Рынок труда в eCommerce: грядут перемены?
Игорь Бахарев
Грядущие изменения эксперт связывает с изменением покупательского поведения и, соответственно, с новым отношением к магазину со стороны потребителей.
"Сейчас те, кто не имеет сложившегося у покупателей опыта покупок в конкретном магазине (а на это влияет и широкий ассортимент, в т.ч) и полностью контролируемой (в идеале своей) последней миле, те стали просто безидейными витринами, скатившимися в ценовые войны", - пишет Егорушкин. Именно в таких магазинах и будут менять команды в первую очередь.В связи с этим эксперт советует соискателям, у которых "накопилась усталость" от работы, срочно искать новое место.
"Когда на рынок смоет много кандидатов, тогда будет поздно. Для тех, кто не успеет, вариантов будет мало и все так себе. Во-первых, есть риск долго просидеть без работы. Как следствие падение в ЗП, что несколько обрушит уровень ЗП в целом по "больнице". Во-вторых, с конкурса резюме отбор переключится на количество реальных навыков. Придется или больше делать руками, или быстро научиться уметь. В-третьих, насытились смежные отрасли, где ждали с опытом в еком: банки, телеком, фин/фуд/эд/медтехи. Как вариант эволюция в работу с маркетплейсами со стороны мерчанта, но рынок тоже скоро протрезвеет", - прогнозирует он.Работодателям, в свою очередь, Егорушкин рекомендует научиться понимать кого, зачем и для чего они нанимают.
"Купить звезду с рынка, не объяснить чего хочу и сидеть ждать будет дороже чем обычно. Возможно, придется платить за поиск и отбор кандидатов. Лично у меня был такой кейс: зная заранее отрицание платного поиска, я спросил, сколько компания теряет, пока позиция не закрыта. Оказалось, что 800-1000К в месяц. Кстати, молодцы, быстро посчитали. Так вот, выставленная цена за подбор меньше месячного оклада вызвала негодование. 6-7 месяцев ищут сами, "бесплатно" же", - рассказывает он."Согласен. На рыке предстоят серьёзные изменения. Серьёзных вакансий все меньше, роль eCommerce размывается. В последнее время по-настоящему серьёзных кадровых назначений было немного. Например, Леонид Довладбегян, который возглавил eCommerce-направление в "Перекрестке". Это хороший пример, который лишь подтверждает общее правило, сформулированное Егорушкиным", - считает eCommerce-эксперт Алексей Ручкин.
Сооснователь онлайн-университета "Два Сэнсея" София Фридман полагает, что сейчас многие компании пытаются строить бизнес, основываясь на внедрение тех или иных методик и инструментов, забывая о том, что во главе угла надо ставить логику продаж, а именно общение с покупателем.
"Повсеместно я вижу "автоматизацию пустоты" - то есть, применение инструментов без проработки концепции продаж", - говорит она.По словам Фридман, важная проблема рынка труда в eCommerce в том, что актуальность навыков некоторых топ-менеджеров сейчас стоило бы поставить под сомнение. В реальности менеджеры инхаус часто имеют низкую квалификацию и очень отстают от актуальных проблем рынка. Поэтому кандидатам, которые боятся потерять работу, стоит повышать знания и навыки, смотреть на свои задачи с точки зрения "как бизнесу заработать", а не "куда то деть бюджет" или, что ещё хуже "как сберечь бюджет". Работодателям, в свою очередь, стоит научиться вменяемо ставить задачи сотрудникам.
Быстрый рост рынка eCommerce приводит к возросшим амбициям кандидатов, рассказывала весной в интервью e-pepper.ru руководитель практики Digital/E-commerce и Аналитика Kelly Services Светлана Моталова. По её оценке, средний срок достижения Senior level равен 3 годам, а уровень зарплатных ожиданий выше на 40% медианы рынка.
"Мы видим стремительное увеличение заработных плат за последние два-три года более, чем на 25%. Сокращение средней продолжительности работы связано с мотивацией кандидатов на задачи. Если сотрудник внедрил значимые для компании проекты, то он не готов оставаться только на операционной поддержке. Поэтому через два-три года он снова выходит на рынок и ищет новые амбициозные задачи. На рынке мы наблюдаем возросший интерес кандидатов к проектной работе", - рассказывает эксперт.Руководитель Antal Digital кадрового агентства Antal Russia Надежда Стяжкина прогнозирует, что рынок постепенно будет трансформироваться. В частности, стоит ждать спроса на руководителей омниканальных продаж и тех, кто может в создать онлайн в офлайновом бизнесе: от металлопроката и автомобильных масел в онлайне, до лакокраски, машин и химического сырья. Кроме того, с прошлого года компании стали больше заботиться о своих показателях, поэтому будет расти спрос на аналитиков по всему сегменту.
А вот те, кто большую часть своего времени находится на бизнес-завтраках, обедах, митапах, конференциях и круглых столах как спикер или участник, ничего хорошего ждать не стоит. Спрос на таких "медиазвёзд" будет падать.
"Потому что пиарить свой бизнес и успех команды, привлекать к себе в команду кадры - это хорошо, а пиарить только себя без существенных успехов своего работодателя за спиной от году к году - это уже дурной тон. Дорога свежим, ярким и постоянно обучающимся карам открыта, здесь безработицы нет", - заключает Стяжкина.За последние полгода в российский eCommerce пришли дополнительные инвестиции. Спрос продолжает расти. Ценник, соответственно, не будет падать, особенно на "топов", считает Стяжкина. "Война за таланты и война экосистем и маркетплейсов будет мощно создавать героев и низвергать их", - добавляет она.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте