Логистика и eCommerce: в ожидании изменений
Игорь Бахарев
Маркетплейсы смотрят на соседей
Успех западных и восточных маркетплейсов мотивирует российский бизнес. Отечественные проекты, которые используют эту модель, явно стремятся повторить путь международных гигантов, называя себя то "Российским Aliexpress", то "Российским Amazon". Это копирование заметно и в логистической стратегии маркетплейсов.Так, Amazon давно и активно развивает собственную логистическую составляющую. Вложив колоссальные средства, компания открыла фулфилмент-центры в 54 городах США и дала возможность покупателям из этих и ближайших населённых пунктов получать заказы в этот же или на следующий день. Тем самым Amazon сформировал новый стандарт доставки, которому вынуждены следовать и другие логистические игроки страны.
Стремление к самостоятельности в логистике характерно и для азиатских маркетплейсов. Не зря логистический проект Alibaba Group - компания Cainiao - считается одним из лидеров китайского рынка доставки и уже вышел на международную арену.
При этом китайцы больше склонны к поиску партнёров на местах. Главным для китайских предпринимателей всегда остаётся вопрос выгоды, поэтому они ищут конкурентные сроки за минимальную цену, которая позволит им обеспечить бесплатную для клиента доставку. Комфорт и дополнительные сервисы здесь имеют второстепенное значение. Так что приоритетными партнёрами для китайских предпринимателей всегда становятся почтовые госкомпании, способные предложить низкие цены за счёт огромных объёмов. Вспомните, как Aliexpress заходил в Россию. Первым логистическим партнёром Alibaba Group была почта, за пределами страны перевозку также осуществляли государственные предприятия.
То, как выстраивают свою логистику российские маркетплейсы, говорит о приоритете модели Amazon. Яндекс уже заявил о готовности инвестировать в логистические комплексы в регионах для маркетплейса "Беру" и вкладывает 500 млн в терминал в Ростовской области, а "Сбербанк" в прошлом году всерьёз рассматривал возможность выдачи заказов в своих отделениях и, судя по всему, не отказался от этой идеи.
Однако не все смогут позволить себе логистическую независимость. Например, Goods.ru сейчас обеспечивает доставку в регионы с помощью партнёров и маловероятно, что компания заменит их собственной службой.
Развитие логистической инфрастуктуры в регионах вполне под силу столь мощным игрокам, как "Сбербанк" и "Яндекс". Однако пример Goods.ru показывает, что при недостаточно высоких темпах роста сосредоточенность на собственных ресурсах приведёт к медленному расширению географии продаж: Goods.ru был запущен весной 2017 года, но вплоть до октября 2018 продавал в границах Москвы и Московской области.
После запуска доставки в 90 городах европейской части России компания отчиталась, что на регионы приходится порядка 40% продаж. Очевидно, что ограничив географию работы, маркетплейс теряет значительные деньги.
Что будет с логистикой?
Развитие отечественных маркетплейсов безусловно скажется на игроках логистического рынка: у фулфилмент-операторов в недалёком будущем появятся непростые конкуренты, а службам доставки придётся пересмотреть стандарты своей работы.Скорее всего, крупные маркетплейсы по примеру Amazon, сделают ставку на скорость доставки. Российские реалии потребуют от них также обеспечить достаточно высокий уровень сервиса для получателя. Понятно, что создание собственной логистической системы потребует значительных вложений, времени и затрат на содержание в дальнейшем.
Пока логистическая сеть создаётся, крупные маркетплейсы будут взаимодействовать с существующими игроками. А их более слабым конкурентам понадобится постоянная поддержка логистов, чтобы продавать на территории всей страны.
Вообще необходимости заниматься магистральной логистикой самостоятельно у этих проектов нет - партнёров по доставке на рынке достаточно. Как показывает пример Ozon, созданные для собственных нужд логистические подразделения могут успешно выполнять внутренние задачи, но доставка чужих заказов не приносит им значительной прибыли. Так что выстраивая собственную сеть, маркетплейсы не смогут рассчитывать на дополнительные доходы.
С другой стороны, у ритейлеров есть острая потребность в фулфилмент-центрах, особенно в регионах. Для роста и развития им не хватает миллионов квадратных метров по всей стране. Эта проблема остро стоит даже перед крупными продавцами, а для маркетплейсов вопрос создания таких центров становится ключевым на ближайшие несколько лет.
И именно в строительство крупных современных фулфилмент-центров инвесторы маркетплейсов будут вкладывать средства в первую очередь.
Службам доставки придётся перестраиваться уже в ближайшие три года. Чтобы предложить маркетплейсам полный цикл обработки заказов, компании будут объединяться с фулфилмент-операторами, включать в свой функционал "первую милю" как в Москве, так и в регионах.
Ведущие игроки укрупнятся не только за счёт поглощения мелких конкурентов в Москве и Санкт-Петербурге, но и активного присоединения региональных компаний, способных стать базой для развития терминалов.
Рост числа логистических комплексов в регионах приведёт к значительному сокращению сроков доставки. Вполне реально, что к 2021 году доставка на следующий день после оформления заказа станет нормой во всех крупных российских городах. Особенно, если параллельно с маркетплейсами в региональную логистику будут вкладываться крупные интернет-магазины и службы доставки.
Локомотив для малого бизнеса
Ускорение межрегиональной логистики и развитие "первой мили" напрямую повлияют на продажи малых и средних интернет-магазинов. Чем короче сроки доставки и больше возможностей для приёма грузов обеспечат логисты, тем быстрее будет расти число заказов у региональных предпринимателей. Это коснётся всех продавцов, не зависимо от их сотрудничества с маркетплейсами.Соответственно мы можем ожидать как роста активности, так и увеличения числа малых игроков российского рынка e-commerce во всех регионах уже в ближайшие пять лет.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте