Настроение малого и среднего бизнеса в кризис 

Игорь Бахарев

В кризис малый и средний бизнес всегда попадает в зону риска: небольшие компании меньше защищены от влияния внешних факторов, они не получают дотации от правительства и каждый день день конкурируют с ключевыми игроками рынка.

Поэтому предприниматели вынуждены оперативно принимать решения, которые обеспечат им, если не рост, то поддержание стабильности. Портал Tiu.ru спросил своих клиентов о том, как они справляются с кризисом.

Опрос проводился с 10 по 15 марта 2015 года по email. В исследовании приняли участие только компании, зарегистрированные на Tiu.ru. Анкета включала в себя 17 закрытых и 3 открытых вопроса. Устных интервью в ходе данного исследования не проводилось.

Малый и средний бизнес, представленный на портале Tiu.ru - это, как правило, небольшие компании, со штатом не более 10 человек (70% опрошенных), основным видом деятельности которых является торговля. 71% компаний ведут интернет-бизнес от 1 до 5 лет.

stat-1

Среди угроз для бизнеса предприниматели отметили  макрофакторы - валютные колебания, политическую ситуацию, так же 68% опасаются ухудшения потребительских настроений. У 43% респондентов в 2014 году доход вырос, у 33% - не изменился и только 24% предпринимателей отметили, что доход снизился.

stat-2

Но, в целом, предприниматели позитивно настроены, не поддаются панике, "не смотрят телевизор" и стараются больше работать. Однако, у каждого свой подход к ведению бизнеса в новых условиях.

Многие компании решили заморозить цены 2014 года, чтобы конкурировать с теми, кто их повысил, либо снизить, за счёт оптимизации расходов, пересмотра себестоимости продукции. И только несколько респондентов ответили, что планируют цены повышать. Чтобы меньше зависит от валютных колебаний, предприниматели заменяют импортные составляющие товарами российского производства. Кризис заставил компании по-новому посмотреть на свой бизнес: кто-то пересматривает ассортимент, кто-то открывает новые направления работы и закрывает убыточные.

Особенно ценно то, что в новых условиях предприниматели стали более внимательны к своим клиентам: внедряют дополнительные бесплатные сервисы, больше работают индивидуально, тщательно изучая потребности, предлагают новые условия работы. Многие увеличили свои расходы на продвижение, и это принесло свои результаты.

stat-3

Существенная часть опрошенных отметила, что увеличилось количество заявок и обращение клиентов, но, безусловно, не всех из них переросли в заказы. Некоторые компании отметили, что объем продаж вырос,  но при этом снизился средний чек. Главное, по мнению предпринимателей - получилось удержать клиентов, увеличение повторных продаж говорит о стабильности бизнеса.

Также некоторые респонденты отметили, что пока рано говорить о результатах, т.к. прошло мало времени или не наступил сезон. В кризис улучшается качество клиентской базы, недобросовестные клиенты, постоянно задерживающие оплату, уходят.

Среди наиболее эффективных в кризис инструментов большинство респондентов посчитало перспективным размещение на  маркетплейсах, совсем нет доверия к мобильной рекламе и смс-рассылкам. Сейчас предприниматели уже активно используют seo-оптимизацию, контекстную рекламу, email-рассылки, smm и доски объявлений.

stat-4

"Безусловно радует тот факт, что предприниматели столь решительно настроены в непростых условиях" - комментирует Евгений Иванов, руководитель портала Tiu.ru.

По мнению Евгения, в антикризисных мерах компаний чётко прослеживаются две тенденции, которые положительно влияют на бизнес в целом. Во-первых, это оптимизация затрат, если раньше у предпринимателей не было времени пересмотреть свои расходы, то сейчас снижение затрат поможет не только продержаться в кризис, но и увеличить прибыль в будущем.

Во-вторых, это стремление сохранить существующих клиентов. Компании, начинают больше прислушиваться к своим клиентам, чтобы работать максимально эффективно по существующим направлениям и развивают новые сервисы, позволяющие им вести неценовую конкуренцию с другими участниками рынка. Эти тенденции реализуются предпринимателями в размещении интернет-магазинов на маркетплейсах. Используя этот инструмент, компании экономят на контекстной рекламе, seo-продвижении и создании сайта.

Более того, маркетплейсы дают возможность получить обратную связь от клиентов с помощью отзывов. Даже в обычной ситуации такие порталы - сильный маркетинговый инструмент, который позволяет привлечь дополнительный трафик на сайт при минимальных затратах. 

Так происходит, потому что для покупателей маркетплейсы - удобный инструмент для сравнения цен и проверки безопасности продавца с помощью рейтингов и отзывов от других покупателей. Кроме того, помимо гарантий, предусмотренных законом, порталы создают свою собственную систему защиты покупателей от недобросовестных продавцов.

Эти сервисы и инструменты, реализованные на маркетплейсах, создают мощный фундамент для поддержания и развития малого и среднего бизнеса в интернете, как в кризис, так и после стабилизации ситуации на рынке.

Материал по теме

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Материал по теме

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Материал по теме

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries закрыл доступ к данным: рынок eСommerce аналитики остановлен

Wildberries на прошлой неделе ограничил внешний доступ к своим данным. В результате сторонние аналитические сервисы перестали видеть актуальные продажи, заказы и остатки товаров. Для всех позиций в каталоге...

Репутационный апгрейд корпоративного приложения: рост рейтинга на 80% за 9 месяцев

Мобильное приложение в B2B — это не просто удобный инструмент, а показатель зрелости и надежности сервиса. Именно через него сотрудники взаимодействуют с продуктом, и именно по его оценке в сторах компании-з...

Wildberries и Ozon вновь повышают комиссии для продавцов

Два крупнейших российских маркетплейса, Wildberries и Ozon, практически синхронно объявили о повышении тарифов для продавцов, которое вступит в силу в конце сентября – начале октября 2025 года.  Wildberr...

"Золотое Яблоко" собрало на онлайн-витрине российские бренды

Сеть "Золотое Яблоко" представила на своей цифровой платформе раздел "Бренды из России", объединивший около 100 тысяч товаров от 2400 отечественных производителей. Ассортимент будет постоянно пополнятьс...

Яндекс Еда запускает мультиплатформенные заказы

Яндекс Еда запустила по всей России функцию "Мультизаказ", позволяющую объединять в одном заказе товары из двух разных точек - будь то два ресторана, два магазина или их комбинация. Ранее пилотный проект тестир...

Ozon расширяет доставку "по клику" для непищевых товаров

 Ozon расширил на регионы сервис доставки товаров "по клику курьером". Услуга, ранее доступная в Москве, стала работать во всех городах присутствия сервиса Ozon Fresh. Новый формат позволяет покупате...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.