Предприниматели оценили работу на маркетплейсах: исследование РОМИР

Игорь Бахарев

Институт Человека РОМИР представил Индекс легкости ведения бизнеса на цифровых торговых площадках, разработанный как отечественный аналог международного исследования Doing Business Всемирного банка. Этот инструмент создан для оценки условий, в которых работают предприниматели на платформенной экономике, и стал ответом на общественную дискуссию о развитии этого сегмента.

Первое исследование показало, что предприниматели в целом положительно оценивают взаимодействие с цифровыми платформами, но отмечают наличие барьеров, мешающих полностью раскрыть их потенциал. 

"Сегодня цифровые торговые площадки являются ключевым драйвером для малого и среднего бизнеса. Мы стремились оценить не только внутреннюю политику платформ, но и макроэкономические и регуляторные аспекты. Итоговые данные индекса показывают, что говорить о полной легкости ведения бизнеса на платформах пока рано", – отметил Андрей Милёхин, президент Института Человека РОМИР.

Результаты исследования свидетельствуют, что 80,2% предпринимателей довольны сотрудничеством с цифровыми платформами, а для 45,6% эти площадки стали основным каналом продаж. Уйти в офлайн-торговлю готовы лишь 17% участников. Более половины опрошенных, 53,8%, отметили положительное влияние экономической ситуации на их бизнес. Цифровые платформы выделяются для предпринимателей простотой привлечения клиентов и эффективностью взаимодействия.

Рост объемов продаж за последний год отметили 74,4% респондентов. Предприниматели высоко оценили легкость доступа к платформам и их информационную прозрачность, однако выразили обеспокоенность вмешательством площадок в процесс ценообразования. Величина комиссий также играет важную роль: четверть предпринимателей категорически недовольны этим показателем, треть же допускает компромиссный взгляд на него.

Регуляторное воздействие оценивается предпринимателями неоднозначно. Половина опрошенных не видят влияния государства, 40% считают его позитивным, а 12% – негативным. Свыше трети предпринимателей полагают, что государственное участие "в чем-то помогает, в чем-то мешает", а 16% считают, что органы власти недостаточно вовлечены, но их активность необходима.

Особо предприниматели отметили удовлетворенность решением задач, связанных с продвижением отечественных товаров, обеспечением покупателя информацией о продавце и ограничением пересмотра условий сотрудничества с платформами. При этом критика коснулась ограничений для самозанятых, расширения маркировки товаров и отсутствия платных возвратов от покупателей.

Владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) выразили обеспокоенность возможным ограничением их сотрудничества только с одной платформой и запретом на предоставление дополнительных услуг, таких как подарочная упаковка. Особую тревогу вызывает риск признания ПВЗ торговым объектом.

Основные барьеры, влияющие на работу предпринимателей, включают вмешательство платформ в ценообразование, запрет платных возвратов, необходимость подтверждения сертификации продукции и ограничения для самозанятых.

Исследование проводилось в октябре-ноябре 2024 года среди 1201 предпринимателя из всех федеральных округов России. Оценка проводилась по четырем категориям: общеэкономические факторы, отношения с платформами, сравнение работы на платформах и вне их, а также влияние регуляторных факторов.

Материал по теме

Бот от igooods поможет клиенту с удачной покупкой

Материал по теме

Wildberries и наружная реклама: уроки для бизнеса

Материал по теме

Ozon покажет статистику просмотров отзывов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Бот от igooods поможет клиенту с удачной покупкой

Сервис доставки товаров из гипермаркетов igooods запустил для своих клиентов бесплатный бот в Телеграме -- Гудвин. Он анализирует предыдущие покупки в сервисе и присылает персонализированную информацию с самыми...

Wildberries и наружная реклама: уроки для бизнеса

Недавняя рекламная кампания Wildberries стала настоящим экспериментом в мире наружной рекламы, предоставив бизнесу интересный кейс для изучения, считает совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Ал...

Wildberries внедряет технологию дополненной реальности для просмотра мебели

Wildberries тестирует новую функцию, позволяющую покупателям оценить, как мебель будет смотреться в их интерьере еще до покупки. С помощью технологии дополненной реальности (AR) пользователи смогут увидеть ...

Ozon покажет статистику просмотров отзывов

Ozon вводит новую функцию, которая позволит пользователям отслеживать, сколько раз другие покупатели просматривали их отзывы. Это нововведение направлено на повышение вовлеченности пользователей и стимулиро...

Яндекс Доставка внедрила "помощника" в свое приложение

Сервис Яндекс Доставка начал тестировать новую опцию под названием "Помощник". По информации компании, эта услуга предназначена для решения повседневных бытовых задач, которые требуют дополнительного времен...

Wildberries будет производить свои грузовики: подробности проекта

Компания Wildberries & Russ (РВБ) запустила производство изотермических полуприцепов, предназначенных для транспортировки грузов. Производство организовано на базе подразделения автоматизации компании в Лух...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.