Организация доставки при запуске маркетплейса

Игорь Бахарев

Когда вы запускаете маркетплейс, перед вами так или иначе встанет проблема организации логистики. В теории процесс довольно понятный, на практике - нужно одновременно учесть множество факторов. Какие виды доставки обычно используют маркетплейсы, кто такие агрегаторы и консолидаторы - помогут разобраться Илья Макаров, CEO компании-разработчика маркетплейсов CS-Cart и эксперт по запуску e-commerce проектов Дмитрий Ткачик, владелец веб-студии Maurisweb.

Организация логистики - одна из крупнейших статей расходов при запуске маркетплейса. Логистика ручном режиме - это поиск новых  транспортных компаний, подборы тарифов, заключение договоров, формирование отчетности и т.д. или же для этого можно использовать автоматизированные модули, которые возьмут эту систему на себя.

Непроработанная система логистики несет дополнительные  затраты, которые делают работу владельца маркетплейса и продавцов невыгодной. Расходы на содержание или управление движением товаров зачастую занимают более 50% издержек.

Так, например, если вы выбираете формат ручного управления логистикой, то затраты будут выглядеть так:

Оформление заказов вручную = Зарплата сотрудника + ограниченное количество часов в сутки. Такой подход ограничивает скорость оформления и обработки, что, в свою очередь, уже может повлиять на лояльность покупателей при большом потоке. 

Автоматизация потребует больших разовых затрат, однако избавляет от необходимости пристально следить за системой доставки и впоследствии позволяет экономить на количестве сотрудников и на их зарплате. А если они уже есть в штате, то команда сможет выполнять значительно больше других задач. 

Какой бывает доставка

Существует несколько сотен видов доставок на маркетплейсах, но в основном они являются комбинаций 4 основных способов:

1. DBS (Delivery by Seller) - упаковка и доставка силами продавца. Продавец хранит товар у себя, собирает заказ и доставляет покупателю. В этом типе доставки сложно организовать контроль. А отсюда вырастают большие репутационные риски для владельцев площадки. 

2. FBO Fulfilment by Operator (Фулфилмент — это комплекс операций с товаром с момента оформления заказа покупателем до момента получения покупки). В данном случае, хранение товаров, упаковку и доставку берет на себя маркетплейс. Ощутимый плюс здесь - низкие трудозатраты - нужно просто отвезти товары на склад маркетплейса и заниматься генерацией продаж. 

3. FBOs Fulfilment by Operator - отложенная поставка товаров под созданные заказы. Актуально для сезонной продукции, которую нет смысла хранить на складе. Продавец получает уведомления о заказе, подтверждает передает в доставку или же оперативно подготавливает и привозит товар на фулфилмент склад маркетплейса. Преимущество в том, что продавец может дополнительно продавать один и тот же товар через другие каналы. 

4. FBS Fulfilment by Seller Plus - “последняя миля”. Продавец после продажи сам собирает заказ и передает его на сортировочный центр маркетплейса. Площадка передает товар в транспортную компанию, при этом самостоятельно управляет расчетами за доставку. Склад для FBS может быть необорудованным - это выгодно для маркетплейса.  Необходимы лишь 3 складские зоны: прием, сборка заказа, и зона передачи в транспортную компанию. Это не требует высокой квалификации сотрудников и сложной автоматизации. Плюс для продавца в том, что он везет груз не в 20 разных компаний, а в сорт.центр маркетплейса. 

Рассмотрим на примере: Продавец работает по типу DBS и получил заказы в 10 разных транспортных компаний - он развозит их сам. Доставка для покупателя платная, товар - носки по 200 руб, если покупатель закажет их у 10 разных продавцов, с доставкой по 300 руб. за каждую пару, заказ выйдет очень дорогим и его ценность будет утеряна. Если же все это объединится в сортировочном центре в многоместное отправление, то вес всех 10 пар носков не будет превышать лимит по тарификатору и такая отправка будет стоить 300 руб. Чем больше отправлений, тем ниже цена для маркетплейса за счет оборота, по этим моделям работают все ключевые маркетплейсы.


Взаимодействие маркетплейса и служб доставки

Чтобы облегчить маркетплейсу организацию системы логистики на рынке существуют компании-посредники. Они берут на себя взаимодействие между маркетплейсом и курьерскими службами. 

Агрегаторы берут на себя полное взаимодействие и расчеты со службами доставки, но их клиенты не могут влиять на тарифы предоставления услуг.. Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться с ними для получения более выгодных условий сотрудничества. 

Агрегатор – это компания, которая заключает договоры с большим количеством транспортных компаний и предлагает предпринимателям взять на себя все взаимодействие с ними. Маркетплейс в данном случае заключает только один договор с агрегатором и передает ответственность за доставку и целостность груза ему. Посредник имеет выгодные тарифы на услуги транспортных компаний, к которым добавляет свою наценку, добавив к стоимости услуг транспортной компании свой процент. Из плюсов такого формата работы - один договор вместо множества отдельных с каждой компанией.

Недостатки

  • сложная система учета стоимости логистики, учитывая стоимость отправки

  • минимальная скидка для маркетплейса, так как есть надбавка агрегатора

Консолидатор - это проект, уже подключенный к большому количеству транспортных компаний. Он создает заказы в разные ТК под договорами маркетплейса. Вы, как клиент, делаете один запрос, который консолидатор переадресовывает разным службам доставки. Платят за услугу сами службы доставки. Для руководителя маркетплейса - это максимально удобная стратегия с полноценной функциональностью, в рамках которой можно договариваться на более выгодные условия. 

Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться со службами доставки для получения более выгодных тарифов и скидок. 

Важно отметить, что универсальной модели доставки и взаимодействия с посредниками не существует. Все зависит от специфики товара. Гибкость при выстраивании логистики, важная часть финансового успеха маркетплейса.

Материал по теме

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Материал по теме

Жаркий сезон – горячие продажи: как заработать на Wildberries летом

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Диалог с покупателем: как ответы на отзывы формируют репутацию бренда

Отзывы перестали быть формальностью. Это стратегический инструмент роста лояльности и продаж. Бренды, которые научились вести осмысленный диалог с покупателями, получают заметное преимущество на маркетплейса...

Новая эра брендинга: Как преуспеть в эпоху экономического нигилизма поколения Z

В современном мире, где культурные и экономические реалии меняются стремительно, успех бренда напрямую зависит от глубокого понимания психологии своей аудитории. Эксперт по моде и культуре, ведущий редактор ...

Рост рынка ретейл-медиа в 2025 году: прогнозы и тенденции

Объем рынка ретейл-медиа в 2025 году составит 495 млрд рублей, что на 34% превысит показатели предыдущего года. Однако темпы роста снизятся более чем вдвое по сравнению с 2024 годом, когда они достигали 80%...

Онлайн-шопинг стал главным каналом покупок для россиян

Большинство россиян предпочитают совершать покупки в интернете, говорится в исследовании сервиса CDEK.Shopping и платформы HeadHunter. В опросе участвовали 1700 работающих респондентов или соискателей. ...

МТС и МБ РУС запускают онлайн-продажи авто и расширяют розничное партнёрство

МТС и дистрибьютор "МБ РУС" договорились о стратегическом сотрудничестве в рамках ПМЭФ-2025. Фокус проекта — развитие онлайн- и офлайн-продаж гибридных автомобилей AITO SERES через каналы телеком-гиганта. ...

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Видео-маркетолог, создатель YouTube-студии продвижения Practika Lab Маша Голубева рассказывает о том, как превратить канал YouTube в лидогенерирующую машину и даёт ряд советов, которые помогут вам при создан...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.