Организация доставки при запуске маркетплейса

Игорь Бахарев

Когда вы запускаете маркетплейс, перед вами так или иначе встанет проблема организации логистики. В теории процесс довольно понятный, на практике - нужно одновременно учесть множество факторов. Какие виды доставки обычно используют маркетплейсы, кто такие агрегаторы и консолидаторы - помогут разобраться Илья Макаров, CEO компании-разработчика маркетплейсов CS-Cart и эксперт по запуску e-commerce проектов Дмитрий Ткачик, владелец веб-студии Maurisweb.

Организация логистики - одна из крупнейших статей расходов при запуске маркетплейса. Логистика ручном режиме - это поиск новых  транспортных компаний, подборы тарифов, заключение договоров, формирование отчетности и т.д. или же для этого можно использовать автоматизированные модули, которые возьмут эту систему на себя.

Непроработанная система логистики несет дополнительные  затраты, которые делают работу владельца маркетплейса и продавцов невыгодной. Расходы на содержание или управление движением товаров зачастую занимают более 50% издержек.

Так, например, если вы выбираете формат ручного управления логистикой, то затраты будут выглядеть так:

Оформление заказов вручную = Зарплата сотрудника + ограниченное количество часов в сутки. Такой подход ограничивает скорость оформления и обработки, что, в свою очередь, уже может повлиять на лояльность покупателей при большом потоке. 

Автоматизация потребует больших разовых затрат, однако избавляет от необходимости пристально следить за системой доставки и впоследствии позволяет экономить на количестве сотрудников и на их зарплате. А если они уже есть в штате, то команда сможет выполнять значительно больше других задач. 

Какой бывает доставка

Существует несколько сотен видов доставок на маркетплейсах, но в основном они являются комбинаций 4 основных способов:

1. DBS (Delivery by Seller) - упаковка и доставка силами продавца. Продавец хранит товар у себя, собирает заказ и доставляет покупателю. В этом типе доставки сложно организовать контроль. А отсюда вырастают большие репутационные риски для владельцев площадки. 

2. FBO Fulfilment by Operator (Фулфилмент — это комплекс операций с товаром с момента оформления заказа покупателем до момента получения покупки). В данном случае, хранение товаров, упаковку и доставку берет на себя маркетплейс. Ощутимый плюс здесь - низкие трудозатраты - нужно просто отвезти товары на склад маркетплейса и заниматься генерацией продаж. 

3. FBOs Fulfilment by Operator - отложенная поставка товаров под созданные заказы. Актуально для сезонной продукции, которую нет смысла хранить на складе. Продавец получает уведомления о заказе, подтверждает передает в доставку или же оперативно подготавливает и привозит товар на фулфилмент склад маркетплейса. Преимущество в том, что продавец может дополнительно продавать один и тот же товар через другие каналы. 

4. FBS Fulfilment by Seller Plus - “последняя миля”. Продавец после продажи сам собирает заказ и передает его на сортировочный центр маркетплейса. Площадка передает товар в транспортную компанию, при этом самостоятельно управляет расчетами за доставку. Склад для FBS может быть необорудованным - это выгодно для маркетплейса.  Необходимы лишь 3 складские зоны: прием, сборка заказа, и зона передачи в транспортную компанию. Это не требует высокой квалификации сотрудников и сложной автоматизации. Плюс для продавца в том, что он везет груз не в 20 разных компаний, а в сорт.центр маркетплейса. 

Рассмотрим на примере: Продавец работает по типу DBS и получил заказы в 10 разных транспортных компаний - он развозит их сам. Доставка для покупателя платная, товар - носки по 200 руб, если покупатель закажет их у 10 разных продавцов, с доставкой по 300 руб. за каждую пару, заказ выйдет очень дорогим и его ценность будет утеряна. Если же все это объединится в сортировочном центре в многоместное отправление, то вес всех 10 пар носков не будет превышать лимит по тарификатору и такая отправка будет стоить 300 руб. Чем больше отправлений, тем ниже цена для маркетплейса за счет оборота, по этим моделям работают все ключевые маркетплейсы.


Взаимодействие маркетплейса и служб доставки

Чтобы облегчить маркетплейсу организацию системы логистики на рынке существуют компании-посредники. Они берут на себя взаимодействие между маркетплейсом и курьерскими службами. 

Агрегаторы берут на себя полное взаимодействие и расчеты со службами доставки, но их клиенты не могут влиять на тарифы предоставления услуг.. Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться с ними для получения более выгодных условий сотрудничества. 

Агрегатор – это компания, которая заключает договоры с большим количеством транспортных компаний и предлагает предпринимателям взять на себя все взаимодействие с ними. Маркетплейс в данном случае заключает только один договор с агрегатором и передает ответственность за доставку и целостность груза ему. Посредник имеет выгодные тарифы на услуги транспортных компаний, к которым добавляет свою наценку, добавив к стоимости услуг транспортной компании свой процент. Из плюсов такого формата работы - один договор вместо множества отдельных с каждой компанией.

Недостатки

  • сложная система учета стоимости логистики, учитывая стоимость отправки

  • минимальная скидка для маркетплейса, так как есть надбавка агрегатора

Консолидатор - это проект, уже подключенный к большому количеству транспортных компаний. Он создает заказы в разные ТК под договорами маркетплейса. Вы, как клиент, делаете один запрос, который консолидатор переадресовывает разным службам доставки. Платят за услугу сами службы доставки. Для руководителя маркетплейса - это максимально удобная стратегия с полноценной функциональностью, в рамках которой можно договариваться на более выгодные условия. 

Консолидаторы позволяют маркетплейсу самому общаться со службами доставки для получения более выгодных тарифов и скидок. 

Важно отметить, что универсальной модели доставки и взаимодействия с посредниками не существует. Все зависит от специфики товара. Гибкость при выстраивании логистики, важная часть финансового успеха маркетплейса.

Материал по теме

Как неудачный UX лишает интернет-магазин прибыли: примеры и советы

Материал по теме

ВсеИнструменты.ру рассказал о планах на строительство сети ПВЗ

Материал по теме

Максмарт расширяет логистическую сеть по России

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Ретейлеры добиваются признания ложных отзывов "недобросовестной конкуренцией"

Федеральное общество сетевой торговли (ФОСТ) обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением признать ложные отзывы о товарах и услугах одним из видов недобросовестной конкуренции. Обще...

Маркет расширяет ассортимент китайских товаров и запускает услугу страхования

Яндекс Маркет продолжает активно развиваться, расширяя свои возможности. Теперь на платформе представлен более широкий ассортимент товаров с доставкой напрямую из Китая.  Новая витрина "Находки из Ки...

ROSTIC'S открывает виртуальный мир в Roblox

Сеть ресторанов быстрого обслуживания ROSTIC'S представила свою собственную вселенную на популярной игровой платформе Roblox. Виртуальный мир "ROSTIC'S: Вкусная игра" оформлен в уникальном стиле "гигантизма...

Ozon тестирует новую стратегию для увеличения вовлеченности покупателей

Ozon тестирует ленту отзывов на платформе Ozon Fashion. Это нововведение призвано сделать процесс выбора одежды более увлекательным и интерактивным, приблизив его к опыту социальных сетей. Новая функ...

Как фотографировать товар для ИМ: гид от "Ламбада-маркет"

Многие магазины сталкиваются с проблемой визуализации товаров, стараются с помощью обычных фотографий максимально наглядно показать товар, сделать так, чтобы его должным образом оценил покупатель. Разные площад...

Брендформанс: новый тренд в онлайн-маркетинге

Восприятие бренда становится ключевым фактором, определяющим финансовые результаты бизнеса. Согласно опросу Яндекс Рекламы, все больше компаний выбирают стратегию  брендформанса, которая сочетает задачи мед...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.