Настроение малого и среднего бизнеса в кризис 

Игорь Бахарев

В кризис малый и средний бизнес всегда попадает в зону риска: небольшие компании меньше защищены от влияния внешних факторов, они не получают дотации от правительства и каждый день день конкурируют с ключевыми игроками рынка.

Поэтому предприниматели вынуждены оперативно принимать решения, которые обеспечат им, если не рост, то поддержание стабильности. Портал Tiu.ru спросил своих клиентов о том, как они справляются с кризисом.

Опрос проводился с 10 по 15 марта 2015 года по email. В исследовании приняли участие только компании, зарегистрированные на Tiu.ru. Анкета включала в себя 17 закрытых и 3 открытых вопроса. Устных интервью в ходе данного исследования не проводилось.

Малый и средний бизнес, представленный на портале Tiu.ru - это, как правило, небольшие компании, со штатом не более 10 человек (70% опрошенных), основным видом деятельности которых является торговля. 71% компаний ведут интернет-бизнес от 1 до 5 лет.

stat-1

Среди угроз для бизнеса предприниматели отметили  макрофакторы - валютные колебания, политическую ситуацию, так же 68% опасаются ухудшения потребительских настроений. У 43% респондентов в 2014 году доход вырос, у 33% - не изменился и только 24% предпринимателей отметили, что доход снизился.

stat-2

Но, в целом, предприниматели позитивно настроены, не поддаются панике, "не смотрят телевизор" и стараются больше работать. Однако, у каждого свой подход к ведению бизнеса в новых условиях.

Многие компании решили заморозить цены 2014 года, чтобы конкурировать с теми, кто их повысил, либо снизить, за счёт оптимизации расходов, пересмотра себестоимости продукции. И только несколько респондентов ответили, что планируют цены повышать. Чтобы меньше зависит от валютных колебаний, предприниматели заменяют импортные составляющие товарами российского производства. Кризис заставил компании по-новому посмотреть на свой бизнес: кто-то пересматривает ассортимент, кто-то открывает новые направления работы и закрывает убыточные.

Особенно ценно то, что в новых условиях предприниматели стали более внимательны к своим клиентам: внедряют дополнительные бесплатные сервисы, больше работают индивидуально, тщательно изучая потребности, предлагают новые условия работы. Многие увеличили свои расходы на продвижение, и это принесло свои результаты.

stat-3

Существенная часть опрошенных отметила, что увеличилось количество заявок и обращение клиентов, но, безусловно, не всех из них переросли в заказы. Некоторые компании отметили, что объем продаж вырос,  но при этом снизился средний чек. Главное, по мнению предпринимателей - получилось удержать клиентов, увеличение повторных продаж говорит о стабильности бизнеса.

Также некоторые респонденты отметили, что пока рано говорить о результатах, т.к. прошло мало времени или не наступил сезон. В кризис улучшается качество клиентской базы, недобросовестные клиенты, постоянно задерживающие оплату, уходят.

Среди наиболее эффективных в кризис инструментов большинство респондентов посчитало перспективным размещение на  маркетплейсах, совсем нет доверия к мобильной рекламе и смс-рассылкам. Сейчас предприниматели уже активно используют seo-оптимизацию, контекстную рекламу, email-рассылки, smm и доски объявлений.

stat-4

"Безусловно радует тот факт, что предприниматели столь решительно настроены в непростых условиях" - комментирует Евгений Иванов, руководитель портала Tiu.ru.

По мнению Евгения, в антикризисных мерах компаний чётко прослеживаются две тенденции, которые положительно влияют на бизнес в целом. Во-первых, это оптимизация затрат, если раньше у предпринимателей не было времени пересмотреть свои расходы, то сейчас снижение затрат поможет не только продержаться в кризис, но и увеличить прибыль в будущем.

Во-вторых, это стремление сохранить существующих клиентов. Компании, начинают больше прислушиваться к своим клиентам, чтобы работать максимально эффективно по существующим направлениям и развивают новые сервисы, позволяющие им вести неценовую конкуренцию с другими участниками рынка. Эти тенденции реализуются предпринимателями в размещении интернет-магазинов на маркетплейсах. Используя этот инструмент, компании экономят на контекстной рекламе, seo-продвижении и создании сайта.

Более того, маркетплейсы дают возможность получить обратную связь от клиентов с помощью отзывов. Даже в обычной ситуации такие порталы - сильный маркетинговый инструмент, который позволяет привлечь дополнительный трафик на сайт при минимальных затратах. 

Так происходит, потому что для покупателей маркетплейсы - удобный инструмент для сравнения цен и проверки безопасности продавца с помощью рейтингов и отзывов от других покупателей. Кроме того, помимо гарантий, предусмотренных законом, порталы создают свою собственную систему защиты покупателей от недобросовестных продавцов.

Эти сервисы и инструменты, реализованные на маркетплейсах, создают мощный фундамент для поддержания и развития малого и среднего бизнеса в интернете, как в кризис, так и после стабилизации ситуации на рынке.

Материал по теме

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

Материал по теме

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

Материал по теме

Что россияне покупают весной на маркетплейсах: аналитика Мегамаркет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Почему закрылся интернет-магазин "Мираторг": взлёт и падение eGrocery-площадок в России

Рынок eGrocery в последние годы стал одним из драйверов российского eCommerce. Однако на каждый успешный проект приходится много провальных. Специалист в области организации и управления продуктовыми интерне...

Яндекс.Маркет выведет на рынок одежды собственные бренды

В марте 2024 года Яндекс подал заявки на регистрацию товарных знаков Tame, Muted и Humanform. Как стало известно "Ъ", компания планирует развивать направление собственных брендов одежды в среднем ценовом се...

Ozon пошёл на уступки владельцам ПВЗ (или нет)

После протестов владельцев ПВЗ Ozon, возмущённых новым сбором, который вводит площадка, представители компании провели ряд встреч с партнерами и профильными ассоциациями. В результате в Ozon вроде бы принял...

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Как трансформировался спрос на доставку на маркетплейсы, изменились требования селлеров и как менялась эта услуга в последние несколько лет рассказал руководитель отдела продуктов и ценообразования "Курьер С...

Доставка еды в России: суши vs пицца

Спрос на доставку еды в России в 2023 году вырос на 31% по сравнению с 2022 годом. Об этом свидетельствуют данные исследования онлайн-академии MAED.  Суши остаются лидером по популярности, но пицца б...

Яндекс Маркет и GFK: Как москвичи покупают в онлайне

В ежегодном опросе Яндекс Маркет и компания GfK Rus проанализировали потребительские тренды интернет-покупателей из Москвы. Эксперты выявили основные паттерны поведения и предпочтения жителей города при сов...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.