Интернет-торговля в 2019 году: данные "Яндекс.Маркета" и GfK

Игорь Бахарев

Доля россиян, заказывающих товары онлайн, уже превысила 42%, следует из исследования "Яндекс.Маркета" и агентства GfK Rus. По данным аналитиков, за год доля россиян в возрасте от 16 до 55 лет, делающих покупки в интернете, выросла на десятую часть, а с 2015 года стала в два раза больше.

Clip2net_191210202853.png

Больше всего онлайн-покупателей в столице. 60% москвичей покупали онлайн за последние 6 месяцев. В крупных городах в интернет-магазины заходят 55% жителей, в небольших - 40% и меньше. 

Почему в онлайне?

Онлайн-покупки стали "бытовым делом", считают исследователи. Они всё чаще совершаются "на ходу". При этом даже недорогие товары ежедневного потребления всё чаще заказывают онлайн. 

Интернет-магазины выбирают за простоту заказа, и цены. Около 60% опрошенных называют преимуществом возможность сравнить условия и купить товар дешевле, чем в обычном магазине. Почти половина респондентов говорят о том, что им нравится, что можно изучить отзывы других людей, делать покупки в любом месте и в любое время и не тратить силы на поездки по магазинам. 

Clip2net_191210202853.png

С другой стороны, причин, почему люди отказываются от онлайн-шопинга, тоже много. В первую очередь это страх потерять деньги или отдать их за некачественный товар, одежду не того размера, вещь неподходящего цвета и так далее. Кроме того, по мнению респондентов, товары из онлайн-магазинов сложно вернуть и долго ждать.

Clip2net_191210204551.png

В России или в зарубежном магазине? 

За последний год растёт процент людей, которые используют магазины разных стран. В то же время продолжает снижаться доля совершающих покупки только в российских или только зарубежных интернет-магазинах. 

Clip2net_191210202853.png

Несмотря на то, что в последнее время принято говорить о снижении у россиян интереса к трансграничным покупкам, по данным "Маркета", это не совсем так. Число людей, которые покупали в китайских магазинах за последнее время выросло на 3%. 

Clip2net_191210202853.png

Главной причиной роста трансграничных продаж, как обычно, являются низкие цены. Впрочем, широта ассортимента зарубежных магазинов всё больше интересуют россиян. 

Clip2net_191210202853.png

Что покупают и почём? 

Чаще всего в российских онлайн-магазинах покупают одежду, и товары по уходу за телом. Не пользуются спросом детские спортивные товары и товары для ухода за маленькими детьми. Впрочем, это, видимо, дело времени. Среди категорий, онлайн-спрос на которые растёт быстрее всего, — товары повседневного потребления: продукция для ухода за маленькими детьми; еда и напитки; хозтовары, бытовая химия и посуда. В 2019 году эти товары заказывали на 30% больше опрошенных. Медленнее всего увеличивается спрос на декоративную косметику и парфюмерию (+4%), а также на мобильные устройства (+9%).

Clip2net_191210202853.png

Clip2net_191210202853.png

Средний чек в российских онлайн-магазинах за последний год несколько снизился (с 1 900 до 1 739 рублей). В китайских и других зарубежных магазинах чек растёт, с 500 до 600 рублей в китайских, с 2500 до 2800 в магазинах других стран.

Структура продаж в отечественных и трансграничных магазинах отличается: в России 50% объема дают мобильные телефоны, КБТ, компьютерная техника, электроника и одежда; в китайских 50% объема от категорий МБТ, компьютерная техника, детские товары и одежда.

Clip2net_191210202853.png

23% онлайн-покупателей покупали новые товары в соцсетях за последний год. Этот показатель не менялся с прошлого года. Чаще всего при социальной торговле пользуются сетью Вконтакте. В отличие от исследователей Data Insight, "Маркет" не учитывал в своём обзоре c2c-площадки Avito и "Юла".

Clip2net_191210212726.png

Как выбирают магазин? 

При покупке в незнакомом интернет-магазине большинство старается проверить его надежность (87%). Основные критерии, которые волнуют российского покупателя: возможность постоплаты, положительные отзывы, опыт друзей. 

Clip2net_191210204551.png

Интересно, что для большинства покупателей не имеет значения, делать ли заказ в федеральном или локальном магазине. окупатели, для которых этот вопрос важен, отдают предпочтение локальному магазину. При этом локальные магазины выбирают за скорость получения и возможность увидеть товар перед сделкой, а федеральный – за широкий ассортимент и надёжность. 

Clip2net_191210204551.png

Доставка и оплата

Самый распространённый способ доставки из интернет-магазина — самовывоз. Таким вариантом пользовались больше 90% опрошенных. Посылки в постаматах получает пока сравнительно небольшая часть онлайн-покупателей, однако их доля растёт — в этом году она превысила 20%. И если по результатам прошлогоднего исследования этот способ доставки называли предпочтительным 6,5% респондентов, то в этом — уже 11%. Другие популярные варианты доставки, наоборот, стали называть самыми удобными немного реже.

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210212726.png

Clip2net_191210204551.png

Покупатели-москвичи готовы ждать 3 дня, пока придёт их заказ. Жители крупных городов согласны потерпеть 5 дней, а мелких - неделю. При этом заказы из китайских магазинов спокойно ждут и по месяцу. 

Популярность предоплаты банковской картой растёт: если два года назад этим способом хотя бы раз за год воспользовалась половина покупателей, то в этом году уже почти две трети. При этом доля респондентов, которые назвали этот способ наиболее удобным, выросла совсем немного, с 25% до 27%. Больше всего людей называют предпочтительным способом оплаты расчёт по карте при получении товара, и их доля растёт: в прошлом году так ответили 36% покупателей, в этом — 43%. Воспользовались этим способом 48% опрошенных.

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210214141.png


 В поисках скидок

Россияне любят покупать товары со скидкой или по акции. 71% респондентов купил свой последний товар с дисконтом. Половина опрошенных пользуются сервисами купонов и скидок, 40% - cashback-сервисами, а 36% - промокодами. 61% участников опроса участвует в программах лояльности интернет-магазинов. Больше всего россияне любят, когда магазин даёт бесплатную доставку или прямую скидку на товар.

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210204551.png

Мужчины и женщины

Поведение мужчин и женщин в онлайн-магазинах заметно отличаются. Если первые предпочитают покупать там технику, то вторые - одежды и косметику. Профиль покупок отчасти объясняет и разницу в задачах, с которыми сталкивают мужчины и женщины. Мужчинам чаще приходится выбирать магазин, женщинам – экономить и получить все вовремя. 

Clip2net_191210204551.png

Clip2net_191210215337.png


Путь к покупке у мужчин и женщин разный. Пока мужчины сравнивают товары и стоимость на них в разных магазинах, женщины – читают отзывы и
смотрят товары со скидкой и по акции.

Clip2net_191210204551.png


Процесс онлайн-шопинга становится "мобильным". Каждый третий опрошенный сделал последнюю онлайн-покупку со смартфона или планшета. По сравнению с прошлым годом доля таких заказов выросла в полтора раза.

Clip2net_191210215600.png


Подробнее об исследовании читайте в его полных результатах.
Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.