Настроение малого и среднего бизнеса в кризис
Игорь Бахарев
В кризис малый и средний бизнес всегда попадает в зону риска: небольшие компании меньше защищены от влияния внешних факторов, они не получают дотации от правительства и каждый день день конкурируют с ключевыми игроками рынка.
Поэтому предприниматели вынуждены оперативно принимать решения, которые обеспечат им, если не рост, то поддержание стабильности. Портал Tiu.ru спросил своих клиентов о том, как они справляются с кризисом.
Опрос проводился с 10 по 15 марта 2015 года по email. В исследовании приняли участие только компании, зарегистрированные на
Малый и средний бизнес, представленный на портале Tiu.ru - это, как правило, небольшие компании, со штатом не более 10 человек (70% опрошенных), основным видом деятельности которых является торговля. 71% компаний ведут интернет-бизнес от 1 до 5 лет.
Среди угроз для бизнеса предприниматели отметили макрофакторы - валютные колебания, политическую ситуацию, так же 68% опасаются ухудшения потребительских настроений. У 43% респондентов в 2014 году доход вырос, у 33% - не изменился и только 24% предпринимателей отметили, что доход снизился.
Но, в целом, предприниматели позитивно настроены, не поддаются панике, "не смотрят телевизор" и стараются больше работать. Однако, у каждого свой подход к ведению бизнеса в новых условиях.
Многие компании решили заморозить цены 2014 года, чтобы конкурировать с теми, кто их повысил, либо снизить, за счёт оптимизации расходов, пересмотра себестоимости продукции. И только несколько респондентов ответили, что планируют цены повышать. Чтобы меньше зависит от валютных колебаний, предприниматели заменяют импортные составляющие товарами российского производства. Кризис заставил компании по-новому посмотреть на свой бизнес: кто-то пересматривает ассортимент, кто-то открывает новые направления работы и закрывает убыточные.
Особенно ценно то, что в новых условиях предприниматели стали более внимательны к своим клиентам: внедряют дополнительные бесплатные сервисы, больше работают индивидуально, тщательно изучая потребности, предлагают новые условия работы. Многие увеличили свои расходы на продвижение, и это принесло свои результаты.
Существенная часть опрошенных отметила, что увеличилось количество заявок и обращение клиентов, но, безусловно, не всех из них переросли в заказы. Некоторые компании отметили, что объем продаж вырос, но при этом снизился средний чек. Главное, по мнению предпринимателей - получилось удержать клиентов, увеличение повторных продаж говорит о стабильности бизнеса.
Также некоторые респонденты отметили, что пока рано говорить о результатах, т.к. прошло мало времени или не наступил сезон. В кризис улучшается качество клиентской базы, недобросовестные клиенты, постоянно задерживающие оплату, уходят.
Среди наиболее эффективных в кризис инструментов большинство респондентов посчитало перспективным размещение на маркетплейсах, совсем нет доверия к мобильной рекламе и смс-рассылкам. Сейчас предприниматели уже активно используют seo-оптимизацию, контекстную рекламу, email-рассылки, smm и доски объявлений.
"Безусловно радует тот факт, что предприниматели столь решительно настроены в непростых условиях" - комментирует Евгений Иванов, руководитель портала Tiu.ru.
По мнению Евгения, в антикризисных мерах компаний чётко прослеживаются две тенденции, которые положительно влияют на бизнес в целом. Во-первых, это оптимизация затрат, если раньше у предпринимателей не было времени пересмотреть свои расходы, то сейчас снижение затрат поможет не только продержаться в кризис, но и увеличить прибыль в будущем.
Во-вторых, это стремление сохранить существующих клиентов. Компании, начинают больше прислушиваться к своим клиентам, чтобы работать максимально эффективно по существующим направлениям и развивают новые сервисы, позволяющие им вести неценовую конкуренцию с другими участниками рынка. Эти тенденции реализуются предпринимателями в размещении интернет-магазинов на маркетплейсах. Используя этот инструмент, компании экономят на контекстной рекламе, seo-продвижении и создании сайта.
Более того, маркетплейсы дают возможность получить обратную связь от клиентов с помощью отзывов. Даже в обычной ситуации такие порталы - сильный маркетинговый инструмент, который позволяет привлечь дополнительный трафик на сайт при минимальных затратах.
Так происходит, потому что для покупателей маркетплейсы - удобный инструмент для сравнения цен и проверки безопасности продавца с помощью рейтингов и отзывов от других покупателей. Кроме того, помимо гарантий, предусмотренных законом, порталы создают свою собственную систему защиты покупателей от недобросовестных продавцов.
Эти сервисы и инструменты, реализованные на маркетплейсах, создают мощный фундамент для поддержания и развития малого и среднего бизнеса в интернете, как в кризис, так и после стабилизации ситуации на рынке.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте