Спасает ли от коронокризиса переход бизнеса в онлайн: исследование Тинькофф Бизнеса

Игорь Бахарев
Обороты в малом и среднем бизнесе в самом начале самоизоляции в первые три недели апреля снизились на 21%, показывает исследование Тинькофф Бизнес. Те, кто переориентироваться на онлайн и сделал ставку на продажи в интернете, показал рост оборотов. Сейчас пандемия потихоньку стихает. Руководитель маркетинга Тинькофф Бизнеса Ася Челован рассказывает, нужно ли продолжать бежать в онлайн и дорого ли обходится такое "бегство". 

В первую неделю карантина, согласно нашему исследованию, падение рынка составило почти 30%. Кто-то приостановил работу, кто-то ждал конца самоизоляции и «нерабочих» дней, а кто-то отреагировал на кризис быстро и поменял стратегию работы: кафе и рестораны перешли на доставку, производители наружной рекламы стали делать оборудование для рабочих мест дома, фитнес-центры начали продавать онлайн-тренировки и карты на будущее со скидкой.

Деньги уходят в онлайн

У нас 550 000 клиентов — это, в основном, малый и средний бизнес. Мы посмотрели на обороты торгового и интернет-эквайринга в феврале 2020 года и сравнили их с апрелем.

Наибольшее падение в турагентствах, в салонах красоты, развлечениях, спорте, а также у организаторов мероприятий — это логично. Все они зависят от того, выходят ли люди из дома. В то же время статистика Тинькофф говорит о том, что бизнес, который быстро адаптировался и перешел к онлайн-продажам, понес меньше потерь. Есть сферы, где резко снизились обороты в офлайне, а обороты в онлайне, при этом, выросли.

Например, апрельская выручка магазинов одежды в офлайне упала в 20 раз, а приход в интернет-эквайринге вырос в 2 раза. Выручка магазинов офисных и школьных принадлежностей упала в 2 раза, а поступления по интернет-эквайрингу выросли в 4 раза. То есть с помощью онлайн-продаж бизнесу удалось компенсировать потери. Не всегда полностью, но остаться на плаву получилось.

Инфографика совмещенная.png

Ждать или запускать интернет-канал уже сейчас?

Эти данные говорят о том, что даже в такой ситуации, как пандемия и карантин, можно найти точки роста. Сейчас они — в онлайн-продажах.

Потребность в товарах или услугах не исчезла. Возможно, она становится меньше, но в это время на сверхприбыль рассчитывать не приходится. При этом бизнес может сохранить старых клиентов, найти новых, чтобы платить зарплату сотрудникам, обслуживать кредит, как минимум, работать в ноль и выживать.

Приведу примеры. Предпринимательница открыла кофейню в одном из ЖК Москвы и продавала кофе и десерты, ориентируясь на жителей этого ЖК. С приходом вируса кафе пришлось закрыть, но наша клиентка стала продавать еду на вынос. Она организовала доставку до квартиры. Мы подсказали ей, как сделать сайт бесплатно, подключили интернет-эквайринг к инстраграм-аккаунту и рекомендовали расширить аудиторию потенциальных клиентов.

Возьмем цветочные магазины, которым тоже пришлось закрыться. Но потребность в букетах у людей не исчезла и они продолжили заказывать цветы у тех, кто быстрее перешел в онлайн. Мы рекомендовали таким клиентам предложить каталог на сайте, дать возможность оплатить покупку картой онлайн и доставить букет самим или через агрегатор.

Начать работать в онлайне — это дорого?

Самое важное для бизнеса в кризис ー это скорость: моментально отправлять платежи, быстро реагировать на изменения. Быстрая реакция и освоение технологий дистанционной торговли обеспечивает выживание бизнеса. Наши клиенты и до пандемии были продвинутыми и понимали, что для эффективной работы недостаточно вести отчетность в тетрадке и принимать наличные деньги в кассу. Нужен, как минимум, сайт, каталог и интернет-эквайринг, чтобы клиент мог быстро оплачивать покупку картой онлайн.

Но тренд на переход в онлайн также подтверждается другими нашими цифрами: в апреле в Тинькофф резко, на 25%, вырос спрос на подключение интернет-эквайринга по сравнению со среднегодовыми показателями.

Кажется, что настроить прием платежей в интернете долго, сложно и дорого: надо и сайт сделать, и интеграцию провести, и соблюсти закон, подключив онлайн-кассу. Легче просто переждать период самоизоляции, который вот-вот закончится, и вернуться к прежней модели работы. Но где гарантии, что все будет как раньше?

Чтобы быстро выйти в онлайн, сейчас есть много инструментов бесплатных или почти бесплатных. Есть всего три базовых условия: площадка, на которую будет приходить клиент, эквайринг и онлайн-касса.

  1. Сайт. Конструкторы сайтов есть бесплатные или почти бесплатные: около 700 рублей в месяц. Выбираешь шаблоны, вставляешь в них картинки своих товаров, пишешь описание и цену. В среднем у наших клиентов создание сайта на бесплатном конструкторе Тинькофф занимает пару часов. Не нужно быть программистом или дизайнером, не нужно их нанимать.  

  2. Подключение интернет-эквайринга — тоже дело нескольких часов, главное, чтобы был сайт или даже достаточно странички в соцсетях. Подключение интернет-эквайринга чаще всего бесплатное, а потом платите процент с каждого платежа. В среднем банки берут от 1 до 3% за операцию.

  3. Подключение онлайн-кассы — дороже и дольше: может занять от 1 дня до недели. По закону РФ, бизнес должен сообщать налоговой обо всех платежах онлайн, а покупателям отправлять электронные чеки. Эту функцию на себя берут онлайн-кассы. В среднем по рынку ее покупка или аренда стоит 10-20 тысяч рублей в год, в зависимости от провайдера или производителя. Обычно, продавец помогает настроить онлайн-кассу и зарегистрировать ее в налоговой.

Чтобы сохранить клиентов и продавать в интернете, не нужно огромных расходов на аренду, передислокацию или закупку нового оборудования. По нашим расчетам, нужно от 20 тысяч рублей, несколько часов работы за компьютером и желание развиваться.

Изоляция подходит к концу — нужен ли онлайн сейчас?

Эта весна сильно поменяла картину бизнеса во всем мире, не только в России. И мы не знаем, какой она будет после того, как пандемия закончится. Но то, что интернет станет главным каналом работы, поиска клиентов и продаж, очевидно. Вопрос, кто найдет в себе силы использовать этот инструмент эффективно.

Уже сейчас мы видим, как в стране постепенно снимают ограничения. У предпринимателей может появиться сомнение — нужен ли онлайн бизнесу теперь? За время самоизоляции многие потребители научились пользоваться онлайном и оценили удобство доставки продуктов, цветов, игрушек и многого другого. Потребители вряд ли от этого откажутся, может ли бизнес позволить себе отказаться от онлайна — это каждый решает сам.

 

Материал по теме

Как изменился рынок онлайн-fashion в 2020 году: аналитика Fashion Consulting Group

Материал по теме

Онлайн-рынок fashion: аналитика Data Insight

Материал по теме

Сумма продаж через интернет-блоги увеличилась на 64% за год

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Bonprix расширил логистическую сеть c помощью 5Post

Бренд известной немецкой марки bonprix, ключевой проект компании Otto Group Russia в сфере онлайн-ритейла, начал сотрудничество с 5Post, дочерней компанией Х5 Retail Group, развивающей новые почтовые сервис...

Как нивелировать правовые риски в электронной коммерции? Возможности роста и новые вызовы

Деловое издание "Ведомости" приглашает принять участие в онлайн-дискуссии "Как нивелировать правовые риски в электронной коммерции? Возможности роста и новые вызовы". Дата и время проведения: 7 апрел...

Walmart убрал минимальный порог для экспресс-доставки

Walmart отменил минимальную сумму в $35 для заказа с экспресс-доставкой. Экспресс-доставка в настоящее время предлагается почти в 3000 магазинах Walmart, которыми пользуется почти 70% населения США. При этом ми...

"Связной" готов открыть свой маркетплейс

"Связной" с конца 2020 года занимается подбором команды для запуска собственного маркетплейса на базе интернет-магазина и тестирует различные модели продажи товаров от партнеров. В рамках сотрудничества со ...

"Улыбка радуги" планирует сократить затраты на логистику в два раза

"Улыбка радуги" начала сотрудничать с Cainiao. По оценкам ритейлера, это решение позволит существенно расширить географию продаж, оптимизировать доставку и сократить затраты на логистику более чем в два раз...

X5 Retail Group доставила 1,3 миллиона заказов в феврале

Совокупный оборот экспресс-доставки X5 Retail Group в феврале составил 2,1 млрд рублей, а общее число заказов превысило 1,3 миллиона. В онлайн-гипермаркетe Vprok.ru оборот в феврале составил 1,7 млрд. руб. ...