Российский eСommerce в первом полугодии: аналитика ЮKassa
Игорь Бахарев
Эксперты платёжного сервиса ЮKassa подвели итоги первого полугодия 2024 года для российского рынка eСommerce. Эксперты отмечают, что с начала года в России растёт количество собственных интернет-магазинов брендов, особенно небольших: за полгода их стало на 38% больше, а обороты выросли на 73%. Среди сегментов одним из лидеров остаётся туризм, значительный рост наблюдается в категории товаров для ремонта, спорта и активного отдыха.
Доля банковских карт среди других способов оплаты продолжает снижаться, при этом растёт популярность альтернативных методов, таких как SberPay, а также кредитных инструментов.
Обороты интернет-площадок растут
С января по июнь 2024 года общий оборот подключенных к ЮKassa интернет-площадок вырос на 7% по сравнению с июлем-декабрём 2023 года. Оплат стало на 8% больше, а число плательщиков снизилось на 11% год к году. Средний чек не изменился и составил 1 287 рублей.
Общее число активных площадок в ЮKassa выросло на 25%. Юрлиц стало на 30% больше, индивидуальных предпринимателей - на 25% больше, а самозанятых - на 19% больше, чем во втором полугодии 2023 года.
Заметнее всего увеличилось количество небольших площадок (с оборотом до 1 млн рублей в месяц) - на 38% по сравнению с предыдущими шестью месяцами. Оборот платежей вырос на 73%, количество оплат - на 59%, число покупателей - на 41%. Средний чек составил 2 031 рубль (+9%).
Количество средних площадок (с оборотом от 1 до 15 млн рублей в месяц) увеличилось на 21%. Оборот стал на 33% больше, количество оплат выросло на 21%, а число покупателей - на 5%. Средний чек составил 2 120 рублей (+10%).
Число крупных площадок (с оборотом от 15 млн рублей в месяц) в первом полугодии выросло на 19%. Их оборот увеличился на 17%, количество оплат - на 19%, а число покупателей - на 10%. Средний чек составил 734 рубля (-2%).
"Маркетплейсы остаются лидерами рынка, но растут медленнее, несмотря на широкую аудиторию и развитую инфраструктуру. Покупатель всё больше предпочитает индивидуальный подход, и растущие бренды стремятся вкладываться в собственные площадки. Так продавцы получают возможность выстроить индивидуальную стратегию, укрепить бренд и лучше наладить взаимодействие с клиентами", - говорит коммерческий директор ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Туризм и ремонт остаются лидерами спроса
Одним из лидеров рынка eСommerce остаётся туризм. За отчётный период оборот турагентств вырос на 53%, количество оплат - на 17%, число покупателей снизилось на 5%, а средний чек составил 4 772 рубля (+31%). Оборот гостиниц вырос на 87%, оплат стало на 52% больше, покупателей - на 58% больше, а средний чек достиг 13 063 рублей (+23%). Оборот платежей за билеты на туристические достопримечательности и выставки вырос вдвое, оплат и покупателей стало в 2,5 раза больше. При этом средний чек снизился на 17%, до 5 100 рублей.
Увеличился также спрос на товары для спорта и активного отдыха. Оборот платежей в сегменте спортивной одежды вырос на 37%, число оплат - на 38%, число покупателей - на 18%, а средний чек не изменился и составил 11 208 рублей. На 37% увеличился оборот магазинов спортивного питания, оплат стало на 33% больше, плательщиков - на 24% больше. Средний чек составил 7 085 рублей (+3%). Оборот в категории товаров для охоты и рыбалки вырос на 66%, количество оплат - на 53%, покупателей - на 37%, а средний чек - на 9%, до 11 516 рублей.
Ещё один популярный сегмент - товары для ремонта. За полгода оборот таких магазинов вырос в 4,5 раза, количество оплат увеличилось более чем втрое, как и число покупателей, а средний чек составил 17 146 рублей (+35%). В категории стройматериалов оборот вырос вдвое, оплат стало на 69% больше, плательщиков - на 43% больше. Средний чек увеличился на 21%, до 18 740 рублей. В сегменте садовых принадлежностей оборот вырос в четыре раза, количество оплат - в три раза, число покупателей - в два раза. Средний чек составил 5 109 рублей (+52%).
Растут также предприятия быстрого питания - за полгода их обороты стали в 4,5 раза больше, как и количество платежей. Число покупателей увеличилось на 79%, а средний чек снизился на 5%, до 1 237 рублей. Обороты кафе и ресторанов выросли на 48%, количество оплат - на 52%, число покупателей - на 48%. Средний чек снизился на 3%, до 2 561 рубля.
В категории образования оборот платежей вырос на 9%, количество оплат - на 30%, число покупателей - на 11%. Средний чек снизился на 16%, до 1 741 рубля. При этом оборот платежей за бизнес-курсы вырос на 55%, оплат стало вдвое больше, а покупателей - на 69% больше. Средний чек снизился на 27% и составил 10 357 рублей. По мнению аналитиков, такая динамика средних чеков говорит о том, что россияне стали выбирать больше курсов по более низким ценам.
Линейка способов оплаты расширяется
Интерес к альтернативным методам оплаты продолжает расти, а популярность банковских карт - снижаться, хотя они всё ещё сохраняют лидерство. За полгода оборот платежей картами в ЮKassa стал на 18% меньше, а доля в обороте снизилась на 18 п. п., до 56%. Количество транзакций по картам сократилось на 14%, а их доля - на 15 п. п., до 59%.
При этом доля метода SberPay в обороте увеличилась на 2 п. п., до 12%, а сам оборот вырос на 9%. Количество транзакций повысилось на 6%, а их доля осталась на уровне прошлого полугодия и составила 11,5%.
"Пользователи уделяют много внимания выбору удобного способа оплаты и альтернативным способам. За последние полгода доля электронного кошелька ЮMoney в общем обороте и количестве транзакций в ЮKassa сохранилась на уровне июля-декабря 2023 года, при этом сам оборот увеличился на 21%, а количество проведённых транзакций - на 22%", - говорит коммерческий директор ЮMoney.
Также растёт сегмент кредитных инструментов, таких как "Покупай со Сбером". За полгода оборот и количество таких платежей в ЮKassa выросли почти в пять раз. Эксперты считают, что, подключив способ оплаты в кредит, онлайн-магазины могут привлечь больше потенциальных покупателей и обеспечить им подходящий клиентский путь.
Интернет-магазины продолжат рост
Онлайн-шопинг стал частью рутины пользователей: они привыкли к быстрому и удобному процессу и ждут от продавцов хорошего сервиса, а также персонализированного подхода, особенно в дорогих сегментах. По данным исследовательского холдинга РОМИР, интерес онлайн-покупателей к сайтам интернет-магазинов растёт по мере возрастания стоимости товаров.
"Рынок электронной коммерции в России продолжает трансформироваться. Ключевыми факторами успеха для бизнеса становятся индивидуальный подход к клиенту, развитие собственных площадок и разнообразие платёжных методов. Для покупателя собственный магазин бренда - это оригинальные товары, дополнительные скидки и бонусы, личная коммуникация. Сегодня создание собственного онлайн-магазина доступно почти каждому, что открывает новые возможности для бизнеса и способствует развитию онлайн-торговли", - считает коммерческий директор ЮMoney.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте