Результаты упрощёнки: как либерализация законодательства помогла белорусскому eCommerce
Игорь Бахарев
Такой прогресс стал возможным после введения в стране упрощенной системы налогообложения для eСommerce. В прошлом году был выпущен так называемый "либерализационный пакет" правовых актов, главным из которых стал Декрет Президента Республики Беларусь "О развитии предпринимательства". Его принятие потребовало внесения изменений в целый ряд нормативных правовых актов и инициировало масштабный процесс улучшения условий для ведения бизнеса в стране.
На 1 октября 2018 года в Беларуси было зарегистрировано 18 552 интернет-магазина. Это показатель с начала года вырос на 14,8%. Больше всего интернет-магазинов зарегистрировано в столице и столичной области - 79%. Такие данные представила начальник управления организации торговли и общественного питания (МАРТ) Беларуси Виолетта Брезовская.
По данным национального статистического комитета, растет доля безналичных платежей в общем объеме розничного товарооборота. Сегодня это 40,1%, что на 5,7% больше, чем в начале этого года.
Сдерживающим фактором развития eCommerce в стране, считают чиновники, является необходимость магазинам содержать собственную курьерскую службу. Дело в том, что в Беларуси существует ограничения по приему курьерами денежных средств от покупателей. Кроме проблем с доставкой, существуют сложности и с поставками товаров. Многие интернет-магазины до сих пор продолжают работать с "серым" импортом, что позволяет им конкурировать с легальными дистрибьюторами, однако подрывает доверие пользователей к торговле в интернете.
В 2017-м году, согласно статистике МАРТ, доля электронной коммерции в розничном товарообороте страны составила 2,8%, что равняется 568$ млн долларов. При этом в странах-лидерах по объему интернет-торговли в рознице этот показатель в разы выше: в США он равен 9%, в Великобритании 17,2%, в Китае – 18%.
Руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич считает что одна из важнейших проблем eCommerce в стране - регулирование и запреты.
"Белорусские интернет-магазины вынуждены работать в правовом поле, которое морально устарело. Самый яркий пример – для того чтобы продавать товары через интернет в Беларуси, обязательно создать интернет-магазин в национальном домене и зарегистрировать его в нескольких инстанциях: “БелГИЭ” и Торговом реестре", - рассказывает бизнесмен.Согласно исследованию e-data.by, за последний год 45% или 4,3 млн белорусов купили что-то в интернете. По прогнозам экспертов, в 2018-м рынок вырастет на 20% и к концу года превысит 1,3 млрд рублей или $681 млн. Однако это будет возможно, если на интернет-торговлю не будут наложены новые законодательные ограничения.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте