"Светофор" масштабирует онлайн-доставку
Игорь Бахарев
Сеть дискаунтеров "Светофор" тестирует доставку по российским регионам перед масштабированием онлайн-продаж, сообщила представитель "Яндекс.Доставки" Зоя Австрийская.
Сейчас доставка "Светофора" работает в 28 регионах, включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Заказы в радиусе 5-7 км от магазина привозит "Яндекс.Доставка". Стоимость доставки - 100-200 руб. для городов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах и 150-400 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга.
При этом на текущий момент у ритейлера нет единого онлайн-магазина: пользователи могут заказать товары на странице ближайшего к ним "Светофора". Кроме того есть магазины, в которых доставка отключена.
Есть ли смысл у проекта: мнения экспертов
По словам основателя консалтингового агентства "Директфуд" Мстислава Воскресенского, работа на рынке eGrocery в сегменте премиум обоснована и позволяет получить существенное конкурентное преимущество в дополнение к уже существующей розничной сети. Так "Азбука вкуса" стала прибыльной уже первого года работы и в 2021 году довела долю онлайн продаж до 8,8%. Остается она прибыльной и сейчас, даже с учтём отчислений сторонним курьерским сервисам. Высокая маржинальность позволяет достаточно успешно развиваться "Вкусвилл" и нишевым интернет-магазинам – прибыль позволяет покрыть неизбежно возникающие сопутствующие расходы, которые ранее брал на себя сам клиент (сборка, хранение и доставка заказа, возвраты, административные издержки).
Онлайн-торговля в среднем сегменте с точки зрения получения прибыли дело уже более сложное, считает Воскресенский. Если доставке, построенной на основе широко представленной в городе розничной сети, удается поддерживать рентабельность на уровне 5-10%, то интернет-магазин на базе дарк-стора может не принести прибыли (например, за 22 года своей работы "Утконос" так и не стал прибыльным, а теперь после слияния его с "Лентой" уже, видимо, и не станет).
"Посредники в среднем сегменте вообще приносят владельцам огромные убытки (сервис "Сбермаркет" и "Самокат", например, принесли "Сберу" только в первом полугодии 2021 года убыток в размере 12.2 млрд рублей и эта цифра будет только расти)", - напоминает Воскресенский.
В сегменте дисконт от доставки прибыль получить вообще невозможно и в странах где прагматично подходят к вопросам рентабельности онлайн продажи в нем сокращаются, уверен эксперт. Например, в конце 2020 года мировой лидер дисконт сегмента Lidl (Германия) закрыла свое цифровое логистическое подразделение, т.к. так и не смогли найти способ доставки продуктов без удорожания стоимости корзины. Низкая цена – ключевое преимущество ритейлера. Немецкий "Глобус" в России предлагает бесплатную доставку от суммы не менее 6 тыс. рублей, а часть товаров по промо-цене просто не представлена на веб-сайте по причине их низкой рентабельности
"Россия – другое дело и широкая душа, здесь денег на моду никогда не жалели. Однако, если «Светофор» или работающие с сетью и тратящие денежные средства своих инвесторов посреднические сервисы хотят оказывать такую услугу – потребитель только будет рад. Например, сегодня заказывая в «Метро» через «Сбермаркет» вы можете купить товары на 10% дешевле чем в самом гипермаркете, да еще и с бесплатной доставкой. Понятно, что с таким предложением в онлайн и продолжающимся который год подряд падением реальных доходов скоро в онлайн перейдут все жители страны. Принесет ли это прибыль развивающим данное направление ритейлерам – большой вопрос", - заключает Воскресенский.
Партнер Data Insight Борис Овчинников считает логичным масштабирование онлайн-продаж ритейлером. Впрочем, позиционирование "Светофора" в офлайн может не подойти сетевым пользователям. Непонятно, готова ли аудитория глубоких дискаунтеров доплачивать за доставку.
Гендиректор Infoline Иван Федяков полагает, что у "Светофора", возможно, получится превратиться в успешного омниканального игрока, если он "глубоко трансформируется": расширит ассортимент и улучшит позиционирование.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте