Продавцы маркетплейсов пожаловались на навязывание акций
Игорь Бахарев
Селлеры, работающие на крупных маркетплейсах, столкнулись с новой проблемой: их товары без согласия включаются в различные акции и распродажи.
По словам Алексея Кожевникова, члена общественного совета при ФАС России, продавцы жалуются, что маркетплейсы автоматически добавляют их товары в категорию товаров со скидками, иногда достигающими 50%. При этом сами продавцы не всегда получают своевременное уведомление о таких изменениях.
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли, подтвердил, что такая практика действительно существует. По его словам, маркетплейсы начали активно использовать автоакции с весны 2024 года. Сначала участие в них было добровольным, но затем стало обязательным для многих товаров. Продавцы должны "в короткий срок уведомить маркетплейсы о нежелании участвовать".
Селлеры отмечают, что такие действия маркетплейсов негативно сказываются на их бизнесе. Во-первых, они несут убытки из-за снижения маржинальности. Во-вторых, продавцы теряют контроль над ценообразованием.
Маркетплейсы объясняют свои действия необходимостью оптимизировать складские запасы и повысить продажи неликвидных товаров. Однако продавцы считают, что такие меры нарушают их права и ограничивают их коммерческую свободу.
В ответ на жалобы продавцов Федеральная антимонопольная служба начала проверку действий маркетплейсов. Минэкономики также разработало законопроект, направленный на защиту прав продавцов и запрещающий маркетплейсам изменять цены на товары без согласия продавцов.
Эксперты отмечают, что проблема навязывания акций является актуальной для всего рынка электронной коммерции. Селлеры требуют от государства принять меры для защиты их интересов и создания более прозрачных правил взаимодействия с маркетплейсами.
В январе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) официально признала, что маркетплейсы Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на российском рынке, контролируя около 80% продаж.
Как заявил глава ФАС Максим Шаскольский, такое положение дел вызывает множество жалоб от потребителей и бизнеса. Чаще всего речь идет о завышении стоимости логистических услуг, навязывании невыгодных условий сотрудничества и необоснованных штрафах.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте