Российские fashion-заказы снизились на фоне 30% мирового роста в 2022 году

Игорь Бахарев

Индустрия моды оказалась в числе главных пострадавших от пандемийного кризиса. В 2020 продажи просели на десятки процентов по всему миру. Уже в 2021 году на фоне снятия ограничений началось активное восстановление сегмента. Прогнозы на 2022 год были самыми позитивными, но сбылись они не у всех. По оценкам партнерской сети Адмитад, число онлайн-покупок в fashion-сегменте за год выросло более чем на 30% по всему миру, но снизилось более чем на 20% в России.  

Сумма, которую российские покупатели были готовы отдать за модные покупки, уменьшилась на 14%. При этом по всему миру рост оборота заказов составил более 35%. К таким выводам в компании пришли в ходе исследования на базе более чем 37 миллионов заказов.  

Мировой рынок моды в первом квартале 2023 года показывает более умеренный рост, но тенденция остается позитивной. По подсчетам Адмитад, число заказов в индустрии по всему миру в январе-феврале 2023 растет на 15% год к году. В России при сравнении год к году видна разница между месяцами до СВО и год спустя – снижение общей суммы заказов до 13%. Однако видно, что рынок уже находится в стадии восстановления.  

Важно учитывать, что основной ажиотаж в отрасли приходится на весенний и, в большей степени, на осенний период, когда многие бренды и маркетплейсы устраивают массовые распродажи.  

Возврат покупателей, инфляция и секонд-хенд 

Позитивное влияние на онлайн-продажи модной индустрии продолжает оказывать общий рост E-commerce в стране. По оценкам и прогнозам экспертов, в 2022 году рост этого сегмента экономики составил 40-50%.  

Перетоку покупателей одежды из офлайна в онлайн способствуют удобные возможности онлайн-примерки, простые способы возврата и большое количество спецпредложений и скидок на интернет-площадках. За счет этих инструментов с покупателей снимают главный риск онлайн-покупки – что вещь не подойдет клиенту. Также очевидную роль в популяризации онлайн-шоппинга сыграла пандемия. 

В стандартных условиях этих факторов бы хватило для уверенного прироста fashion-заказов. Но с началом введения санкций многие иностранные бренды и маркетплейсы закрыли для российских покупателей возможность делать заказы, сказываются и сложности с оплатой таких покупок. Также часть иностранных брендов и реселлеров покинула российский рынок, дополнительно сократив опции россиян. Сказалась и просадка в логистике – сроки доставки даже из привычных китайских маркетплейсов ощутимо возросли.  

Основная часть сокращения связана именно с перечисленными выше факторами, то есть с уменьшением потока российских заказов с иностранных платформ и у иностранных брендов. При этом для локальных российских площадок, напротив, настало время бурного роста. Например, в Akhmadullina Dreams сообщили о рекордном росте онлайн-заказов на 53% в 2022 году.  

Есть и не столь позитивные факторы, которые внесли вклад в рост GMV в модной индустрии. Инфляция оказала существенное влияние на рост средних чеков в сегменте. По оценке Адмитад, за год в среднем по миру они увеличились с $45 до $74.  

В России эта тенденция подкрепилась еще и ростом цен в некоторых магазинах, основанных на росте расходов на материалы, доставку или пересылку из других локаций. В итоге средний чек российского заказа в сфере fashion в 2022 году оказался на уровне 9900 рублей, с учетом заказов пользователей как внутри страны, так и за рубежом.  


Откуда пришли клиенты?

В 2022 году некоторые источники трафика особенно эффективно привлекали продажи для модной индустрии:

 

Clip2net_230316212715.png

Российские покупатели в целом следовали мировым трендам, но есть и интересные локальные нюансы. Так, на купонные сервисы пришлась гораздо большая доля заказов – до 19%. А вот контентные площадки привели меньше заказов – лишь 12%. Сколько же покупок привели специалисты по настройке контекстной и таргетированной рекламы. Ожидаемо, что в контекстной рекламе основной вклад внесли Яндекс и MyTarget, причем число заказов fashion-товаров через контекстную рекламу Яндекса за год выросло на 33%. 

Также значительным оказалось влияние соцсетей: на них пришлось до 10,5% заказов из которых 6,8% пришли из тематических сообществ в соцсети «ВКонтакте». 

В дополнение к соцсетям уникальную покупательскую способность показал Telegram –каналы в мессенджере принесли брендам больше 5% заказов, хотя в остальном мире этот источник не попал в топ. Любопытен и рост заказов через Яндекс.Дзен – на него все еще приходится достаточно малое число заказов, но за год оно увеличилось на 24%, что говорит о растущем потенциале площадки. 

Бум партнерского маркетинга 

Большая турбулентность в экономике и отрасли интернет-рекламы заставила бренды либо сократить маркетинговые расходы в 2022 году, либо относиться к ним предельно осторожно. Так, по данным РАЭК, объем интернет-рекламы в России по итогам 2022 года сократился в сравнении с предыдущим годом на 10%. Однако с волатильностью рынков столкнулось большинство стран мира, поэтому тенденция на более осознанные траты на продвижение оказалась характерна для всего мира. 

В период неопределенности Fashion-индустрия устремилась к более прогнозируемым и прозрачным инструментам, среди которых оказался и партнерский маркетинг. По данным Адмитад, в 2022 году число брендов и торговых площадок, использующих этот канал привлечения продаж в мире выросло на 23%. 

Растет и число обладателей интернет-аудитории, и специалистов по трафику, которые готовы работать с брендами на партнерских условиях – то есть за вознаграждение от сделанных заказов. В среднем по миру их прибыль возросла на 21%. 

Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Материал по теме

Авито: россияне в среднем тратят 7000 рублей в месяц на онлайн-покупки

Материал по теме

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах упала до 45%

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как "Сантехника-Онлайн" построила крупнейшее сообщество дизайнеров: кейс

Большинство компаний в сфере товаров для дома и ремонта уделяют значительное внимание сотрудничеству с дизайнерами. Это неудивительно, ведь именно дизайнеры приводят клиентов и помогают им выбрать все необходим...

Подавляющее большинство покупателей одежды в России предпочитают отечественные маркетплейсы

Сервис Anketolog.ru выявил ключевые тренды в онлайн-покупках одежды в России. Абсолютное большинство покупателей (96%) выбирают российские онлайн-магазины. На китайские платформы приходится 37% покупателей,...

Ближневосточный конкурент Amazon планирует IPO в течение двух лет

Основанный в Саудовской Аравии маркетплейс Noon рассматривает возможность проведения первичного публичного предложения в ближайшие два года. Компания, оцениваемая в $10 млрд, также активно развивает автоном...

Персонализированные скидки на доставку повысят конверсию в "Яндекс Еде"

"Яндекс Еда" запускает для ресторанов-партнеров новый инструмент продвижения "Буст", работающий на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Его ключевая задача - увеличить количество онлайн-заказов за с...

Половина европейских покупателей скрывает свои онлайн-покупки

Половина потребителей в Европе совершали скрытые покупки в течение последнего года. Как показало исследование YouGov, проведенное по заказу онлайн-ритейлера Galaxus, ключевыми причинами такого поведения явл...

Amazon тестирует умные очки для курьеров в гонке за скорость

Стремление к сверхбыстрой доставке товаров в течение часов или даже минут заставляет ритейлеров искать революционные решения для оптимизации логистических цепочек. Amazon в этой гонке пользуется технологиям...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.