Онлайн-торговля за 9 месяцев 2023 года: аналитика АКИТ
Игорь Бахарев
Объем продаж на российском рынке eCommerce в январе-сентябре 2023 года увеличился на 23% по сравнению с показателем за аналогичный период 2022 года и составил 4,3 трлн рублей. Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж составляет 12,5%, тогда как год назад показатель составлял 11%. Об этом говорится в свежем отчёте Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
2,8% (117 млрд рублей) из этой суммы приходится на трансграничный рынок, в свою очередь доля продаж российских компаний онлайн-торговли - 97,2% (4,1 трлн рублей).
Товарное распределение
Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений. В частности, лидирует по продажам бытовая техника и электроника - на товары из этого сегмента россияне потратили в интернете 812,6 млрд рублей, а доля категории в общем объеме продаж составила 18,9%.
Также в топ-5 вошли мебель и товары для дома (720 млрд рублей, 16,7%), одежда и обувь (661 млрд рублей, 15,3%), продукты питания (528 млрд рублей, 12,2%) и товары для красоты и здоровья (349 млрд рублей, 8,1%).
Однако при сохранении первенства товары-лидеры интернет-продаж начинают уступать свои доли другим категориям. Так, на БТиЭ в 2021 году (аналогичный период) приходилось 24,7% всех продаж, в 2022 году - 21,9%, в этом году снижение продолжилось, потеряли проценты также "мебель и товары для дома" и "продукты питания".
В АКИТ отмечают, что снижение доли лидеров интернет-продаж связано с ростом конкуренции в этих категориях. Также на это повлияли изменения в потребительском поведении, в частности, рост интереса к товарам для дома, здоровья и красоты.
В целом, рост объемов онлайн-торговли в России продолжается, что связано с рядом факторов, в том числе с увеличением проникновения интернета, развитием инфраструктуры и расширением ассортимента товаров и услуг, доступных в интернете.
География продаж
С точки зрения региональной структуры интернет-продаж, топ-10 субъектов РФ по итогам девяти месяцев текущего года выглядит следующим образом: лидером является Москва с долей в общем объеме продаж в 18%, следом в рейтинге идут Московская область (9,2%) и Санкт-Петербург (6,1%).
Доля Краснодарского края в общем объеме онлайн-продаж - 5,1%, Ростовской области - 2,9%, Свердловской области - 2,6%, Нижегородской области - 2,2%, Самарской области - 2%, Татарстана - 1,9%, Красноярского края - 1,8%.
"Практически во всех регионах страны увеличился объем онлайн-продаж и, как следствие, вклад в общие показатели - в среднем на 0,3-0,5 процентных пункта", - сказали в ассоциации. В результате заметно сокращаются доли тройки лидеров: к примеру, доля Москвы с января по сентябрь в 2021 году составляла 20,1%, в 2022 году - 19,9%.
Президент АКИТ Артем Соколов обратил внимание на то, что тенденция на масштабирование онлайн-торговли в регионах страны наблюдается с 2020 года. Он отметил, что тренд связан прежде всего с ростом популярности интернет-продаж в России.
"За эти годы компании активно инвестировали в развитие своей логистической инфраструктуры на местах, развивали партнерства с локальными бизнесами, и это напрямую повлияло на повышение качества сервисов и увеличение доступности товаров для всех россиян", - сказал Соколов, слова которого привели в ассоциации.
В АКИТ прогнозируют, что в 2023 году объем онлайн-торговли в России может увеличиться на 25-30% и достигнуть 6,3-6,6 трлн рублей.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте