Рынок eCommerce России: январь-июнь 2019

Игорь Бахарев
Российский рынок eCommerce в первой половине 2019 года вырос на 26%, достигнув 725 млрд рублей. Такие данные опубликовали аналитики Data Insight. За это время россияне сделали 191 млн заказов. Для сравнения: столько заказов было произведено за весь 2016 год.

Число интернет-покупок в России за январь - июнь увеличилось на 44%, что составляет рекорд за все время наблюдений.

Эксперты считают, что драйверами такого роста выступили крупнейшие онлайн-магазины. В частности, среди лидеров роста называются Wildberries, Ozon и Аптека.ру. Их совокупный рост составил 107% к первому полугодию прошлого года против 37% для них же в 2016-2017 годах.
"Ускорение динамики рынка обеспечено в первую очередь стремительным – на уровне 100% в год и более – ростом нескольких крупных онлайн-ритейлеров. Активизация их маркетинговых и инфраструктурных усилий нашла отклик у покупателей, накопивших критическую массу опыта онлайн-покупок и доверия к ним. Если в целом по рынку количество онлайн-заказов за I полугодие 2019 года увеличилось на 59 миллионов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, то три быстрорастущих проекта – wildberries.ru, ozon.ru и apteka.ru - суммарно прибавили 43 миллиона заказов, то есть почти три четверти (73%) от общего прироста. Что важно - рост лидеров при этом пока не носит каннибализирующего характера: темпы роста остальных участников ТОП500 тоже увеличились", - говорит партнёр Data Insight Борис Овчинников.
Ещё один драйвер роста - телереклама. "Несколько игроков вложили очень много денег в телевизионную рекламу, что привело в еком новых покупателей (меньше) и покупателей с редким и негативным опытом (больше). Причем привело не только к дававшим рекламу магазинам, но и вообще всем. А поскольку большая часть заказов пришлась на крупнейшие несколько магазинов, и потребители получили хороший опыт и низкую цену, что привело к их перетеканию в активную аудиторию", - рассказывает партнёр Data Insight Фёдор Вирин.

Wildberries

За январь - июнь 2019 г. число заказов на Wildberries, по данным Data Insight, превысило 61 млн - это практически в 2 раза больше, чем годом ранее. Интернет-магазин Wildberries за полгода обработал 65 млн заказов. Таким образом, каждая третья онлайн-покупка в России делалась на сайте Wildberries. По данным СПАРК, выручка Wildberries в прошлом году составила 69,5 млрд рублей (рост 46,5%), чистая прибыль - 1,8 млрд рублей.

Доля Wildberries на рынке по итогам первой половины 2019 года составила почти 31% по числу заказов. По этому показателю Wildberries - лидер с гигантским отрывом. Доля в деньгах меньше, потому что в Wildberries средний чек сильно ниже рынка.

Компания активно вкладывается в логистику. Число пунктов самовывоза Wildberries выросло с 1600 в конце прошлого года до 5000. На днях Wildberries запустил вторую очередь складского комплекса на территории индустриального парка "Коледино" в городском округе Подольск.

Ozon

Ozon за первые 6 месяцев 2019 года получил около 11,5 млн заказов (+85%). Оборот компании за это время также увеличится на 80% до 31,9 млрд рублей. В сутки площадка обрабатывала до 62 100 заказов. Как следует из данных СПАРК, выручка Ozon в прошлом году составила 37,4 млрд рублей (рост 74%), чистый убыток - 4,6 млрд рублей.

Во втором полугодии компания планирует активно расти, в частности, за счет расширения логистической инфраструктуры, появления дополнительных новых сервисов для клиентов, роста продаж в регионах.

Аптека.ру

В апреле компания получила почётный приз в номинации "Лидер роста: чистый онлайн", которые предполагает награждение магазина, у которого нет своей офлайн-площадки с максимальным приростом доли рынка за год. "Таких компаний становится всё меньше", - признают исследователи. В 2018 году Аптека.ру обработала 7,89 млн заказов.

За полгода Аптека.ру выросла ещё в три раза, сообщают аналитики.

Остальной рынок

Рост ТОП500 за пределами ТОП3 составил 21% в числе заказов против 14% за весь 2018 год (вторая половина года - 16%).
"Мы говорили в прошлом году: "Мы можем получить ситуацию, когда крупные магазины, наращивая свою долю, задают на рынке стандарт потребительского опыта, что приводит к росту привычности, а следовательно, и частоты онлайн-заказов среднего потребителя". Именно это и произошло. И бенефициары этого роста - весь рынок электронной торговли", - пишут аналитики.
Средний чек падает

С ростом числа онлайн-покупок средний чек за полгода сократился на 14% до 3790 руб. В частности, у Wildberries, по данным Data Insight, средний чек за полгода составил менее 1400 руб., снизившись примерно на 10%. Одна покупка на Ozon в январе - июне в среднем обходилась в 2288 руб. без НДС и доставки.
"Мы ждем, что 20й год может показать еще более высокие темпы роста. В целом, следует отметить, что онлайн-канал сегодня по-прежнему существенно недооценен, а следовательно, у него есть резервы для ускорения", - подытоживает Вирин.

Материал по теме

CB Insights: ритейл увеличил втрое инвестиции в цифровизацию и автоматизацию

Материал по теме

Как изменился средний чек в eCommerce в 2021 году: данные PIM Solutions

Материал по теме

"Рынок срочной доставки": аналитика Data Insight

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

CB Insights: ритейл увеличил втрое инвестиции в цифровизацию и автоматизацию

По данным CB Insights, за второй квартал 2021 года инвестиции в розничные технологии приросли на 4% к прошлому кварталу и увеличились втрое по сравнению с прошлым годом до $31,5 млрд, достигнув нового макси...

Shein рвётся в топы российского fashion-рынка

Китайская компания из сегмента ультрафаст-фэшн Shein за год втрое увеличила свою ежедневную аудиторию в России и по этому показателю уже обогнала Lamoda. По данным Mediascope, в апреле на сайт и в мобильное...

ПЭК предупредил о задержках доставки грузов из Китая

В связи с затяжными ливнями и наводнениями сроки доставки грузов из Китая могут вырасти на 3-7 дней, прогнозирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Причина - тайфун "Ин-Фа", который 26 июля во вт...

Ультрафреш пришел на смену готовой еде?

По данным iGooods, количество заказов готовой еды и кулинарии из гипермаркетов уменьшилось год к году на 20% в июне-июле. Частота заказов осталась на прежнем уровне - готовая еда и кулинария встречаются в к...

"Магнит" отчитался о продажах eCommerce

Экстраполированная годовая выручка (run rate) онлайн-канала "Магнита" составляет 7,6 млрд руб., исходя из последней недели июня. Сейчас ритейлер выполняет около 15 000 онлайн-заказов в день. Об этом говорит...

Hoff открывает омниканальный гипермаркет

Hoff открывает гипермаркет нового омниканального формата в ТЦ "МЕГА Белая Дача". Важной особенностью нового магазина является его заточенность под онлайн-продажи. Выбор для покупателей в этом гипермаркете н...