Спасает ли от коронокризиса переход бизнеса в онлайн: исследование Тинькофф Бизнеса
Игорь Бахарев
В первую неделю карантина, согласно нашему исследованию, падение рынка составило почти 30%. Кто-то приостановил работу, кто-то ждал конца самоизоляции и «нерабочих» дней, а кто-то отреагировал на кризис быстро и поменял стратегию работы: кафе и рестораны перешли на доставку, производители наружной рекламы стали делать оборудование для рабочих мест дома, фитнес-центры начали продавать онлайн-тренировки и карты на будущее со скидкой.
Деньги уходят в онлайн
У нас 550 000 клиентов — это, в основном, малый и средний бизнес. Мы посмотрели на обороты торгового и интернет-эквайринга в феврале 2020 года и сравнили их с апрелем.
Наибольшее падение в турагентствах, в салонах красоты, развлечениях, спорте, а также у организаторов мероприятий — это логично. Все они зависят от того, выходят ли люди из дома. В то же время статистика Тинькофф говорит о том, что бизнес, который быстро адаптировался и перешел к онлайн-продажам, понес меньше потерь. Есть сферы, где резко снизились обороты в офлайне, а обороты в онлайне, при этом, выросли.
Например, апрельская выручка магазинов одежды в офлайне упала в 20 раз, а приход в интернет-эквайринге вырос в 2 раза. Выручка магазинов офисных и школьных принадлежностей упала в 2 раза, а поступления по интернет-эквайрингу выросли в 4 раза. То есть с помощью онлайн-продаж бизнесу удалось компенсировать потери. Не всегда полностью, но остаться на плаву получилось.
Ждать или запускать интернет-канал уже сейчас?
Эти данные говорят о том, что даже в такой ситуации, как пандемия и карантин, можно найти точки роста. Сейчас они — в онлайн-продажах.
Потребность в товарах или услугах не исчезла. Возможно, она становится меньше, но в это время на сверхприбыль рассчитывать не приходится. При этом бизнес может сохранить старых клиентов, найти новых, чтобы платить зарплату сотрудникам, обслуживать кредит, как минимум, работать в ноль и выживать.
Приведу примеры. Предпринимательница открыла кофейню в одном из ЖК Москвы и продавала кофе и десерты, ориентируясь на жителей этого ЖК. С приходом вируса кафе пришлось закрыть, но наша клиентка стала продавать еду на вынос. Она организовала доставку до квартиры. Мы подсказали ей, как сделать сайт бесплатно, подключили интернет-эквайринг к инстраграм-аккаунту и рекомендовали расширить аудиторию потенциальных клиентов.
Возьмем цветочные магазины, которым тоже пришлось закрыться. Но потребность в букетах у людей не исчезла и они продолжили заказывать цветы у тех, кто быстрее перешел в онлайн. Мы рекомендовали таким клиентам предложить каталог на сайте, дать возможность оплатить покупку картой онлайн и доставить букет самим или через агрегатор.
Начать работать в онлайне — это дорого?
Самое важное для бизнеса в кризис ー это скорость: моментально отправлять платежи, быстро реагировать на изменения. Быстрая реакция и освоение технологий дистанционной торговли обеспечивает выживание бизнеса. Наши клиенты и до пандемии были продвинутыми и понимали, что для эффективной работы недостаточно вести отчетность в тетрадке и принимать наличные деньги в кассу. Нужен, как минимум, сайт, каталог и интернет-эквайринг, чтобы клиент мог быстро оплачивать покупку картой онлайн.
Но тренд на переход в онлайн также подтверждается другими нашими цифрами: в апреле в Тинькофф резко, на 25%, вырос спрос на подключение интернет-эквайринга по сравнению со среднегодовыми показателями.
Кажется, что настроить прием платежей в интернете долго, сложно и дорого: надо и сайт сделать, и интеграцию провести, и соблюсти закон, подключив онлайн-кассу. Легче просто переждать период самоизоляции, который вот-вот закончится, и вернуться к прежней модели работы. Но где гарантии, что все будет как раньше?
Чтобы быстро выйти в онлайн, сейчас есть много инструментов бесплатных или почти бесплатных. Есть всего три базовых условия: площадка, на которую будет приходить клиент, эквайринг и онлайн-касса.
Сайт. Конструкторы сайтов есть бесплатные или почти бесплатные: около 700 рублей в месяц. Выбираешь шаблоны, вставляешь в них картинки своих товаров, пишешь описание и цену. В среднем у наших клиентов создание сайта на бесплатном конструкторе Тинькофф занимает пару часов. Не нужно быть программистом или дизайнером, не нужно их нанимать.
Подключение интернет-эквайринга — тоже дело нескольких часов, главное, чтобы был сайт или даже достаточно странички в соцсетях. Подключение интернет-эквайринга чаще всего бесплатное, а потом платите процент с каждого платежа. В среднем банки берут от 1 до 3% за операцию.
Подключение онлайн-кассы — дороже и дольше: может занять от 1 дня до недели. По закону РФ, бизнес должен сообщать налоговой обо всех платежах онлайн, а покупателям отправлять электронные чеки. Эту функцию на себя берут онлайн-кассы. В среднем по рынку ее покупка или аренда стоит 10-20 тысяч рублей в год, в зависимости от провайдера или производителя. Обычно, продавец помогает настроить онлайн-кассу и зарегистрировать ее в налоговой.
Чтобы сохранить клиентов и продавать в интернете, не нужно огромных расходов на аренду, передислокацию или закупку нового оборудования. По нашим расчетам, нужно от 20 тысяч рублей, несколько часов работы за компьютером и желание развиваться.
Изоляция подходит к концу — нужен ли онлайн сейчас?
Эта весна сильно поменяла картину бизнеса во всем мире, не только в России. И мы не знаем, какой она будет после того, как пандемия закончится. Но то, что интернет станет главным каналом работы, поиска клиентов и продаж, очевидно. Вопрос, кто найдет в себе силы использовать этот инструмент эффективно.
Уже сейчас мы видим, как в стране постепенно снимают ограничения. У предпринимателей может появиться сомнение — нужен ли онлайн бизнесу теперь? За время самоизоляции многие потребители научились пользоваться онлайном и оценили удобство доставки продуктов, цветов, игрушек и многого другого. Потребители вряд ли от этого откажутся, может ли бизнес позволить себе отказаться от онлайна — это каждый решает сам.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте