Российский eCommerce и eGrocery в 2019 году: аналитика JP Morgan

Игорь Бахарев
В 2019 году общее число онлайн-заказов россиян достигло 814 млн, говорится в отчёте CEEMEA Consumer инвестиционной компании JP Morgan Cazenove (дочерняя компания холдинга JPMorgan Chase).

Аналитики JP Morgan не исключают, что годовой объем рынка электронной коммерции достиг 2,07 трлн руб. При этом доля интернет-продаж в общем объеме розничной торговли в стране за последние пять лет, как минимум, удвоилась и составила в 2019 году 6%. Это пока еще значительно меньше, чем показатели некоторых других стран. К примеру, в Китае на онлайн-торговлю приходится 37% от общего оборота ритейла, в Великобритании - 22%, в США - 11%.

Clip2net_200514151822.png


Для России характерна высокая степень расположенности потребителей к покупкам в интернете, в результате чего растет их частота. Это обусловлено как хорошим уровнем сервиса, так и развитием логистики последней мили. На смену потребителям старшего поколения приходит молодежь, готовая покупать онлайн, отчего меняется возрастная структура аудитории, и соответственно интернет-торговля получает дополнительный мощный импульс для развития.

В JP Morgan Cazenove прогнозируют годовой рост онлайн-продаж в России на 19% в 2019-2024 гг., причем проникновение в результате составит 11,5%. Единственным тормозящим фактором может стать недостаточность инвестиций в сектор.

Наибольшее развитие электронной торговли наблюдается в двух столицах. Только на долю Москвы в 2018 году приходилась треть всех онлайн-продаж в России. Если добавить к этому продажи в МО, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, то на их долю придется половина всего объема электронной торговли в стране.

Clip2net_200514153447.png

В этих регионах совокупно на долю онлайн-продаж приходится около 10% от общего объема розничной торговли, и это далеко не придел. По мнению аналитика J.P. Morgan Дуга Анмута и его команды, в США показатель составляет 14% и будет расти в ближайшие, как минимум, пять лет за счет молодежной аудитории. Анмут полагает, что к 2026 году на долю онлайн будет приходиться 30% розничных продаж в США по самым консервативным прогнозам.

При этом в регионах в России проникновение онлайн-торговли значительно ниже - в среднем примерно 5%. А в некоторых районах страны оно не достигает и 1%. Таким образом, у российских регионов имеется немалый потенциал развития, однако аналитики считают, что отдача от региональной экспансии может быть ниже для многих участников рынка из-за недостаточности логистической инфраструктуры.

В России завоевывают популярность отечественные мультиканальные платформы. Несмотря на то, что, по Apptopia за январь 2020 года, приложением для покупок №1 была AliExpress (6,9 млн активных пользователей ежемесячно), российские игроки стремительно догоняют китайского конкурента. Ежемесячная аудитория Wildberries и Озон выросла с 2016 года в 3,0 и в 2,6 раза соответственно, благодаря разработке собственных продающих приложений. Общее число пользователей (мобильных и декстопных) этих компаний в конце 2019 года было лишь на 15% ниже, чем у AliExpress.

Clip2net_200514153539.png


В российской eСommerce доминируют категории БтиЭ и одежды. В 2018 году на их долю пришлось свыше 50% онлайн-покупок россиян - как внутренних, так и трансграничных. При этом, если бытовая техника и электроника всегда были популярны при покупках в интернете, то одежда показала значительный рост: до 23% в 2018 году против 13% в 2013 году. А вот доля автозапчастей и мебели за этот период практически не изменилась.

Как и ожидалось, в апреле увеличился спрос на онлайн-услуги на фоне карантинных мер из-за эпидемии COVID-19, и наиболее высокий рост показала посещаемость интернет-магазинов - 4,1 млн пользователей. Так в апреле рост составил 30% по отношению к марту, а в марте - 17% по отношению к февралю. Ключевым фактором здесь стала доставка товаров повседневного спроса, в то время как в некоторых других категориях продажи, напротив, снизились.

FMCG и eGrocery

Ведущие игроки рынка eGrocery "Перекресток-онлайн", "Пятерочка Экспресс", iGooods и "Сбермаркет" за последние месяцы с огромной скоростью расширяют аудитории. Несмотря на то, что взрывной рост спроса на доставку продуктов связан с самоизоляцией и поэтому носит временный характер, аналитики JP Morgan Cazenove прогнозируют дальнейший рост проникновения услуги и продаж в категории, поскольку потребители смогли оценить по достоинству удобство доставки продуктов на дом.

Онлайн-продажи FMCG растут с низкой базы. По данным Infoline, российский продуктовый онлайн-рынок достиг 38 млрд руб. в 2019 году (рост на 64% год к году). Доля интернет-продаж в общем объеме рынка товаров повседневного спроса по-прежнему составляет 0,24%, а значит, имеется возможность значительного роста для широкого круга игроков. Учитывая небольшой объем, онлайн-рынок продуктов питания в России остается относительно фрагментированным. В 2019 году лидером по продажам в сегменте оставался "Утконос" (примерно 27% онлайн-рынка продуктов), а на ТОП-5 игроков пришлось около 2/3 всех продаж в денежном выражении.

Clip2net_200514153709.png


Дальнейшее развитие онлайн-торговли продуктами может быть частично обусловлено появлением новых игроков, таких как "Пятерочка Экспресс", "Ленточка" и "Вкусвилл Экспресс" и др. Эти онлайн-службы доставки лидирующих продовольственных торговых сетей были развернуты в начале 2020 года и к середине апреля смогли накопить 0,7 млн. ежемесячных пользователей.

Аналитики также подчеркивают вклад мультикатегорийных платформ электронной коммерции (Wildberries, Ozon, "Беру!"), также предлагающих доставку продуктов, и двукратного роста продуктового онлайн-рынка в нынешнем году - до 0,5% от общего объема продаж в сегменте. В JP Morgan Cazenove считают, что рост российского онлайн-рынка FMCG может составить 45% в 2019-2024 годах - против 22% роста всего рынка электронной коммерции в стране (за исключением трансграничных покупок). Доля продаж продуктов может превысить к концу 2020 года 3% от общего объема онлайн-продаж в России.

Clip2net_200514153827.png

Эксперты выделяют двух лидеров в сегменте: X5 Retail Group и СП Mail.ru и Сбербанка "Сбермаркет": ежемесячная аудитория каждого из них превысила 1 млн человек. По мнению аналитиков, Х5 находится в выигрышном положении за счет розничной сети магазинов. К тому же компания давно осваивает рынок электронной коммерции на площадке "Перекресток-онлайн", а теперь еще и запустила сервис экспресс-доставки из "Пятерочек". У СП СП Mail.ru и Сбербанка в активе сервисы доставки "Сбермаркет" и Delivery Club, а недавно компания добавила в портфель петербуржский сервис "Самокат". Однако и у Ozon, "Беру!" и Wildberries имеется немалый потенциал для быстрого освоения рынка e-grocery.

Clip2net_200514161722.png

Материал по теме

Что предприниматели покупают на распродажах: аналитика ЮKassa

Материал по теме

Авито: более трети москвичей готовятся к Черной пятнице

Материал по теме

AWG и Data Insight назвали самых омниканальных ритейлеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как продвигать в Telegram B2C и B2B

В2С и В2В – два совершенно разных сегмента в бизнесе, потому и подход к продвижению будет разный. О том, как настроить эффективную рекламную кампанию в популярном мессенджере для В2С и В2В с учетом особеннос...

Data Insight: рынок eGrocery по итогам года вырастет в полтора раза

В октябре 2023 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 56,3 млн заказов (без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой). Это на 11% больше, чем в сентябре ...

Рост цен на лекарства вынуждает покупать меньше, но чаще

За первое полугодие 2023 года россияне стали чаще покупать лекарства онлайн, чем в прошлом году. Количество заказов выросло на 35%. Однако средний чек снизился на 17%. Это связано с тем, что цены на лекарст...

Natura Siberica разрабатывает ассортимент для eCommerce

Российский производитель косметики Natura Siberica намерен создать отдельный ассортимент для онлайн-продаж, рассказала управляющий директор по коммерции ГК Natura Siberica Анна Журавская. По словам Жур...

Яндекс расширяет флот роботов-доставщиков и начинает сдавать их в аренду

Яндекс объявил о планах расширить флот роботов-доставщиков с 130 до 260 в 2024 году. Кроме того, компания начнёт сдавать роботов в аренду другим организациям по сервисной модели. Яндекс Еда и Лавка т...

Ежик в тумане: как WOW discovery поможет хакнуть любой UX

Компания Aero приглашает на митап "Ежик в тумане: как WOW discovery поможет хакнуть любой UX", который состоится 7 декабря в 18:00 в пространстве Aero (м. Достоевская, Суворовская площадь 1/52к4). При пров...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.