5 практических советов, как выстроить онбординг, который работает

Игорь Бахарев

Онбординг — процесс, направленный на помощь новому сотруднику адаптироваться в компании. Особенно важно максимально автоматизировать его в отраслях, где текучка может достигать 30%. Евгений Нагорный, проектный лидер Эквио, эксперт в EdTech, развивавший цифровое обучение в компаниях Гарант, OZON и МегаФон, дал пять советов по построению рабочей системы онбординга.

 

Зачем нужен онбординг в компании

Фраза «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» справедлива и для рекрутёра в первые рабочие дни нового сотрудника. Именно в это время новичок принимает решение оставаться в компании или продолжать поиски. Задача HR — помочь сотруднику справиться со стрессом, влиться в рабочие процессы и оценить преимущества новой работы. Онбординг — набор онлайн и офлайн-мероприятий, помогающих новым сотрудникам максимально быстро освоиться на рабочем месте и влиться в команду. Он может включать email-рассылку, приветственные видеоролики, онлайн-курсы и личные встречи. Процесс онбординга может занимать от нескольких недель до нескольких месяцев. В его задачи входит помощь новым сотрудникам в процессе адаптации, знакомство с командой, корпоративной культурой, ценностями и политикой компании. 

С помощью онбординга можно:

  • уменьшить текучку кадров, с первых дней окружив сотрудников заботой;
  • сократить расходы на поиск и найм персонала, благодаря удержанию новых сотрудников;
  • ускорить процесс адаптации новичков и помочь им быстрее приступить к своим обязанностям;
  • увеличить производительность сотрудников;
  • повысить вовлечённость и лояльность сотрудников. 

Хорошо организованный онбординг может помочь компании привлечь и удержать лучших специалистов. Новые сотрудники за короткий срок ознакомятся со своими обязанностями, наладят отношения с коллегами, освоят внутренние процессы и почувствуют свою ценность для компании.

Пять советов для выстраивания системы онбординга

Совет №1. Первый день — для знакомства, а не для формальностей 

Чтобы первый день прошёл без суеты, компания должна заранее подготовиться к выходу нового сотрудника. В первый рабочий день сотрудник не должен ждать, когда ему выдадут рабочие инструменты. Все доступы и учётные записи в корпоративных сервисах должны быть готовы накануне выхода на работу. Важно предоставить доступ к обучающей платформе с welcome-курсом. Также на ней может содержаться план адаптации, контакты сотрудников для обращений по разным вопросам, список доступных ресурсов и приложений и т. д. Материалы можно представить в виде текстов или видеороликов. 

Важно заранее выполнить все формальности, чтобы посвятить первый день знакомству с руководителем и командой. Это поможет избежать стресса для сотрудника и показать ему, что его ждали на новом рабочем месте.  

Совет №2. Разработайте яркий и запоминающийся welcome-курс 

Онбординг в первые дни может состоять из welcome-курса и обязательного обучения, без которого новый сотрудник по закону не сможет приступить к работе (например, правила противопожарной безопасности и охраны труда). Также можно добавить курсы по IT-безопасности, которые научат правильно обращаться с корпоративными данными или распознавать фишинговые рассылки.

Важно, чтобы новый сотрудник понимал, какие курсы относятся к обязательной программе, сколько времени потребуется на их прохождение и к какому сроку нужно окончить обучение. Например, в Эквио сотрудник видит всю программу, которую нужно пройти. Эта программа разбита на разделы, идущие в определённой последовательности. Можно настроить уроки так, чтобы новый блок открывался только при прохождении предыдущих.

Начинать нужно с welcome-курса. Это должен быть самый яркий и запоминающийся блок, который расскажет о компании, её целях и достижениях, а также о возможностях для сотрудников. Часто такие курсы делают в виде презентации в формате SCORM, а для лучшего запоминания добавляют интерактивные элементы.

Совет №3. Доброжелательность важнее жёстких требований

Все люди испытывают стресс в первые дни на рабочем месте. Чтобы помочь справиться с волнением, стоит на время отказаться от жёстких требований и временных рамок.

Если новый сотрудник не успел пройти курс в отведённое время, нужно уточнить, с чем именно возникли сложности. Возможно, человек не смог установить приложение, забыл пароль или не разобрался, какие курсы проходить в начале. Частично эти проблемы можно решить, если заранее расписать процесс обучения по времени, составить последовательную программу онбординга и предоставить доступ к обучающей платформе. Полезно добавить к каждому разделу программы описания, из которых будет понятно, какие навыки можно получить после прохождения этого раздела. 

В любом случае не стоит строго спрашивать с новичка. Лучше доброжелательно помочь ему справиться с проблемой. Такой подход произведёт хорошее впечатление и станет дополнительным аргументом в пользу дальнейшей работы в компании.

Совет №4. Главная задача — снизить процент отказов   

Поскольку компания тратит время и средства на поиск и найм новых работников, их уход в первые дни или недели на новом рабочем месте приводит к финансовым потерям. Складывается ситуация, когда в сотрудника были вложены ресурсы, а взамен компания не получила никакой пользы. При этом нужно снова выделять бюджет на поиск работника. 

Поэтому важно помнить, что одна из основных задач онбординга — удержать нового специалиста в компании. Хорошими показателями для офисных должностей считаются 90-95% сотрудников, оставшихся после онбординга. Подбор таких специалистов занимает много времени и стоимость ошибки здесь выше, поэтому HR-специалисту нужно максимально снизить количество отказов. Для ритейла хорошее значение — 75-80% оставшихся сотрудников.

Совет №5. Заложите достаточно времени на адаптацию

В среднем онбординг линейного персонала занимает 15-30 дней. Сотрудников быстро погружают в работу благодаря тому, что все процессы подробно расписаны и регламентированы. Для некоторых офисных специальностей процесс адаптации может растянуться до трёх месяцев. В это время человек будет знакомиться с бизнес-процессами и коллегами, проходить обучение, разбираться в том, как строится работа в компании. Для руководящих позиций адаптация может составлять до шести месяцев. 

Чем быстрее адаптируется сотрудник, тем быстрее он начинает приносить прибыль компании. Во время онбординга сотрудник работает на 50-60% от своих возможностей. А максимальную пользу для компании многие начнут приносить не раньше, чем через год.  

Онбординг — важная часть работы HR-специалистов. Чтобы быстро адаптировать сотрудников и снизить текучку среди новичков, нужно ответственно подойти к процессу его организации. Современные платформы для онлайн-обучения помогают максимально упростить и автоматизировать этот процесс. Новые сотрудники могут проходить welcome-курсы и дальнейшее обучение через приложение в мобильном телефоне. Это позволяет учиться в любое удобное время и в любом месте, не затягивая процесс обучения.

Материал по теме

Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Массовый сбой в сервисах доставки еды: виноват облачный сервис Яндекса

В четверг вечером россияне столкнулись с массовыми сбоями в работе популярных сервисов доставки еды. Среди пострадавших – «Вкусно – и точка», KFC, «Бургер Кинг», «Додо Пицца», «Купер», а также сервисы доста...

NielsenIQ нашёл на региональных рынках FMCG потенциал для онлайн-торговли

Российский рынок онлайн-торговли продовольственными товарами демонстрирует устойчивый рост, особенно в регионах. Однако, несмотря на эти положительные тенденции, уровень проникновения онлайн-шопинга в разли...

Оборот онлайн-магазинов зоотоваров в 2024 году вырос на 35%

Исследование, проведенное сервисом "Ремонт со СберУслугами" и платежным сервисом ЮKassa, выявило заметный рост интереса россиян к домашним животным. Оборот интернет-магазинов зоотоваров в 2024 году увеличил...

Яндекс Еда поможет бронировать столики в ресторанах прямо в приложении

Сервис доставки еды Яндекс Еда представил новую функцию – онлайн-бронирование столиков в ресторанах. Теперь пользователи могут не только заказать еду на дом, но и полностью спланировать свой поход в кафе ил...

"Яндекс Лавка" довезла лекарства до Санкт-Петербурга

Сервис быстрой доставки "Яндекс Лавка" начал доставлять лекарства из аптек в Санкт-Петербурге. Ранее такая услуга была доступна только жителям Москвы. Теперь петербуржцы могут заказать более 3000...

UPGRADE года 2024: Подводим итоги развития ритейл рынка вместе с ведущими компаниями отрасли

4 декабря сообщество ритейлеров UPGRADE проведет ежегодную конференцию, премию и вечеринку ведущих компаний отрасли — UPGRADE года 2024. Эксперты подведут итоги, обсудят важнейшие тренды отрасли, отметят бы...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.