Проект закона «О внесении изменений в статьи 7 и 10 Федерального закона "О национальной платёжной системе"», в части совершенствования регулирования особенностей осуществления перевода электронных денежных средств, был рассмотрен в Правительстве РФ.
Данный законопроект повлечет изменения в совершенствовании регулирования особенностей осуществления перевода электронных денег и в порядке использования электронных средств платежа при их переводе, а также в сохранении существующих банковских продуктов, основанных на использовании предоплаченных банковских карт.
В пресс-службе правительства отметили, что по тексту данного законопроекта имеются замечания. В Минфине России считают, что редакция ч. 9 ст. 7 закона не соответствует рекомендации группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), в которой говорится, что при осуществлении электронных переводов денежных средств должна быть информация и об их отправителе и о получателе.
В новой редакции ч. 21 ст. 7 закон предусматривает право физлица, который использует неперсонифицированное электронное средство платежа, получать остаток средств наличными или переводить его третьему лицу. Положение может привести к дроблению суммы электронных денег по нескольким электронным средствам платежа с целью их последующего обналичивания.
Помимо этого, возможно увеличение объема операций по обналичиванию денежных средств, повышение риска легализации (отмывания) денежных средств, полученных незаконным путем, а также финансирования терроризма.
Положения ч. 9 ст. 7 законопроекта, формально не разрешающие юрлицам осуществлять платежи электронными деньгами между собой, разрешают осуществлять платежи между юридическими и физическими лицами. Однако данному положению нужна доработка, чтобы исключить возможность использования физического лица в роли посредника при расчетах между юридическими лицами, а также корректировки в части конкретизации субъектного состава соответствующих правоотношений.
Подпункт «б» п. 2 ст. 1 законопроекта предусматривает, что используя не персонифицированные электронные средства платежа, остаток электронных денег можно выражать в иностранной валюте. С учетом того, что при использовании электронных средств платежа клиента не идентифицируют, кредитная организации не может контролировать соблюдение требований валютного законодательства в части запрета расчетов между резидентами в иностранной валюте.
Правительство РФ планирует поддержать представленный законопроект, но с его последующей доработкой.