LOGO

Логистика и eCommerce: в ожидании изменений

Игорь Бахарев
29 Января 2019, в 11:10, в Новости e-commerce, в сюжете: логистика, Беру, ozon, alibaba, aliexpress, amazon
Появление крупных маркетплейсов ("Беру", Goods, Tmall и т.п.) - один из основных трендов отечественной eСommrece последних двух лет. В ближайшие три года маркетплейсы отвоюют не менее 15-20% российского рынка. Ориентируясь на них, перестроится и логистика. Руководитель производственного департамента службы доставки Boxberry Михаил Конев поделился прогнозом, какие изменения ждут рынок.

Маркетплейсы смотрят на соседей

Успех западных и восточных маркетплейсов мотивирует российский бизнес. Отечественные проекты, которые используют эту модель, явно стремятся повторить путь международных гигантов, называя себя то "Российским Aliexpress", то "Российским Amazon". Это копирование заметно и в логистической стратегии маркетплейсов.

Так, Amazon давно и активно развивает собственную логистическую составляющую. Вложив колоссальные средства, компания открыла фулфилмент-центры в 54 городах США и дала возможность покупателям из этих и ближайших населённых пунктов получать заказы в этот же или на следующий день. Тем самым Amazon сформировал новый стандарт доставки, которому вынуждены следовать и другие логистические игроки страны.

Стремление к самостоятельности в логистике характерно и для азиатских маркетплейсов. Не зря логистический проект Alibaba Group - компания Cainiao - считается одним из лидеров китайского рынка доставки и уже вышел на международную арену.

При этом китайцы больше склонны к поиску партнёров на местах. Главным для китайских предпринимателей всегда остаётся вопрос выгоды, поэтому они ищут конкурентные сроки за минимальную цену, которая позволит им обеспечить бесплатную для клиента доставку. Комфорт и дополнительные сервисы здесь имеют второстепенное значение. Так что приоритетными партнёрами для китайских предпринимателей всегда становятся почтовые госкомпании, способные предложить низкие цены за счёт огромных объёмов. Вспомните, как Aliexpress заходил в Россию. Первым логистическим партнёром Alibaba Group была почта, за пределами страны перевозку также осуществляли государственные предприятия.

То, как выстраивают свою логистику российские маркетплейсы, говорит о приоритете модели Amazon. Яндекс уже заявил о готовности инвестировать в логистические комплексы в регионах для маркетплейса "Беру" и вкладывает 500 млн в терминал в Ростовской области, а "Сбербанк" в прошлом году всерьёз рассматривал возможность выдачи заказов в своих отделениях и, судя по всему, не отказался от этой идеи.

Однако не все смогут позволить себе логистическую независимость. Например, Goods.ru сейчас обеспечивает доставку в регионы с помощью партнёров и маловероятно, что компания заменит их собственной службой.

Развитие логистической инфрастуктуры в регионах вполне под силу столь мощным игрокам, как "Сбербанк" и "Яндекс". Однако пример Goods.ru показывает, что при недостаточно высоких темпах роста сосредоточенность на собственных ресурсах приведёт к медленному расширению географии продаж: Goods.ru был запущен весной 2017 года, но вплоть до октября 2018 продавал в границах Москвы и Московской области.

После запуска доставки в 90 городах европейской части России компания отчиталась, что на регионы приходится порядка 40% продаж. Очевидно, что ограничив географию работы, маркетплейс теряет значительные деньги.

Что будет с логистикой?

Развитие отечественных маркетплейсов безусловно скажется на игроках логистического рынка: у фулфилмент-операторов в недалёком будущем появятся непростые конкуренты, а службам доставки придётся пересмотреть стандарты своей работы.

Скорее всего, крупные маркетплейсы по примеру Amazon, сделают ставку на скорость доставки. Российские реалии потребуют от них также обеспечить достаточно высокий уровень сервиса для получателя. Понятно, что создание собственной логистической системы потребует значительных вложений, времени и затрат на содержание в дальнейшем.

Пока логистическая сеть создаётся, крупные маркетплейсы будут взаимодействовать с существующими игроками. А их более слабым конкурентам понадобится постоянная поддержка логистов, чтобы продавать на территории всей страны.

