Закупки перед 1 сентября ушли на маркетплейсы
Игорь Бахарев
Маркетплейсы в 2023 году стали основной площадкой для покупок к новому школьному сезону. В последние дни августа там наблюдался всплеск продаж с увеличением средней недельной выручки примерно в 4-5 раз. Согласно данным аналитиков Кокос Group, рост выручки на крупных площадках в среднем составил 155% год к году.
Такие результаты обеспечивались за счет роста количества заказов при практически неизменном среднем чеке: 1 061,18 руб. в 2023 против 1 084,33 руб. в 2022. С учётом того, что цены выросли примерно на 60%, эксперты делают выводы, что россияне в этом году жестко экономили на школьных закупках. В частности, потребителям пришлось пересмотреть свои привычки и покупать товары более низкого качества или сокращать размер корзины. Многие родители отказываются от покупок более дорогих DTC-брендов.
Эксперты приводят детальный обзор ситуации с ценами и средним чеком в каждой из категорий товаров, традиционно закупаемых семьями к 1 сентября.
Школьные принадлежности
Сюда входят тетради, обложки, пеналы, ручки, дневники и прочая канцелярия. Рост уровня цен год к году составил 57,4%, рост выручки - 137%. При этом произошло снижение среднего чека - с 358,29 руб. до 338,18 руб.
Одежда для девочек и мальчиков
Рост уровня цен год к году - 75,4%, выручки - на 181,7%. Также наблюдается рост среднего чека на 16,2%. Цифры в этой категории говорят о том, что здесь экономят меньше.
Обувь для девочек и мальчиков
Рост уровня цен год к году - 55%, выручки - на 212,5%. Как и в других разделах наблюдается небольшое снижение среднего чека на 1-2%: с 2 912,94 руб. до 2 876,13 руб.
Учебная литература
Рост уровня цен год к году - 61,4%, рост выручки - 87,7%. Кроме того, здесь также наблюдается контр-тренд на рост среднего чека: примерно на 21%.
Если взять топ-5 категорий, участвующих в акции Back to school в обычных онлайн и офлайн магазинах, с наибольшим средним чеком в 2023 году, то здесь мы увидим совсем другие цифры. Например, на цифровую и бытовую технику в этом году потратили больше на 21%, нежели в 2022-м, и средняя сумма составила 25 545 рублей. Чек в категории “Мебель, товары для дома и ремонта” вырос на 9% - до 11 615 рублей относительно 10 566 - в 2022-м. Изменения в категории “Товары для детей” произошли несущественные - наблюдается рост всего на 3% - до 8 358 рублей. А вот затраты на обучение просели на 44% - 7 782 рубля по сравнению с 11 260 рублями в 2022 году. На одежду и обувь в этом году также потратили меньше на 9% - средний чек составил 7 685 руб. относительно 8 398 руб.
Конкуренция в нише огромна, и каждый в этот сезон борется за своего клиента. Акция Back to school в магазинах традиционно сопровождается масштабными промо для привлечения покупателей и на собственные сайты.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте