Самые эффективные маркетплейсы: исследование “Ашманов и партнеры”
Игорь Бахарев
Монополизация поисковой выдачи Яндекса и Google крупными сайтами - маркетплейсами и классифайдами - создаёт непреодолимые трудности для продвижения более мелких игроков. В некоторых случаях разумнее использовать возможности маркетплейса, чем конкурировать с ним за место в результатах поиска. Аналитики из “Ашманов и партнеры” опросили маркетологов, чтобы выяснить какие маркетплейсы эффективнее с точки зрения привлечения клиентов и продаж.
Как сайты с огромным ассортиментом стали доминировать в поиске Яндекса и Google
Лаборатория поисковой аналитики “Ашманов и партнеры” изучает факторы ранжирования коммерческих сайтов в поисковых системах, а также структуру результатов поиска. Главная тенденция последних лет по данным Лаборатории – доминирование крупных игроков в ТОП-3 Яндекса и Google. Иными словами, если в сегменте появляются маркетплейсы и агрегаторы, они со временем вытесняют из поиска остальных игроков.
По данным исследования "Факторы ранжирования — 2019" в топ-3 "Яндекса" сайтов с огромным ассортиментом почти 40%, в топ-30 — почти 20%, в электронной коммерции — больше половины и больше трети соответственно; в сильно монополизированной недвижимости — 86% и 54%.
До 2020 года в ТОП-3 Яндекса такой фактор как "Огромный ассортимент" показывал быстрый, почти линейный рост. Главная неожиданность прошлого года – с начала 2020-го график повернул вниз.
Эксперты ожидают, что в 2021 году преобладание в ТОПе "гигантов" в Яндексе будет откатываться до уровня Google, где доля монополизации ниже. Это даст возможность сайтам поменьше найти свои ниши.
Тем не менее, использование маркетплейсов или классифайдов для дополнительного продвижение сохраняет актуальность, т.к. они агрегируют значительную долю поискового трафика и играют роль тематических поисковиков.
Доля присутствия и продвижения игроков в маркетплейсе
Доля игроков, которые размещают предложения в маркетплейсах, среди опрошенных в среднем составляет 60% и варьируется в зависимости от сегмента. Среди опрошенных маркетологов из финансовой отрасли только 41% ответили, что размещают предложения компании в маркетплейсах. Доля среди представителей e-commerce, медицины и недвижимости варьируется в пределах 60%-66%, а среди представителей авторынка достигает 70%.
Доля присутствия игроков на маркетплейсах косвенно отражает степень конкуренции на площадках. Другим фактором отражающим степень конкуренции является доля игроков, продвигающих предложения на маркетплейсах, то есть использующих рекламные инструменты или оптимизацию для стимулирования трафика.
Среди опрошенных e-commerce и автомобильных маркетологов доля игроков продвигающих предложения в маркетплейсах не превышает 35%; среди медицинских и финасовых маркетологов доля составляет около 45%. Наибольшую активность продемонстрировали маркетологи в недвижимости: 58,8% участников опроса ответили, что продвигают предложения внутри маркетплейсов.
Наиболее эффективные площадки с точки зрения продажи и привлечения клиентов
Участникам опроса предлагалось выбрать из списка топ 3 площадки, которые они считают наиболее эффективными. Для игроков медицинского рынка выбор включал агрегаторы медицинских услуг и сайты-отзовики, для игроков рынка недвижимости - классифайды и сайты агентств. Результаты распределились следующим образом.
Топ-3 самых эффективных финансовых маркетплейса: Banki.ru (64,7%) Sravni.ru (64,7%), Fins.Money (11,8%)
Топ-3 самых эффективных автомобильных маркетплейса: Auto.ru (80%), Avito (60%), Drom.ru (55%)
Топ-3 самых эффективных медицинских площадки: ПроДокторов (64,1%), DocDoc (20,5%), Яндекс.Здоровье (20,5%)
Топ-3 самых эффективных маркетплейса в eСommerce: Яндекс.Маркет (48,4%), Озон (32,8%), Wildberries (25%)
Топ-3 самых эффективных маркетплейса с точки зрения продаж: Циан (76,5%), Яндекс.Недвижимость (58,8%), Авито (41,2%)
Игроки по-разному оценивают эффективность от присутствия в маркетплейсах
Среди представителей финансового рынка - 70,6% опрошенных считают маркетплейсы эффективными с точки зрения продаж и привлечения клиентов; среди представителей авторынка - 60%, среди представителей медицинского рынка - 46,2%.
76,5% опрошенных игроков рынка недвижимости считают, что для привлечения клиентов эффективнее агрегаторы недвижимости, а 15,7% - что сайты агентств. Среди представителей медицинского рынка - 41% опрошенных ответили, что для привлечения клиентов эффективнее агрегаторы медицинских услуг, а 33% считают, что эффективнее сайты отзовики.
В опросе приняли участие более 230 специалистов из 5 отраслей: e-commerce, медицина, недвижимость, финансы и продажа авто.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте