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. В его задачи входит помощь новым сотрудникам в процессе адаптации, знакомство с командой, корпоративной культурой, ценностями и политикой компании. 

С помощью онбординга можно:

  • уменьшить текучку кадров, с первых дней окружив сотрудников заботой;
  • сократить расходы на поиск и найм персонала, благодаря удержанию новых сотрудников;
  • ускорить процесс адаптации новичков и помочь им быстрее приступить к своим обязанностям;
  • увеличить производительность сотрудников;
  • повысить вовлечённость и лояльность сотрудников. 

Хорошо организованный онбординг может помочь компании привлечь и удержать лучших специалистов. Новые сотрудники за короткий срок ознакомятся со своими обязанностями, наладят отношения с коллегами, освоят внутренние процессы и почувствуют свою ценность для компании.

Пять советов для выстраивания системы онбординга

Совет №1. Первый день — для знакомства, а не для формальностей 

Чтобы первый день прошёл без суеты, компания должна заранее подготовиться к выходу нового сотрудника. В первый рабочий день сотрудник не должен ждать, когда ему выдадут рабочие инструменты. Все доступы и учётные записи в корпоративных сервисах должны быть готовы накануне выхода на работу. Важно предоставить доступ к обучающей платформе с welcome-курсом. Также на ней может содержаться план адаптации, контакты сотрудников для обращений по разным вопросам, список доступных ресурсов и приложений и т. д. Материалы можно представить в виде текстов или видеороликов. 

Важно заранее выполнить все формальности, чтобы посвятить первый день знакомству с руководителем и командой. Это поможет избежать стресса для сотрудника и показать ему, что его ждали на новом рабочем месте.  

Совет №2. Разработайте яркий и запоминающийся welcome-курс 

Онбординг в первые дни может состоять из welcome-курса и обязательного обучения, без которого новый сотрудник по закону не сможет приступить к работе (например, правила противопожарной безопасности и охраны труда). Также можно добавить курсы по IT-безопасности, которые научат правильно обращаться с корпоративными данными или распознавать фишинговые рассылки.

Важно, чтобы новый сотрудник понимал, какие курсы относятся к обязательной программе, сколько времени потребуется на их прохождение и к какому сроку нужно окончить обучение. Например, в Эквио сотрудник видит всю программу, которую нужно пройти. Эта программа разбита на разделы, идущие в определённой последовательности. Можно настроить уроки так, чтобы новый блок открывался только при прохождении предыдущих.

Начинать нужно с welcome-курса. Это должен быть самый яркий и запоминающийся блок, который расскажет о компании, её целях и достижениях, а также о возможностях для сотрудников. Часто такие курсы делают в виде презентации в формате SCORM, а для лучшего запоминания добавляют интерактивные элементы.

Совет №3. Доброжелательность важнее жёстких требований

Все люди испытывают стресс в первые дни на рабочем месте. Чтобы помочь справиться с волнением, стоит на время отказаться от жёстких требований и временных рамок.

Если новый сотрудник не успел пройти курс в отведённое время, нужно уточнить, с чем именно возникли сложности. Возможно, человек не смог установить приложение, забыл пароль или не разобрался, какие курсы проходить в начале. Частично эти проблемы можно решить, если заранее расписать процесс обучения по времени, составить последовательную программу онбординга и предоставить доступ к обучающей платформе. Полезно добавить к каждому разделу программы описания, из которых будет понятно, какие навыки можно получить после прохождения этого раздела. 

В любом случае не стоит строго спрашивать с новичка. Лучше доброжелательно помочь ему справиться с проблемой. Такой подход произведёт хорошее впечатление и станет дополнительным аргументом в пользу дальнейшей работы в компании.

Совет №4. Главная задача — снизить процент отказов   

Поскольку компания тратит время и средства на поиск и найм новых работников, их уход в первые дни или недели на новом рабочем месте приводит к финансовым потерям. Складывается ситуация, когда в сотрудника были вложены ресурсы, а взамен компания не получила никакой пользы. При этом нужно снова выделять бюджет на поиск работника. 

Поэтому важно помнить, что одна из основных задач онбординга — удержать нового специалиста в компании. Хорошими показателями для офисных должностей считаются 90-95% сотрудников, оставшихся после онбординга. Подбор таких специалистов занимает много времени и стоимость ошибки здесь выше, поэтому HR-специалисту нужно максимально снизить количество отказов. Для ритейла хорошее значение — 75-80% оставшихся сотрудников.

Совет №5. Заложите достаточно времени на адаптацию

В среднем онбординг линейного персонала занимает 15-30 дней. Сотрудников быстро погружают в работу благодаря тому, что все процессы подробно расписаны и регламентированы. Для некоторых офисных специальностей процесс адаптации может растянуться до трёх месяцев. В это время человек будет знакомиться с бизнес-процессами и коллегами, проходить обучение, разбираться в том, как строится работа в компании. Для руководящих позиций адаптация может составлять до шести месяцев. 

Чем быстрее адаптируется сотрудник, тем быстрее он начинает приносить прибыль компании. Во время онбординга сотрудник работает на 50-60% от своих возможностей. А максимальную пользу для компании многие начнут приносить не раньше, чем через год.  

Онбординг — важная часть работы HR-специалистов. Чтобы быстро адаптировать сотрудников и снизить текучку среди новичков, нужно ответственно подойти к процессу его организации. Современные платформы для онлайн-обучения помогают максимально упростить и автоматизировать этот процесс. Новые сотрудники могут проходить welcome-курсы и дальнейшее обучение через приложение в мобильном телефоне. Это позволяет учиться в любое удобное время и в любом месте, не затягивая процесс обучения.

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Материал по теме

Нейросети в продажах. Как ИИ решает задачи продавцов на маркетплейсах

Материал по теме

Как сделать прогноз эффективности трафика из соц. сетей на товарные карточки Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.