В России в 2 раза вырос спрос на менеджеров в eCommerce

Игорь Бахарев
Компания HeadHunter (hh.ru) и Оргкомитет конференции по онлайн-ритейлу IDRF’2020 провели исследование российского рынка труда в сфере онлайн-ритейла. Результаты анализа показали, что в условиях коронавируса и экономического кризиса, современный бизнес стремительно уходит в онлайн, повышая спрос на онлайн-ритейл менеджеров, которые могут обеспечить эффективное присутствие брендов на торговых онлайн-площадках.

Ключевые результаты по анализу вакансий показывают, что наибольшая доля (72,3%) размещается брендами и производителями в Москве и МО. Однако доля региональных компаний, которые уже сейчас начинают искать онлайн-ритейл менеджеров, также растет и составляет 19,7%. В среднем, сотрудники работают на одном месте 1,8 лет. Уровень заработных плат колеблется от 70 тыс. рублей до 120 тыс. рублей при опыте работы более 6 лет. Что касается резюме кандидатов, в первой пятерке навыков наблюдается смещение акцента в сторону знания маркетингового инструментария (e-commerce – 22%), IT и аналитики (Google Analytics – 15%), проектного менеджмента (14%), а также софт-скиллс (13%).

Всего в рамках исследования было проанализировано 42 региона, 2,3 тыс. резюме и 1,2 тыс. вакансий за период с января 2019 по март 2020 гг.

1. Кратный рост потребности в онлайн-ритейл менеджерах у производителей и брендов в связи со спешным переходом компаний в онлайн

Число размещенных компаниями вакансий онлайн-ритейл менеджеров в марте увеличилось в 2,27 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

01.png

2. Распределение вакансий по регионам

Наибольшая доля вакансий (72,3%) размещается брендами и производителями в Москве и МО. Однако доля региональных компаний, которые уже сейчас начинают искать онлайн-ритейл менеджеров велика (19,7%), и она растёт:

Распределение вакансий по регионам РФ:
• Москва и МО – 72,3%
• Санкт-Петербург – 8,0%
• Другие регионы – 19,7%
Стоит отметить, что среди регионов выделяются лидеры, которые развивают своё присутствие в онлайн-ритейле наиболее активно: это Краснодарский край (2%), Новосибирская область (1,7%), Ростовская область (1,5%), Омская область (1%) и Ставропольский край (1%).

Распределение вакансий по регионам РФ подробнее:
• Краснодарский край – 2,0%
• Новосибирская область – 1,7%
• Ростовская область – 1,5%
• Омская область – 1,0%
• Ставропольский край – 1,0%
• Красноярский край – 0,7%
• Алтайский край – 0,7%
• Свердловская область – 0,7%
• Астраханская область – 0,7%
• Волгоградская область – 0,7%

3. Топ-10 отраслей, которые ищут онлайн-ритейл менеджеров

На текущий момент больше всего вакансий размещают предприятия из отраслей “Товары народного потребления (непищевые)”, “Услуги для бизнеса”, “Розничная торговля”, “Электроника, приборостроение, бытовая техника, компьютеры и оргтехника” и “Продукты питания”.

02.png

4. Уровень заработных плат

Средняя заработная плата, предлагаемая работодателем для специалистов в сфере онлайн-ритейл менеджмента, составляет 70 тыс. руб. по России, и 82 500 руб. в Москве.

Предлагаемые зарплаты, руб.
• Медиана по России: 70 000 руб.
• Медиана в Москве: 82 500 руб.
• Медиана в Санкт-Петербурге: 60 000 руб.
Средняя ожидаемая заработная плата кандидата с опытом работы начинается от 80 тыс. руб. и достигает 120 тыс. руб. при опыте работы более 6 лет.

03.png

5. Требования к онлайн-ритейл менеджеру, обязанности и задачи

Построение стратегии присутствия в онлайн-ритейле и знание тактических инструментов ее реализации – одно из главных требований ведущих компаний. Бренды ищут онлайн-ритейл менеджеров, которые будут выполнять задачи, связанные с: мониторингом присутствия и продаж в онлайн-ритейле, аналитическими дашбордами и прогнозами, омниканальным подходом к организации процессов, специальными проектами на сайтах ритейлеров и маркетплейсов, внедрением IT-технологий, планированием маркетинговых кампаний, логистикой и фулфилментом, заключением договоров с e-commerce площадками и полное сопровождение.

