Очередной промах OZON.ru?

Игорь Бахарев
Очередной промах OZON.ru? - 1 Всем привет и всех с Новым Годом и наступающим Рождеством! Отличные праздники, не находите? Несмотря на это, рабочие будни совсем на носу и нет сил сдерживать трудовые порывы. К тому же, есть очень весомые причины для этого. А причиной, в очередной раз, стал гигант электронной коммерции в России, интернет-магазин OZON.ru, который аккуратно перед Рождеством порадовал, а потом и огорчил своих покупателей досадной акцией. Расскажем о ней чуть подробнее. Согласно условий акции, Озон разослал некоторому количеству своих постоянных покупателей определенные промо-коды, которые можно было активировать на специальной странице сайта и которые давали 3500 баллов, равные максимальной скидке в 3500 рублей (изначально скидка была в 3 000, но потом был найден еще один купон, дающий дополнительные 500). Т.е., например, товар ценой в 10 000 рублей можно было запросто купить за 6500 рублей. Единственным ограничением купона был лимит его скидки - не более 50% от стоимости самого товара. Данные купоны, в общем количестве 7 штук были многоразовыми, т.е. без ограничений по количеству их использования и без привязки к индивидуальному аккаунту в интернет-магазине. По доброй русской традиции, данные купоны и их коды попали в сеть (что, кстати, является вполне обыденной и распространенной практикой в США и Европе) и стали доступны к использованию любым желающим совершить покупку в интернет-магазине Озон. Чем и воспользовалось по скромным подсчетам порядка тысячи (а, возможно, и более) человек.
Искренней радости людей и благодарностей в адрес Ozon.ru не было предела. Очередной промах OZON.ru? - 2
Народ реально делился впечатлениями и полученным удовольствием от сделанных покупок, дополняя эмоции сделанными скриншотами из корзины. Очередной промах OZON.ru? - 3
Помните Аткрытку про то, как женщина зашла в интернет-магазин купить сумку, а ушла с зеленым пальто и как веб-аналитика бессильна? Вы думали, что это прикол? Очередной промах OZON.ru? - 4
Очередной промах OZON.ru? - 5
Народ уже начал подумывать, что Озон закладывает в России свою "черную пятницу", как впрочем, и я лично (главный редактор Миролюбов Владимир - прим. ред.) и даже написал письмо в адрес представителя пресс-службы Оzon.ru с целью поделиться столь необычным для России кейсом. Очередной промах OZON.ru? - 6
Но, нотки сомнения и подозрения к столь лакомой акции всё же проскальзывали. Очередной промах OZON.ru? - 7
На самом деле, акция удалась на славу. Волна покупок была настолько сильная, что человек, оформлявший заказ и отошедший в магазин за сигаретами, возвращался и, продолжая оформлять заказ, обнаруживал, что покупаемого товара уже нет в наличии. Настоящие цифры мы навряд-ли узнаем, то уверены точно - по данной акции упала не одна тысяча заказов. И это за какие-то полдня. Радость покупателей длилась недолго. Позже, у всех, оформивших и оплативших (!) заказы с использованием данных купонов после 17.00 начали... аннулироваться баллы и заказы.
Очередной промах OZON.ru? - 8
Очередной промах OZON.ru? - 9
Причины и формулировки отказов менялись одна за другой. От расплывчатой и нераскрытой: Очередной промах OZON.ru? - 10 до даже такой: Очередной промах OZON.ru? - 11
Тех. поддержка просит подождать до 30 минут при звонке по контактному телефону, а в случае дозвона, не дает ответов и не может внятно разъяснить ситуацию по данному факту. Оскорбленные покупатели начали свое собственное "расследование" и прочитали условия предоставления бонусов, в которых НЕ сказано, что данные промо-коды предоставляются сугубо индивидуально и не должны использоваться или передаваться третьими лицами. Более того, недовольными покупателями уже готовятся иски в Роспотребнадзор. ЖЖ и Хабр начинают бурлить по этому поводу массами... В общем, ничего хорошего не намечается. Вопросов, как обычно, пока больше, чем ответом, поэтому будем следить за развитием событий и не делать преждевременных выводов о том, кто прав или неправ. Мы попросили прокомментировать данную ситуацию и поинтересовались мнением некоторых экспертов рынка e-commerce в России:
egorushkinСергей Егорушкин CEO в Digly.ru Как говорится - комментарии по данному вопросу излишни. Скорее всего, это чисто технический просчет, который вылился вот в такую вот незапланированную акцию из которой сам Озон вышел совсем не победителем. Личное видение и решение проблемы - в момент выявления подобного факта необходимо было остановить работу этих скидочных кодов и просто выполнить обязательства по текущим заказам.
panarin-vitaliyВиталий Панарин Otto Group Russia Ситуация очень щекотливая. С одной стороны мы имеем очень интересный с точки зрения маркетинга кейс. Активность по данной акции действительно большая. С другой стороны, "потери", которые может понести магазин. Я взял "потери" в кавычки, потому что во-первых часть людей купила больше, во-вторых могли быть привлечены новые покупатели в магазин. При этом не очень дорого. Последний "штрих" - репутация. Интересно, как поведет себя Ozon в разрешении этого вопроса. Конкуренция на российском рынке усилилась и доверие к бренду - важная составляющая любого ecommerce проекта. Особенно, учитывая заявление представителей Ozon о том, что продажи "бумажных" книг уменьшаются. А ведь это одна из самых продаваемых у них категорий.

UPD 07.01.13 01:30

Толпа покупателей пытается переписать главу "Интересные факты" об Озоне на веб-энциклопедии Wikipedia, добавив в нее заметку о произошедшем событии. Изменения трутся редакторами, но спустя несколько секунд кто-то снова добавляет запись. Очередной промах OZON.ru? - 14

UPD 07.01.13 8:50

Оскорбленные пользователи создали расширение для Google Chrome, позволяющее в автоматическом режиме выставлять одобрение негативным отзывам на странице Озона на Яндекс.Маркете.

UPD 07.01.13 9:25

Со вчерашнего вечера возникла непонятная ситуация с возвратом средств за оплаченные через пластиковые карты заказы. Деньги за оплаченные заказы в полном объеме возвращены на внутренние счета в личном кабинете Озона. Со слов покупателей, которые пытаются вернуть свои деньги на расчетные счета в банках, денежные средства находятся в холде у продавца и вернуть их без обращения с заявлением в сам Озон об отмене транзакции пока не представляется возможным, несмотря на то, что Озону вполне по силам сделать автоматический возврат средств (что, кстати, и было частично сделано для некоторых покупателей по данной акции). Кто-то уже планирует не ждать установленный Озоном срок рассмотрения заявления и возврата средств (6-9 дней) и напрямую обратиться в свой банк для проведения операции chargeback по причине отказа в предоставлении товара и одновременном отказе в автоматизированном возврате денег магазином.

UPD 07.01.13 10:57

Покупатели начали просыпаться и засыпать все потенциально значимые для покупательской аудитории площадки негативными отзывами: babyblog.ru, fantlab.ru, livejournal.ru

UPD 07.01.13 12:00

Пока по неподтвержденной информации, публикацию на хабре, собравшую огромное количество комментариев, просто напросто удаляют руками администрации, а юзера, опубликовавшего статью, переводят в режим read-only. В отличие от Яндекса, кеш Google равнодушен ко всем и сохранил её.

UPD 07.01.13 13:57

В Твиттере активно продвигается хеш-тег #ОЗОНОБМАНЩИКИ

UPD 07.01.13 16:12

Информация подтвердилась - пост на Хабре удален администрацией самого Хабра с формулировкой "Хабр — не жалобная книга; публикация чужого топика". И это несмотря на то, что удаленная публикация набрала более 100+ и, по правилам Хабра, ее автор получил в распоряжение инвайт для приглашения друга.

UPD 08.01.13 14:00

PR-служба Ozon.ru вышла на связь и сказала, что завтра будут даны официальные комментарии и оценка ситуации. Stay tuned!

UPD 09.01.13 17:00

Никаких комментариев от Ozon.ru пока не последовало. По площадкам рунета продолжается волна перепостов и публикаций отзывов о данной акции. Один из ответов на аннулированый заказ и соответствующий вопрос о приичинах: "Добрый день, ***! Примите, пожалуйста, извинения за доставленные неудобства. Ваш заказ № *** аннулирован по техническим причинам. Вы сможете переоформить заказ в ближайшее время, и он будет доставлен Вам бесплатно. Для переоформления заказа войдите в раздел "Заказы", кликните на номер заказа и нажмите кнопку "Повторить заказ" под его составом. Все позиции автоматически будут перенесены в Вашу корзину, где Вы сможете повторить оформление заказа. Учитывая сложившуюся ситуацию, я назначила Вам бесплатную доставку Вашего нового заказа, оформленного до 07.02.2013 23:59:59. Надеемся на дальнейшее сотрудничество. Важное уточнение по поводу негативной критики в адрес Яндекса - волна негативных и других (!) отзывов по Озону на площадке Яндекс.Маркет погасилась еще на первом этапе публикации, т.е. спам-бот тупо не пропускал вообще любые отзывы из-за резкого скачка активности. Дата публикации любых отзывов прерывалась на 5 января 2013 года.

UPD 09.01.13 17:00

Поступил официальный ответ Озон.ру

UPD 11.01.13 13:00

Вышла очень интересная передача с участием представителей разных сторон, так или иначе задействованных в сложившейся ситуации, которые и поясняют произошедшие действия со своей стороны.
Коллеги, а что думаете вы по этой ситуации и как бы вы поступили на месте Озона?
Материал по теме

Ozon начал продажи катеров и яхт

Материал по теме

Ozon лидирует по популярности и доверию среди маркетплейсов

Материал по теме

Ozon и ВКонтакте запускают инструмент для продвижения товаров через блогеров

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Эмодзи, мемы и живой диалог: какого общения ждут ваши покупатели

65% россиян считают, что тон коммуникации влияет на восприятие компании. Более половины опрошенных (54%) хотят, чтобы бренды общались дружелюбно и человечно, 24% предпочитают формальный стиль, а 18% - кратк...

57% россиян заказывают доставку для близких несколько раз в месяц

Сервис доставки "Купер" и "СберМобайл" выяснили, как россияне используют онлайн-сервисы для заботы о близких. По данным опроса, 57% респондентов заказывают доставку родным несколько раз в месяц, а 96% считают ц...

Авито запускает аналитику спроса для онлайн-продавцов

Авито представил бесплатный аналитический инструмент для оценки спроса на товары. Сервис позволит продавцам определять перспективные ниши, анализировать тренды и корректировать ассортимент перед запуском би...

Amazon развивает сервис быстрой доставки продуктов в городах Великобритании

Amazon запустил сервис 15-минутной доставки продуктов питания в ряде городов Великобритании, заключив национальное партнёрство с сервисом мгновенной доставки GoPuff. После успешного тестирования в ма...

"Иль де Ботэ" сокращает сроки доставки в регионы

Бьюти-ритейлер "Иль де Ботэ" (ИДБ) внедряет новую логистическую систему, которая позволит доставлять заказы клиентам в регионах за 1–2 дня вместо прежних пяти и более. Это особенно актуально для городов, гд...

А ты кто такой? Как вы теряете клиентов из-за проблем с идентификацией

Аналитическая компания Elephant опубликовала отчет "Кризис идентификации: невидимый барьер для роста глобального eCommerce", который выявляет ключевые препятствия для развития онлайн-торговли. Основная ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.