Спасает ли от коронокризиса переход бизнеса в онлайн: исследование Тинькофф Бизнеса

Игорь Бахарев
Обороты в малом и среднем бизнесе в самом начале самоизоляции в первые три недели апреля снизились на 21%, показывает исследование Тинькофф Бизнес. Те, кто переориентироваться на онлайн и сделал ставку на продажи в интернете, показал рост оборотов. Сейчас пандемия потихоньку стихает. Руководитель маркетинга Тинькофф Бизнеса Ася Челован рассказывает, нужно ли продолжать бежать в онлайн и дорого ли обходится такое "бегство". 

В первую неделю карантина, согласно нашему исследованию, падение рынка составило почти 30%. Кто-то приостановил работу, кто-то ждал конца самоизоляции и «нерабочих» дней, а кто-то отреагировал на кризис быстро и поменял стратегию работы: кафе и рестораны перешли на доставку, производители наружной рекламы стали делать оборудование для рабочих мест дома, фитнес-центры начали продавать онлайн-тренировки и карты на будущее со скидкой.

Деньги уходят в онлайн

У нас 550 000 клиентов — это, в основном, малый и средний бизнес. Мы посмотрели на обороты торгового и интернет-эквайринга в феврале 2020 года и сравнили их с апрелем.

Наибольшее падение в турагентствах, в салонах красоты, развлечениях, спорте, а также у организаторов мероприятий — это логично. Все они зависят от того, выходят ли люди из дома. В то же время статистика Тинькофф говорит о том, что бизнес, который быстро адаптировался и перешел к онлайн-продажам, понес меньше потерь. Есть сферы, где резко снизились обороты в офлайне, а обороты в онлайне, при этом, выросли.

Например, апрельская выручка магазинов одежды в офлайне упала в 20 раз, а приход в интернет-эквайринге вырос в 2 раза. Выручка магазинов офисных и школьных принадлежностей упала в 2 раза, а поступления по интернет-эквайрингу выросли в 4 раза. То есть с помощью онлайн-продаж бизнесу удалось компенсировать потери. Не всегда полностью, но остаться на плаву получилось.

Инфографика совмещенная.png

Ждать или запускать интернет-канал уже сейчас?

Эти данные говорят о том, что даже в такой ситуации, как пандемия и карантин, можно найти точки роста. Сейчас они — в онлайн-продажах.

Потребность в товарах или услугах не исчезла. Возможно, она становится меньше, но в это время на сверхприбыль рассчитывать не приходится. При этом бизнес может сохранить старых клиентов, найти новых, чтобы платить зарплату сотрудникам, обслуживать кредит, как минимум, работать в ноль и выживать.

Приведу примеры. Предпринимательница открыла кофейню в одном из ЖК Москвы и продавала кофе и десерты, ориентируясь на жителей этого ЖК. С приходом вируса кафе пришлось закрыть, но наша клиентка стала продавать еду на вынос. Она организовала доставку до квартиры. Мы подсказали ей, как сделать сайт бесплатно, подключили интернет-эквайринг к инстраграм-аккаунту и рекомендовали расширить аудиторию потенциальных клиентов.

Возьмем цветочные магазины, которым тоже пришлось закрыться. Но потребность в букетах у людей не исчезла и они продолжили заказывать цветы у тех, кто быстрее перешел в онлайн. Мы рекомендовали таким клиентам предложить каталог на сайте, дать возможность оплатить покупку картой онлайн и доставить букет самим или через агрегатор.

Начать работать в онлайне — это дорого?

Самое важное для бизнеса в кризис ー это скорость: моментально отправлять платежи, быстро реагировать на изменения. Быстрая реакция и освоение технологий дистанционной торговли обеспечивает выживание бизнеса. Наши клиенты и до пандемии были продвинутыми и понимали, что для эффективной работы недостаточно вести отчетность в тетрадке и принимать наличные деньги в кассу. Нужен, как минимум, сайт, каталог и интернет-эквайринг, чтобы клиент мог быстро оплачивать покупку картой онлайн.

Но тренд на переход в онлайн также подтверждается другими нашими цифрами: в апреле в Тинькофф резко, на 25%, вырос спрос на подключение интернет-эквайринга по сравнению со среднегодовыми показателями.

Кажется, что настроить прием платежей в интернете долго, сложно и дорого: надо и сайт сделать, и интеграцию провести, и соблюсти закон, подключив онлайн-кассу. Легче просто переждать период самоизоляции, который вот-вот закончится, и вернуться к прежней модели работы. Но где гарантии, что все будет как раньше?

Чтобы быстро выйти в онлайн, сейчас есть много инструментов бесплатных или почти бесплатных. Есть всего три базовых условия: площадка, на которую будет приходить клиент, эквайринг и онлайн-касса.

  1. Сайт. Конструкторы сайтов есть бесплатные или почти бесплатные: около 700 рублей в месяц. Выбираешь шаблоны, вставляешь в них картинки своих товаров, пишешь описание и цену. В среднем у наших клиентов создание сайта на бесплатном конструкторе Тинькофф занимает пару часов. Не нужно быть программистом или дизайнером, не нужно их нанимать.  

  2. Подключение интернет-эквайринга — тоже дело нескольких часов, главное, чтобы был сайт или даже достаточно странички в соцсетях. Подключение интернет-эквайринга чаще всего бесплатное, а потом платите процент с каждого платежа. В среднем банки берут от 1 до 3% за операцию.

  3. Подключение онлайн-кассы — дороже и дольше: может занять от 1 дня до недели. По закону РФ, бизнес должен сообщать налоговой обо всех платежах онлайн, а покупателям отправлять электронные чеки. Эту функцию на себя берут онлайн-кассы. В среднем по рынку ее покупка или аренда стоит 10-20 тысяч рублей в год, в зависимости от провайдера или производителя. Обычно, продавец помогает настроить онлайн-кассу и зарегистрировать ее в налоговой.

Чтобы сохранить клиентов и продавать в интернете, не нужно огромных расходов на аренду, передислокацию или закупку нового оборудования. По нашим расчетам, нужно от 20 тысяч рублей, несколько часов работы за компьютером и желание развиваться.

Изоляция подходит к концу — нужен ли онлайн сейчас?

Эта весна сильно поменяла картину бизнеса во всем мире, не только в России. И мы не знаем, какой она будет после того, как пандемия закончится. Но то, что интернет станет главным каналом работы, поиска клиентов и продаж, очевидно. Вопрос, кто найдет в себе силы использовать этот инструмент эффективно.

Уже сейчас мы видим, как в стране постепенно снимают ограничения. У предпринимателей может появиться сомнение — нужен ли онлайн бизнесу теперь? За время самоизоляции многие потребители научились пользоваться онлайном и оценили удобство доставки продуктов, цветов, игрушек и многого другого. Потребители вряд ли от этого откажутся, может ли бизнес позволить себе отказаться от онлайна — это каждый решает сам.

 

Материал по теме

Розничный онлайн-импорт в России в 2023 году: аналитика

Материал по теме

Е.Щепелин, Ф.Вирин: 5 вопросов о еком-стратегиях на 24-25 годы

Материал по теме

7 факторов, которые делают программы лояльности эффективными

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Сеть OBI запустила новое мобильное приложение

Сеть ОБИ объединила в новом мобильном приложении полный каталог товаров, представленных в магазинах, доступ к сервисам и полезную информацию для дома, ремонта и благоустройства загородного участка.  Приложение ...

Как развитие eCommerce повлияло на рынок автоперевозок: аналитика

С развитием электронной коммерции требования к качеству обслуживания со стороны покупателей выросли — мы видим, как быстрая доставка становится приоритетом, отчего увеличивается роль транспортных компаний. ...

Как персонализация способна изменить рынок eCommerce

В последние годы наблюдается взрывной рост интереса к персонализации в eСommerce. Пользователи ожидают индивидуального подхода, индивидуальных предложений, индивидуальной поддержки. Для компаний это возможность...

Розничный онлайн-импорт в России в 2023 году: аналитика

В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей. Доля от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли резко снизилась: с 10,03% в 2021 году до 3,96% в 2023 году....

Decathlon открывает онлайн-платформу для продажи б/у товаров

Розничная сеть Decathlon запускает в Бельгии собственную платформу для торговли бывшим в употреблении спортивным инвентарем и одеждой. Теперь клиенты смогут не только покупать новые товары в магазинах Dec...

Wildberries присматривается к Оману и Турции

Маркетплейс Wildberries рассматривает возможность выхода на рынки Омана и Турции. Об этом сообщила генеральный директор компании Татьяна Бакальчук. По словам Бакальчук, в приоритете для компании на текущий...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.