Спасает ли от коронокризиса переход бизнеса в онлайн: исследование Тинькофф Бизнеса

Игорь Бахарев
Обороты в малом и среднем бизнесе в самом начале самоизоляции в первые три недели апреля снизились на 21%, показывает исследование Тинькофф Бизнес. Те, кто переориентироваться на онлайн и сделал ставку на продажи в интернете, показал рост оборотов. Сейчас пандемия потихоньку стихает. Руководитель маркетинга Тинькофф Бизнеса Ася Челован рассказывает, нужно ли продолжать бежать в онлайн и дорого ли обходится такое "бегство". 

В первую неделю карантина, согласно нашему исследованию, падение рынка составило почти 30%. Кто-то приостановил работу, кто-то ждал конца самоизоляции и «нерабочих» дней, а кто-то отреагировал на кризис быстро и поменял стратегию работы: кафе и рестораны перешли на доставку, производители наружной рекламы стали делать оборудование для рабочих мест дома, фитнес-центры начали продавать онлайн-тренировки и карты на будущее со скидкой.

Деньги уходят в онлайн

У нас 550 000 клиентов — это, в основном, малый и средний бизнес. Мы посмотрели на обороты торгового и интернет-эквайринга в феврале 2020 года и сравнили их с апрелем.

Наибольшее падение в турагентствах, в салонах красоты, развлечениях, спорте, а также у организаторов мероприятий — это логично. Все они зависят от того, выходят ли люди из дома. В то же время статистика Тинькофф говорит о том, что бизнес, который быстро адаптировался и перешел к онлайн-продажам, понес меньше потерь. Есть сферы, где резко снизились обороты в офлайне, а обороты в онлайне, при этом, выросли.

Например, апрельская выручка магазинов одежды в офлайне упала в 20 раз, а приход в интернет-эквайринге вырос в 2 раза. Выручка магазинов офисных и школьных принадлежностей упала в 2 раза, а поступления по интернет-эквайрингу выросли в 4 раза. То есть с помощью онлайн-продаж бизнесу удалось компенсировать потери. Не всегда полностью, но остаться на плаву получилось.

Инфографика совмещенная.png

Ждать или запускать интернет-канал уже сейчас?

Эти данные говорят о том, что даже в такой ситуации, как пандемия и карантин, можно найти точки роста. Сейчас они — в онлайн-продажах.

Потребность в товарах или услугах не исчезла. Возможно, она становится меньше, но в это время на сверхприбыль рассчитывать не приходится. При этом бизнес может сохранить старых клиентов, найти новых, чтобы платить зарплату сотрудникам, обслуживать кредит, как минимум, работать в ноль и выживать.

Приведу примеры. Предпринимательница открыла кофейню в одном из ЖК Москвы и продавала кофе и десерты, ориентируясь на жителей этого ЖК. С приходом вируса кафе пришлось закрыть, но наша клиентка стала продавать еду на вынос. Она организовала доставку до квартиры. Мы подсказали ей, как сделать сайт бесплатно, подключили интернет-эквайринг к инстраграм-аккаунту и рекомендовали расширить аудиторию потенциальных клиентов.

Возьмем цветочные магазины, которым тоже пришлось закрыться. Но потребность в букетах у людей не исчезла и они продолжили заказывать цветы у тех, кто быстрее перешел в онлайн. Мы рекомендовали таким клиентам предложить каталог на сайте, дать возможность оплатить покупку картой онлайн и доставить букет самим или через агрегатор.

Начать работать в онлайне — это дорого?

Самое важное для бизнеса в кризис ー это скорость: моментально отправлять платежи, быстро реагировать на изменения. Быстрая реакция и освоение технологий дистанционной торговли обеспечивает выживание бизнеса. Наши клиенты и до пандемии были продвинутыми и понимали, что для эффективной работы недостаточно вести отчетность в тетрадке и принимать наличные деньги в кассу. Нужен, как минимум, сайт, каталог и интернет-эквайринг, чтобы клиент мог быстро оплачивать покупку картой онлайн.

Но тренд на переход в онлайн также подтверждается другими нашими цифрами: в апреле в Тинькофф резко, на 25%, вырос спрос на подключение интернет-эквайринга по сравнению со среднегодовыми показателями.

Кажется, что настроить прием платежей в интернете долго, сложно и дорого: надо и сайт сделать, и интеграцию провести, и соблюсти закон, подключив онлайн-кассу. Легче просто переждать период самоизоляции, который вот-вот закончится, и вернуться к прежней модели работы. Но где гарантии, что все будет как раньше?

Чтобы быстро выйти в онлайн, сейчас есть много инструментов бесплатных или почти бесплатных. Есть всего три базовых условия: площадка, на которую будет приходить клиент, эквайринг и онлайн-касса.

  1. Сайт. Конструкторы сайтов есть бесплатные или почти бесплатные: около 700 рублей в месяц. Выбираешь шаблоны, вставляешь в них картинки своих товаров, пишешь описание и цену. В среднем у наших клиентов создание сайта на бесплатном конструкторе Тинькофф занимает пару часов. Не нужно быть программистом или дизайнером, не нужно их нанимать.  

  2. Подключение интернет-эквайринга — тоже дело нескольких часов, главное, чтобы был сайт или даже достаточно странички в соцсетях. Подключение интернет-эквайринга чаще всего бесплатное, а потом платите процент с каждого платежа. В среднем банки берут от 1 до 3% за операцию.

  3. Подключение онлайн-кассы — дороже и дольше: может занять от 1 дня до недели. По закону РФ, бизнес должен сообщать налоговой обо всех платежах онлайн, а покупателям отправлять электронные чеки. Эту функцию на себя берут онлайн-кассы. В среднем по рынку ее покупка или аренда стоит 10-20 тысяч рублей в год, в зависимости от провайдера или производителя. Обычно, продавец помогает настроить онлайн-кассу и зарегистрировать ее в налоговой.

Чтобы сохранить клиентов и продавать в интернете, не нужно огромных расходов на аренду, передислокацию или закупку нового оборудования. По нашим расчетам, нужно от 20 тысяч рублей, несколько часов работы за компьютером и желание развиваться.

Изоляция подходит к концу — нужен ли онлайн сейчас?

Эта весна сильно поменяла картину бизнеса во всем мире, не только в России. И мы не знаем, какой она будет после того, как пандемия закончится. Но то, что интернет станет главным каналом работы, поиска клиентов и продаж, очевидно. Вопрос, кто найдет в себе силы использовать этот инструмент эффективно.

Уже сейчас мы видим, как в стране постепенно снимают ограничения. У предпринимателей может появиться сомнение — нужен ли онлайн бизнесу теперь? За время самоизоляции многие потребители научились пользоваться онлайном и оценили удобство доставки продуктов, цветов, игрушек и многого другого. Потребители вряд ли от этого откажутся, может ли бизнес позволить себе отказаться от онлайна — это каждый решает сам.

 

Материал по теме

Исследование: 70% карточек товаров на маркетплейсах теряют позиции в топе после попадания в Out Of Stock

Материал по теме

Электронная коммерция разгоняет экономику Рунета

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Walmart запускает покупки через ChatGPT вместе с OpenAI

Walmart делает очередной шаг в сторону "умной" розницы. Ритейлер запустил проект совместно с OpenAI. Покупатели и участники программы Sam’s Club (розничная сеть, принадлежащая компании Walmart) смогут оформлять...

Коллапс на границе: голос рынка

Транспортный коллапс на границе России и Казахстана расширяется. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев опросил селлеров, логистов крупных ритейлеров, представителей логистических компаний и экспертов, чтоб...

"Не все понимают, как работает маркетплейс": Владислав Бакальчук о будущем "М.Видео" и проблемах Wildberries

После громкого ухода из Wildberries и перехода в "М.Видео" Владислав Бакальчук впервые подробно рассказал о том, как трансформируется крупнейший российский ритейлер электроники и бытовой техники. В интервью он ...

Россияне смогут сдавать квартиры напрямую через онлайн-платформу

Россияне получили возможность сдавать свои квартиры напрямую через "Яндекс Путешествия". Владельцы недвижимости по всей стране могут размещать квартиры, апартаменты и дома для краткосрочной аренды без посре...

ФНС проверит продавцов маркетплейсов на риски дробления бизнеса

Федеральная налоговая служба проводит эксперимент по выявлению рисков дробления бизнеса среди продавцов на маркетплейсах. Об этом говорится в ответе ведомства главе комитета Совета Федерации по экономическо...

ПВЗ против курьеров: почему концепция "шаговой доступности" победила в российском eCommerce

Российский рынок eCommerce за последние десять лет прошёл путь от осторожных покупок в интернете до массового перехода в онлайн почти всех категорий товаров. Главным катализатором этого бума стали пункты выд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.