Ozon поставил рекорд в FMCG
Игорь Бахарев
В компании полагают, что на темпы такого роста повлиял "режим самоизоляции", ведь в последнее время россияне, сидящие по домам, все чаще переводят в интернет покупки товаров повседневного спроса - речь прежде всего идет о продуктах питания, детских и зоотоварах, бытовой химии и средствах гигиены, которые сейчас встречаются в каждом втором заказе на Ozon.
Важнейший драйвер роста Ozon - ассортимент, который площадках развивает с помощью маркетплейса: в апреле 2020 года ассортимент товаров повседнего спроса превысил 1,6 млн товарных наименований, 64% которых формировали продавцы маркетплейса. Число активных селлеров выросло с начала 2020 года в 1,5 раза до 4000 - их товары встречались в 8 из 10 заказов с товарами повседневного спроса, оформленными в апреле.
В марте-апреле для продавцов, у которых ограничилась возможности продавать в офлайне, маркетплейсы, по сути, остались одним из немногих доступных каналов продаж, которые позволяют даже масштабировать их на всю Россию, отмечает директор по развитию бизнеса в Ozon Елена Шульгина.
"Именно в FMCG больше всего "шаблонных покупок", когда клиент регулярно заказывает один и тот же корм для животного или стиральный порошок - поэтому недавно мы запустили подписку на регулярную доставку этих товаров. При подписке товар бронируется под клиента на будущие доставки, дополнительно он получает скидки с первой же покупки", - говорит она.В апреле 41% продаж FMCG-категорий пришелся на региональных продавцов: 1000 локальных компаний продавали свои товары на Ozon, активнее всего себя проявили бизнесы из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Казани.
В то же время, с 1 мая Ozon ввёл понятие "минимальной комиссии" и поднял комиссии за продажу товаров в нескольких категориях, в том числе относящихся к товарам повседневного спроса. Представители селлеров утверждают, что теперь торговать дешёвыми товарами на площадке стало невыгодно. Вот, например, скриншот "личного кабинета" одного из продавцов.
Мстислав Воскресенский, автор книги "Торговля продуктами питания в интернет: решения для розничной сети и производителя", напоминает, что eGrocery - это в принципе крайне низкомаржинальный бизнес во всем мире. Прибыль даже крупнейших розничных сетей исчисляется единицами процентов. FMCG-производители в лучшем положении, но все равно при таком увеличении комиссии выгодно торговать будет только премиальными товарами спрос на которые невелик.
"Учитывая небольшой объём продаж товаров группы FMCG на Ozon входящая цена по которой компания приобретает (либо принимает на комиссию) товары на 5-10% выше чем для "Магнит" или Х5, например. Т.о. компания пытается привести финансовую модель e-grocery в соответствие со своими корпоративными стандартами, правда на мой взгляд не учитывая то, что нормы доходности в fmcg сильно отличаются от других категорий. Большинству продавцов fmcg такая комиссия будет неприемлема либо цена на товар будет завышена", - говорит он.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте