Закупки перед 1 сентября ушли на маркетплейсы

Игорь Бахарев

Маркетплейсы в 2023 году стали основной площадкой для покупок к новому школьному сезону. В последние дни августа там наблюдался всплеск продаж с увеличением средней недельной выручки примерно в 4-5 раз. Согласно данным аналитиков Кокос Group, рост выручки на крупных площадках в среднем составил 155% год к году. 

Такие результаты обеспечивались за счет роста количества заказов при практически неизменном среднем чеке: 1 061,18 руб. в 2023 против 1 084,33 руб. в 2022. С учётом того, что цены выросли примерно на 60%, эксперты делают выводы, что россияне в этом году жестко экономили на школьных закупках. В частности, потребителям пришлось пересмотреть свои привычки и покупать товары более низкого качества или сокращать размер корзины. Многие родители отказываются от покупок более дорогих DTC-брендов.

Эксперты приводят детальный обзор ситуации с ценами и средним чеком в каждой из категорий товаров, традиционно закупаемых семьями к 1 сентября. 

Школьные принадлежности 

Сюда входят тетради, обложки, пеналы, ручки, дневники и прочая канцелярия. Рост уровня цен год к году составил 57,4%, рост выручки - 137%. При этом произошло снижение среднего чека - с 358,29 руб. до 338,18 руб. 

Одежда для девочек и мальчиков

Рост уровня цен год к году - 75,4%, выручки - на 181,7%. Также наблюдается рост среднего чека на 16,2%. Цифры в этой категории говорят о том, что здесь экономят меньше.

Обувь для девочек и мальчиков

Рост уровня цен год к году - 55%, выручки - на 212,5%. Как и в других разделах наблюдается небольшое снижение среднего чека на 1-2%: с 2 912,94 руб. до 2 876,13 руб.

Учебная литература

Рост уровня цен год к году - 61,4%, рост выручки - 87,7%. Кроме того, здесь также наблюдается контр-тренд на рост среднего чека: примерно на 21%.

Если взять топ-5 категорий, участвующих в акции Back to school в обычных онлайн и офлайн магазинах, с наибольшим средним чеком в 2023 году, то здесь мы увидим совсем другие цифры. Например, на цифровую и бытовую технику в этом году потратили больше на 21%, нежели в 2022-м, и средняя сумма составила 25 545 рублей. Чек в категории “Мебель, товары для дома и ремонта” вырос на 9% - до 11 615 рублей относительно 10 566 - в 2022-м. Изменения в категории “Товары для детей” произошли несущественные - наблюдается рост всего на 3% - до 8 358 рублей. А вот затраты на обучение просели на 44% - 7 782 рубля по сравнению с 11 260 рублями в 2022 году. На одежду и обувь в этом году также потратили меньше на 9% - средний чек составил 7 685 руб. относительно 8 398 руб.

Конкуренция в нише огромна, и каждый в этот сезон борется за своего клиента. Акция Back to school в магазинах традиционно сопровождается масштабными промо для привлечения покупателей и на собственные сайты.

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Материал по теме

Цена “партнерского” клика для продавцов маркетплейсов оказалась вдвое дешевле прямой закупки трафика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Спрос на специалистов по маркетплейсам вырос вчетверо

Рынок фриланс-услуг для маркетплейсов демонстрирует взрывной рост. По данным Авито Услуг, в первом полугодии 2025 года спрос на менеджеров личных кабинетов вырос почти в четыре раза по сравнению с тем же пе...

"Суперфейки": как соцсети и мессенджеры изменили рынок люксовых подделок

Социальные сети и закрытые чаты в WhatsApp и Telegram превратились в главные площадки для торговли "суперфейками" — высококачественными подделками люксовых брендов, которые теперь доставляют покупателям пря...

Онлайн-шопинг в России: две трети покупателей жалуются на качество и доставку

Почти две трети россиян (62%) сталкивались с проблемами при заказе непродовольственных товаров онлайн. Такие данные приводит Аналитический центр НАФИ в своем новом исследовании. Чаще всего покупатели жалуют...

Ozon разрабатывает ИИ-ассистента для поиска товаров

Ozon присоединяется к гонке маркетплейсов за создание ИИ-ассистентов. Компания ищет руководителя группы Data Science для разработки поискового помощника на базе языковых моделей (LLM). Как следует из ваканс...

Зумеры лидируют по доверию к блогерам в сегменте товаров для дома

Поколение Z демонстрирует наибольшую лояльность к рекомендациям блогеров при покупке товаров для дома, следует из исследования Getblogger (входит в МТС AdTech). Среди опрошенных 2000 россиян 43% доверяют об...

Курьерские сервисы просят власти Петербурга смягчить новые правила доставки

Курьерские сервисы и торговые ассоциации просят власти Санкт-Петербурга ввести мораторий на штрафы за нарушение новых правил доставки, введённых в июле 2025 года. По данным издания "Фонтанка", уже в пер...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.