Примеры обязанностей/задач из описания вакансий
• Разработка и реализация стратегии продаж через Интернет-ресурсы
• Forecasting and monitoring of online sales
• Strategy definition both Marketing & Trade
• Selection and management of supplier responsible for eCommerce projects (brand integrations, sales tracker implementation)
• Negotiation with online customers
• Анализ конкурентов и лучших мировых практик
• Management of analytical process: dashboard creation, on traffic, sales and analytics from all the cards
• Внедрение инновационных технологий по улучшению видимости продуктов в онлайн-среде
• Разработка и реализация комплексной маркетинговой стратегии для развития онлайн продаж
• Участие в проектах по прогнозированию продаж и планированию маркетинговых активностей на сайтах партнеров
• Исследование и оценки эффективности работы площадок
• Планирование, постановка и контроль маркетинговых кампаний на всех площадках, социальных ресурсах, и коммуникационных каналах
• Построение и развитие эффективных партнерских отношений с ключевыми клиентами, партнерами и вендорами
• Контроль и организация современной и бесперебойной отгрузки товаров для e-commerce площадок
• Заключение договоров с e-commerce площадками и полное сопровождение
Онлайн-ритейл менеджер – новая междисциплинарная профессия. Крупные компании ищут специалистов, которые понимают процессы и продаж, и маркетинга, анализируют, выстраивают бизнес-процессы (в том числе фулфилмент, IT), работают с веб-аналитикой и управляют медиакампаниями.

Примеры требований к кандидату из описания вакансий
• Успешный опыт работы в e-commerce канале
• Both sales and marketing skills
• Analytical skills, experience of working with sales funnel
• Complex negotiation skills
• Опыт построения и внедрения бизнес-процессов коммерческой службы
• Английский – не менее upper-intermediate
• Детальное понимание методов онлайн-продвижения, знание web-аналитики.
Также ниже представлен Топ-5 навыков, встречающихся в резюме кандидатов. Наблюдается смещение акцента в сторону знания маркетингового инструментария, IT, аналитики, проектного менеджмента, а также софт-скиллс.

04.png

6. Опыт работы и образование

Сейчас наиболее распространенный стаж работы онлайн-ритейл менеджера составляет более 6 лет.

05.png


Кандидаты обладают высоким уровнем владения английским языком (B2, средне-продвинутый – 11%; C1, продвинутый – 26%; C2, в совершенстве – 44%), что обусловлено работой компании на международном рынке, взаимодействием с зарубежным головным офисом.

06.png


Практически все кандидаты имеют высшее образование.

07.png

7. Готовность к переезду, целевые города

Распределение по статусу готовности к переезду

08.png

Топ-10 регионов РФ, куда готовы или хотят переехать
%, доля от общего числа готовых или желающих переехать
• Москва – 8,5%
• Санкт-Петербург – 7,1%
• Краснодарский край – 2,2%
• Республика Татарстан – 1,2%
• Московская область – 1,2%
• Калининградская область – 0,8%
• Ярославская область – 0,3%
• Свердловская область – 0,3%

8. Пол и возраст кандидатов

Распределение по полу: 45% мужчин, 55% женщин.

Распределение по возрастным группам

09.png

Вместо заключения

Профессия обретает особую актуальность в текущих условиях, так как все бренды спешно переходят в онлайн и перестраивают собственные процессы, сейчас лучшее время овладевать новыми компетенциями и повышать собственную стоимость на рынке труда. Онлайн-ритейл и e-Commerce является на сегодняшний день наиболее устойчивой и стабильной отраслью.
“Профессия обретает особую актуальность в текущих условиях пандемии, так как все бренды спешно переходят в онлайн и перестраивают собственные процессы. Для наглядности мы с коллегами из hh.ru решили организовать исследование, которое продемонстрирует необходимость овладевать новыми умениями и повышать собственную стоимость на рынке труда в период сложной экономической ситуации”, – отмечает основатель главной конференции по онлайн-ритейлу IDRF’2020 Юрий Шишкин. – До сегодняшнего дня теоретическая и практическая база для овладения новыми навыками практически отсутствовала и для того, чтобы заполнить пробел, мы приняли решение запустить свою онлайн-школу 24ORM School, в которой системно и комплексно будем обучать специалистов работать с торговыми онлайн-площадками, охватывая ключевые процессы: от передачи каталога товаров онлайн-площадкам до фулфилмента и аналитики”.

“Наше исследование призвано дать объективную оценку состоянию рынка труда в сфере онлайн-ритейла, особенно в такой сложный для экономики период, когда целые отрасли трансформируется на работу в онлайн в ускоренном режиме”, – отмечает руководитель Службы исследований hh.ru Мария Игнатова. – Онлайн-ритейл менеджер – это междисциплинарная профессия, которая требует знаний процессов продаж, маркетинга, умений анализировать, выстраивать бизнес-процессы (в том числе фулфилмент, IT), работать с веб-аналитикой и управлять медиакампаниями, и благодаря нашему исследованию у соискателей есть полный спектр информации”.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.