Покупки россиян на маркетплейсах: исследование Data Insight

Игорь Бахарев

На маркетплейсах заказывают почти все, кто в принципе делает покупки в интернете, —  97% онлайн-покупателей имеют опыт шопинга на маркетплейсах. Об этом говорится в новом исследовании рынка маркетплейсов от Data Insight. Главным критерием выбора онлайн-площадки для покупателя является цена.  Самые популярные маркетплейсы, по оценке россиян, — AliExpress, Ozon, Wildberries, СберМегаМаркет и  Яндекс.Маркет (здесь и далее — в алфавитном порядке).

Покупки на маркетплейсах делает более половины интернет-пользователей России. Каждый десятый из них сделал свой первый заказ на маркетплейсе в 2020 году. Половина пользователей интернета России совершили хоть одну покупку онлайн в феврале-июле 2020 года — 57,7 млн человек. Хоть одну покупку на маркетплейсе сделали 53,5 млн человек.

1.png


Маркетплейсы vs интернет-магазины

В рамках исследования сравнивалась группа из 9 российских и мировых маркетплейсов с группой из 12 крупнейших российских интернет-магазинов. 

2.png

По мнению российских покупателей, сегодня маркетплейсы превосходят интернет-магазины по большинству критериев: 66% покупателей считают, что маркетплейсы лучше интернет-магазинов по уровню цен (то есть цены там ниже), 64% — по качеству акций и распродаж, столько же — по количеству и качеству отзывов, широте ассортимента. 61% предпочитает маркетплейсы за  удобство получения заказа, 60% — за скорость доставки. Интернет-магазины получили более высокую оценку за качество товаров.

По каким критериям покупатели выбирают маркетплейс

Самый главный фактор для большинства покупателей маркетплейсов — уровень цен: так ответили 72% опрошенных. Далее идут удобство получения заказов и скорость доставки, качество товаров, широта ассортимента, количество акций и распродаж.  

Clip2net_211111214212.png

  • AliExpress входит в число лучших торговых площадок по следующим критериям: уровень цен, широта ассортимента, скидка, то есть качество акций и распродаж (критерии расположены в порядке убывания их значимости для покупателей площадки). 

  • Ozon — по удобству получения заказа, широте ассортимента и удобству выбора товара. 

  • Wildberries в числе лучших по таким критериям как удобство получения заказа, широта ассортимента и удобство выбора товара.

  • Яндекс.Маркет выбирают за удобство доставки, скидки и ассортимент. 

  • СберМегаМаркет  — за скидки, доставку и интересные предложения.

Отношение покупателей к доставке

Больше всего довольны сроками доставки покупатели Wildberries и Ozon, у которых доля покупателей, очень или скорее довольных доставкой, находится на уровне 96-97%. Аналогичный показатель Яндекс.Маркета составляет 94%, СберМегаМаркета — 96%, однако оценки покупателей СберМегаМаркета могут быть искажены из-за смешения в представлении покупателей покупок СберМегаМакета и Сбермаркета. 

5.png

У AliExpress доля покупателей, очень и скорее довольных скоростью доставки, составляет 80%. При этом важно отметить, что AliExpress покупатели оценивали без разделения на трансграничный и локальный сегмент, поэтому на итоговую оценку высокое влияние оказывает доставка из-за границы, на которую приходится около 70% оборота маркетплейса. Тем не менее, доля очень и скорее довольных сроками доставки среди пользователей AliExpress выросла на 4 п.п. по сравнению с прошлым годом — вероятно, вследствие сокращения сроков доставки в трансграничном сегменте и роста доли локального сегмента в обороте AliExpress. 

У Wildberries этот показатель сократился на 2 п.п., у Ozon и Яндекс.Маркета он стабилен, а СберМегаМаркет попал в опрос впервые.

Что покупают на разных маркетплейсах

На AliExpress люди чаще всего покупают электронику и технику (31% от покупавших на площадке за 6 месяцев), товары для дома и дачи (21%), одежду и обувь (20%). Доля пользователей, покупающих у российских продавцов маркетплейса, за год выросла  и в 2021 году такой опыт есть уже у 43% опрошенных клиентов маркетплейса.

3.png

На Wildberries активнее всего покупают в категориях одежда и обувь (41%), косметику (24%), детские товары (22%). На Ozon — товары для дома (27%), электронику (19%) и косметику (18%).

6.png

Портрет покупателей маркетплейсов

Сегодня большая часть клиентов маркетплейсов — это жители городов (59%), но быстрее всего аудитория платформ прирастает за счет новых покупателей из региональных центров — 20% (+6 пп за год). Топ-5 товарных категорий, которые пользователи маркетплейсов покупают в интернете — электроника, одежда и обувь, товары для дома и дачи, косметика и детские товары. Каждый седьмой онлайн-покупатель заказывает в интернете еду, которую сейчас продают все маркетплейсы.

Материал по теме

55% онлайн-покупателей готовы к трансграничным покупкам

Материал по теме

Рынок онлайн-аптек в России: аналитика Data Insight

Материал по теме

Исследование: что пользователи покупали чаще всего в 2021 году на маркетплейсе товаров ОК

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Сергей Егорушкин (Upmarket): О тормозах и драйверах, или куда движется e-commerce в России

Согласно последнему исследованию Data Insight, 97% онлайн-покупателей имеют опыт шопинга на маркетплейсах, а классические интернет-магазины по всем параметрам уступают лидерство универсальным электронным пло...

Vprok.ru рассказал о продажах товаров для животных

В онлайн-гипермаркете "Vprok.ru Перекресток" за 11 месяцев 2021 года покупатели заказали товары для кошек и собак на сумму 330,2 млн рублей, что в 2,2 раза превосходит результаты прошлого года. При этом 80%...

Etsy создала "виртуальный дом" для демонстрации своих товаров

Etsy представила первый цифровой дом с использованием технологий дополненной реальности. Etsy House позволяет покупателям совершать онлайн-экскурсии по виртуальному дому, в котором представлены избранные то...

55% онлайн-покупателей готовы к трансграничным покупкам

55% онлайн-покупателей со всего мира готовы покупать подарки к праздникам не только в своей стране, но и за рубежом, говорят аналитики Logistyx Technologies. Однако 48% обеспокоены тем, что трансграничные п...

"Почта России" довезёт товары из Японии

С декабря россияне начинает доставлять товары с аукционов и в онлайн-магазинов Японии через сервис InJapan. Площадка будет агрегировать предложения крупнейшего аукциона Японии Yahoo и разных онлайн-магазино...

Генеральный директор Marc O'Polo Россия Марианна Румянцева: какие вызовы ждут fashion-ритейл в ближайшем будущем и как им противостоять

Индустрия моды, одна из самых динамичных отраслей экономики, оказалась в числе тех, которых в наибольшей степени затронули экономические последствия пандемии COVID-19. По данным исследования Fashion Consulti...