Вообще необходимости заниматься магистральной логистикой самостоятельно у этих проектов нет - партнёров по доставке на рынке достаточно. Как показывает пример Ozon, созданные для собственных нужд логистические подразделения могут успешно выполнять внутренние задачи, но доставка чужих заказов не приносит им значительной прибыли. Так что выстраивая собственную сеть, маркетплейсы не смогут рассчитывать на дополнительные доходы.

С другой стороны, у ритейлеров есть острая потребность в фулфилмент-центрах, особенно в регионах. Для роста и развития им не хватает миллионов квадратных метров по всей стране. Эта проблема остро стоит даже перед крупными продавцами, а для маркетплейсов вопрос создания таких центров становится ключевым на ближайшие несколько лет.

И именно в строительство крупных современных фулфилмент-центров инвесторы маркетплейсов будут вкладывать средства в первую очередь.

Службам доставки придётся перестраиваться уже в ближайшие три года. Чтобы предложить маркетплейсам полный цикл обработки заказов, компании будут объединяться с фулфилмент-операторами, включать в свой функционал "первую милю" как в Москве, так и в регионах.

Ведущие игроки укрупнятся не только за счёт поглощения мелких конкурентов в Москве и Санкт-Петербурге, но и активного присоединения региональных компаний, способных стать базой для развития терминалов.

Рост числа логистических комплексов в регионах приведёт к значительному сокращению сроков доставки. Вполне реально, что к 2021 году доставка на следующий день после оформления заказа станет нормой во всех крупных российских городах. Особенно, если параллельно с маркетплейсами в региональную логистику будут вкладываться крупные интернет-магазины и службы доставки.

Локомотив для малого бизнеса

Ускорение межрегиональной логистики и развитие "первой мили" напрямую повлияют на продажи малых и средних интернет-магазинов. Чем короче сроки доставки и больше возможностей для приёма грузов обеспечат логисты, тем быстрее будет расти число заказов у региональных предпринимателей. Это коснётся всех продавцов, не зависимо от их сотрудничества с маркетплейсами.

Соответственно мы можем ожидать как роста активности, так и увеличения числа малых игроков российского рынка e-commerce во всех регионах уже в ближайшие пять лет.
Похожие статьи и интервью
Как покупают детские товары: аналитика магазина "Дочки-сыночки"
Российский рынок в 2018 году: данные НАДТ
Маркетплейсы как вызов для брендов и шанс для крафтовых продавцов
Что покупали россияне в 2018 году: данные Goods.ru
Что могут дать соцсети для увеличения онлайн-продаж?
Что такое KPI и как за них бороться?
Как ищут, выбирают и покупают смартфоны: аналитика "Яндекса"
Продажи на каникулах: данные "Маркета" и Ozon
Дмитрий Алексеев (DNS): ДНС однозначно самая большая в стране розничная сеть на рынке БТиЭ
Закон о товарных агрегаторах: всё, что надо знать и уметь
Рынок в ожидании фармы: интервью c Ozon и Mail.ru
Когда eСommerce в России полностью перейдет на электронный документооборот?
Рынок электронной коммерции в Беларуси: аналитика Deal.by
Цифры года: сводная аналитика
Как слушать пользователей и повысить конверсию на 15%: кейс Askona
Пять советов как улучшить свою репутацию в эпоху «Андромеды»
Евгений Пляхин, Freshlocker: О продуктоматах коротко и по делу
Сибирский eCommerce: тренды и итоги года
Data Insight подвела итоги года
Илья Елпанов ("Ешь деревенское"): "Люди хотят следить за тем, что они едят. Мы вписываемся в эту концепцию"
eCommerce вырос на 16% за год: данные РАЭК
Онлайн-рынок лекарств: аналитика Data Insight
Почему ваши клиенты отказываются от покупки: аналитика SAP
Трафик, покупатели, сегменты: аналитика от Promodo
Дмитрий Костыгин: "На российском рынке eСommerce никто за два года существенно так и не продвинулся"
Закон об агрегаторах на практике: что надо знать и уметь
«ВКонтакте» для бизнеса: продажи, реклама, общение
Антон Ануфриев, Vitamin Ventures: Мы ушли от подписки в сторону цикличного потребления
Ретейлу предсказали гибридное будущее
eGrocery в США: тренд на свежесть
Как покупают россияне: аналитика GfK и "Маркета"
Как попасть на первые строчки выдачи: факторы ранжирования "Яндекса" и Google
Кейс Imperiatechno.ru: как проверить 5 гипотез в «Брошенной корзине» и получить рост конверсии до 40%
Покупатели полюбили онлайн: статистика по российскому eCommere от Nielsen
Эксперты: eGrocery в России будет расти на 26-27% в год
Обвала не будет: чего ждать бизнесам от сайтов в новогодние праздники
Социальный eCommerce продал на 600 миллиардов: аналитика Data Insight
Особенности национального e-Commerce в предновогодний период
Распродажная логистика: проблемы и решения
Куда идём: избранные цитаты знатоков российского eCommerce с конференции FuturEcommerce
Розничный экспорт товаров через интернет: аналитика Data Insight и eBay
Как пережить «черную пятницу»
Внедрение СМС маркетинга: Страхи, мифы, боли
Ключевые драйверы развития eGrocery до 2025 года: версия Tetra Pak
Покупка онлайн-кассы: несколько советов
Чек-лист: как провести ребрендинг
Лидия Палубина (Reckitt Benckiser): eCommerce — один из самых выгодных каналов
Прямая дорога к покупателю: как это делает производитель
Кейс Rozetka: как увеличить продажи из соцсетей на 88% с помощью оптимизации контента
Сила согласия: как заниматься рассылками и не нарушать закон о рекламе
Что ищут ваши покупатели: предновогодний обзор "Яндекса"
Рейтинг лучших колл-центров в eGrocery
"Всех излечит, исцелит": как "фидотерапия" поможет вашим продажам
Эра ecommerce-2018: когда Россия догонит Запад
Денис Васильев ("Перекрёсток") о eCommerce-планах компании
Продажа лекарств онлайн: юридические тонкости на примере кейса Ozon
Упаковка в эпоху e-commerce: изменения в подходах, технологиях и материалах
Эксперты ждут "взрыва" на рынке eGrocery
Лю Вэй (глава AliExpress) о планах компании на Россию
"Рост отрасли есть, но микроскопический": последние цифры от НАДТ
22 золотых правила электронной торговли
"В эту комнату толпою умывальники влетят" или как мы увеличили продажи ИМ сантехники
Продаёте на UA? Учите украинский!
Российский кроссбордер утроится: аналитика Morgan Stanley
Какие нюансы нужно учесть при выборе платежного решения
10 советов о том, как развиваться с помощью контента fashion-компаниям в digital
Фалдин поведал о причинах продажи Little Gentrys
Что делать молодому интернет-магазину в конкурентной нише. 5 методов
Что "Чёрная пятница" нам готовит?
У нас рынок работает на доверии, можно подойти только к тем…
ВЦИОМ увидел крах российского eCommerce
Россияне выбирают промо и скидки
Как заработать на распродажах: топ 5 советов для малого и…
Ретейлеры смотрят в будущее: исследование Oracle
Путешествие покупателей из офлайна в онлайн и обратно
Казахи рвутся на eCommerce-олимп
Как сделать так, чтобы менеджер не уничтожил все ваши старания
Рынок косметики и парфюмерии: взгляд GFK
Как оптимизировать интернет-магазин: советы от "Яндекс. Маркет"
Рынок электронных подарочных карт: сентябрь 2018
Рынок косметики и парфюмерии: новые данные Data Insight
Как cделать складскую систему за 2 дня и не накосячить
Структура интернет-магазина с точки зрения SEO: стоит ли оптимизировать страницы пагинации
10 вредных советов: как загубить оптовые онлайн продажи раз и навсегда
Мысли eCommerce-велосипедиста
Лояльность и покупки: 5 лет исследований
Анатомия лояльности: как работает покупательский рейтинг Aliexpress
Как покупают в России: интересная статистика от eBay
MobileWeb: в поисках упущенной конверсии
Потребительская лояльность в 2018 году: пользователи ждут внимания
Пьяные покупки: как влияет алкоголь на eCommerce-активность
Топ-100 российских продавцов электроники: версия INFOLine