Организация доставки при запуске маркетплейса

Игорь Бахарев

Когда вы запускаете маркетплейс, перед вами так или иначе встанет проблема организации логистики. В теории процесс довольно понятный, на практике - нужно одновременно учесть множество факторов. Какие виды доставки обычно используют маркетплейсы, кто такие агрегаторы и консолидаторы - помогут разобраться Илья Макаров, CEO компании-разработчика маркетплейсов CS-Cart и эксперт по запуску e-commerce проектов Дмитрий Ткачик, владелец веб-студии Maurisweb.

Организация логистики - одна из крупнейших статей расходов при запуске маркетплейса. Логистика ручном режиме - это поиск новых  транспортных компаний, подборы тарифов, заключение договоров, формирование отчетности и т.д. или же для этого можно использовать автоматизированные модули, которые возьмут эту систему на себя.

Непроработанная система логистики несет дополнительные  затраты, которые делают работу владельца маркетплейса и продавцов невыгодной. Расходы на содержание или управление движением товаров зачастую занимают более 50% издержек.

Так, например, если вы выбираете формат ручного управления логистикой, то затраты будут выглядеть так:

Оформление заказов вручную = Зарплата сотрудника + ограниченное количество часов в сутки. Такой подход ограничивает скорость оформления и обработки, что, в свою очередь, уже может повлиять на лояльность покупателей при большом потоке. 

Автоматизация потребует больших разовых затрат, однако избавляет от необходимости пристально следить за системой доставки и впоследствии позволяет экономить на количестве сотрудников и на их зарплате. А если они уже есть в штате, то команда сможет выполнять значительно больше других задач. 

Какой бывает доставка

Существует несколько сотен видов доставок на маркетплейсах, но в основном они являются комбинаций 4 основных способов:

1. DBS (Delivery by Seller) - упаковка и доставка силами продавца. Продавец хранит товар у себя, собирает заказ и доставляет покупателю. В этом типе доставки сложно организовать контроль. А отсюда вырастают большие репутационные риски для владельцев площадки. 

2. FBO Fulfilment by Operator (Фулфилмент — это комплекс операций с товаром с момента оформления заказа покупателем до момента получения покупки). В данном случае, хранение товаров, упаковку и доставку берет на себя маркетплейс. Ощутимый плюс здесь - низкие трудозатраты - нужно просто отвезти товары на склад маркетплейса и заниматься генерацией продаж. 

3. FBOs Fulfilment by Operator - отложенная поставка товаров под созданные заказы. Актуально для сезонной продукции, которую нет смысла хранить на складе. Продавец получает уведомления о заказе, подтверждает передает в доставку или же оперативно подготавливает и привозит товар на фулфилмент склад маркетплейса. Преимущество в том, что продавец может дополнительно продавать один и тот же товар через другие каналы. 

4. FBS Fulfilment by Seller Plus - “последняя миля”. Продавец после продажи сам собирает заказ и передает его на сортировочный центр маркетплейса. Площадка передает товар в транспортную компанию, при этом самостоятельно управляет расчетами за доставку. Склад для FBS может быть необорудованным - это выгодно для маркетплейса.  Необходимы лишь 3 складские зоны: прием, сборка заказа, и зона передачи в транспортную компанию. Это не требует высокой квалификации сотрудников и сложной автоматизации. Плюс для продавца в том, что он везет груз не в 20 разных компаний, а в сорт.центр маркетплейса. 

Рассмотрим на примере: Продавец работает по типу DBS и получил заказы в 10 разных транспортных компаний - он развозит их сам. Доставка для покупателя платная, товар - носки по 200 руб, если покупатель закажет их у 10 разных продавцов, с доставкой по 300 руб. за каждую пару, заказ выйдет очень дорогим и его ценность будет утеряна. Если же все это объединится в сортировочном центре в многоместное отправление, то вес всех 10 пар носков не будет превышать лимит по тарификатору и такая отправка будет стоить 300 руб. Чем больше отправлений, тем ниже цена для маркетплейса за счет оборота, по этим моделям работают все ключевые маркетплейсы.


Взаимодействие маркетплейса и служб доставки

Чтобы облегчить маркетплейсу организацию системы логистики на рынке существуют компании-посредники. Они берут на себя взаимодействие между маркетплейсом и курьерскими службами. 

Агрегаторы берут на себя полное взаимодействие и расчеты со службами доставки, но их клиенты не могут влиять на тарифы предоставления услуг.. Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться с ними для получения более выгодных условий сотрудничества. 

Агрегатор – это компания, которая заключает договоры с большим количеством транспортных компаний и предлагает предпринимателям взять на себя все взаимодействие с ними. Маркетплейс в данном случае заключает только один договор с агрегатором и передает ответственность за доставку и целостность груза ему. Посредник имеет выгодные тарифы на услуги транспортных компаний, к которым добавляет свою наценку, добавив к стоимости услуг транспортной компании свой процент. Из плюсов такого формата работы - один договор вместо множества отдельных с каждой компанией.

Недостатки

  • сложная система учета стоимости логистики, учитывая стоимость отправки

  • минимальная скидка для маркетплейса, так как есть надбавка агрегатора

Консолидатор - это проект, уже подключенный к большому количеству транспортных компаний. Он создает заказы в разные ТК под договорами маркетплейса. Вы, как клиент, делаете один запрос, который консолидатор переадресовывает разным службам доставки. Платят за услугу сами службы доставки. Для руководителя маркетплейса - это максимально удобная стратегия с полноценной функциональностью, в рамках которой можно договариваться на более выгодные условия. 

Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться со службами доставки для получения более выгодных тарифов и скидок. 

Важно отметить, что универсальной модели доставки и взаимодействия с посредниками не существует. Все зависит от специфики товара. Гибкость при выстраивании логистики, важная часть финансового успеха маркетплейса.

Материал по теме

5 практических советов, как выстроить онбординг, который работает

Материал по теме

Forbes: Wildberries уменьшил доход сотрудников ПВЗ на треть

Материал по теме

Яндекс рассказал о доходности своих ПВЗ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Тихий голос клиента: от маленького инсайта к большим изменениям. CX-исследования в eCommerce

Бизнес собирает обратную связь от клиентов, но часто не понимает, как в потоке обратной связи выделить значимые проблемы, перевернуть их в задачу, оценить, реализовать и получить пользу. На митапе Aero eComm...

Бизнес соберут на "Территории продаж"

Этот форум нельзя пропустить! 5 апреля мы приглашаем специалистов по продажам, которые хотят увеличить продажи. Ведущие эксперты раскроют ошибки в работе с целевой аудиторией. Расскажут, как сегодня продава...

Интернет-торговля в России 2022: аналитика Data Insight

В 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн рублей и 2,8 млрд заказов. Это следует из ежегодного отчёта "Интернет-торговля в России 2022" от Data Insight. Эксперты раскрыли...

"Самокат" выйдет в офлайн в Подмосковье

Сервис быстрой доставки продуктов "Самокат" собирается расширить свой охват и открыть офлайн-точки в городах, где он еще не работает. Как говорится в опубликованных вакансиях продавцов-кассиров, такие точки...

В Федерации профсоюзов России зарегистрировали профсоюзы работников Wildberries

Федерация независимых профсоюзов России зарегистрировала профсоюзы, созданные сотрудниками Wildberries в Челябинской и Липецкой областях. Эти профсоюзы были приняты в региональные федерации профсоюзов. ...

Европейский рынок eCommerce упал на 7%

В 2022 году электронная коммерция продолжила развиваться как ключевой экономический сектор в большинстве стран Европы, отмечают эксперты ecommerceDB. В среднем, 62% потребителей в Европе использовали онлайн...