Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Игорь Бахарев

Easy Commerce (технологический партнер Okkam) актуализировал данные в ранкере рекламного инвентаря для категории FMCG в eСom. Второй год подряд по сумме баллов лидерство удерживает OZON, среди онлайн-ретейлеров Vprok, а среди fast-delivery сервисов - Купер.

Данные о рынке

В 2023 году оборот российского рынка eСom составил 7,8 трлн рублей, а количество заказов на марктеплейсах достигло 5,03 млрд. В 2024 году по прогнозам рынок вырастет на 30%, до 10,2 трлн рублей, а количество заказов - на 42%, до 7 млрд.

Категория FMCG остается одним из главных драйверов рынка электронной коммерции. Объем продаж в этом сегменте в 2023 году превысил 770 млрд рублей. Основной внутренний драйвер роста - непродовольственные товары (средства для уборки, стирки, ухода за собой и другие). В 2023 году их доля составила 20%, а в первом квартале 2024 года - 30% от всех продаж в категории. При этом суммарный рост продаж non-food в 60 интернет-магазинах и маркетплейсах, измеряемых NielsenIQ, в I квартале 2024 года составил 34% к аналогичному периоду 2023 года.

На рост категории влияет несколько факторов: 

●        смена поколений, а вслед за ней - изменение потребительских привычек. Молодое поколение предпочитает закупаться на маркетплейсах регулярно;

●        уход крупных брендов и появление российских компаний, которые занимают освободившиеся ниши;

●        рост доходов в регионах РФ и, как следствие, рост потребления;

●        развитие аналитических инструментов, которые помогают селлерам точнее отслеживать эффективность рекламных кампаний и адаптировать их под изменения рынка.

Лидерами рынка по GMV, если не брать в расчет категорийные маркетплейсы, стали Самокат, Купер, ВкусВилл, Яндекс Лавка и Ozon Fresh.

Какие доступные инструменты продвижения и аналитики предлагает каждая площадка FMCG eСom? Как изменилась ситуация с инвентарем за год? Аналитики Easy Commerce (технологического партнера Okkam) отвечают на эти вопросы в обновленной версии ранкера FMCG 2024.

 

Лидеры

Как и в 2023 году, лидером по инвентарю и аналитике стал Ozon: маркетплейс набрал 4,4 балла. Кроме категорийных маркетплейсов, в числе лидеров оказались Vprok (3,8 балла) и "Купер" (2,7 балла), которая получила самую высокую оценку среди фаст-деливери сервисов.


Ozon

Ранкер FMCG - Word_241027011722.jpeg

Самый посещаемый маркетплейс России обладает наиболее развитым медийным инструментарием среди исследованных площадок. Здесь более десяти баннерных форматов на главной странице и шесть в категориях, свыше десяти статичных товарных рекламных форматов, рассылки и спецпроекты.

Также у Ozon максимально развит востребованный формат click-out - возможность увести пользователей на другие сайты. У платформы есть всевозможные варианты таргетинга рекламы (кроме таргетинга по доходу). Маркетплейс позволяет редактировать больше 10 параметров карточки, включая метатеги, rich-контент, видеообложку и другие.

Кобрендинговая реклама во внешних медиа у Ozon доступна на телевидении, в наружке, а также в соцсетях.

Возможности аналитики включают в себя стандартные метрики (показы, клики), данные по охвату, атрибутированные по инструментам продажи, а также brand lift (оценку изменения узнаваемости бренда) и sales uplift (оценку влияния интернет-кампании на продажи в офлайне). Аналитика доступна через личный кабинет, а также в срок от 14 дней при запросе через площадку.

В исследовании Ozon набрал максимальные баллы в пяти категориях: Таргетинг, Партнерства, Click-out, Контент и Спецпроекты - и занял первое место с 4,4 балла.

Vprok

Ранкер FMCG - Word_241027011732.jpeg

Онлайн-ритейлер сети "Перекресток" занимает третье место по количеству набранных баллов. Рекламный инвентарь платформы шире, чем у Ozon: здесь дополнительно позволяют делать семплинг и проводить live-стримы. В кобрендинге платформа позволяет интегрироваться с соцсетями и мессенджерами, работать с инфлюенсерами и связывать размещения на TV, ООН и DOOH.

Кроме стандартных метрик (показы и клики) Vprok позволяет отслеживать данные по охватам и sales uplift. В таргетинге платформа дает возможность работы по всем сегментам (гео, соцдему, товару, бренду и другим группам), кроме ретаргетинга.

В исследовании Vprok набрал 3,8 балла, получив максимальные оценки в четырех категориях: Таргетинг, Спецпроекты, Контент и Инвентарь.

Купер

Ранкер FMCG - Word_241027011743.jpeg

"Купер" получил самые высокие оценки среди фаст-деливери сервисов. Рекламный инвентарь платформы - рассылки, семплинг, спецпроекты, баннеры на главной странице и внутри категорий, статичные товарные форматы и live-стримы. В спецпроектах "Купер" позволяет разрабатывать их и со стороны бренда, и со стороны площадки, выбирать форматы и встраивать кастомную и игровую механики.

Среди возможностей таргетинга - гео, категории, товары, бренд и средний чек, а во внешних медиа - все каналы, кроме опции передачи аудитории.

В ранкере "Купер" набрал 3,4 балла и получил максимальные оценки в трех категориях: Спецпроекты, Инвентарь и Партнерства.

Сергей Абрамов, CEO Easy Commerce: "Составляя и обновляя исследование, мы опирались на одну из ключевых проблем рынка - отсутствие прозрачности функционала. Объединяя собственную экспертизу со всеми ключевыми площадками на рынке, мы отдаем понятный документ, который показывает технологические возможности каждой площадки и помогает любому планеру (на стороне агентств или на стороне клиента) принимать взвешенные решения".

Этот материал подготовила команда Easy Commerce, которая помогает клиентам строить простую, понятную и максимально эффективную работу с маркетплейсами и онлайн-ритейлерами.

 

Методология

Исследование собралось на основе официальных медиакитов, открытых данных DataInsights, Mediascope и AdIndex, а также глубинных интервью с командами онлайн-ритейлеров и маркетплейсов. 

В исследовании участвовали 14 платформ: Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет, Мегамаркет, Яндекс Лавка, Яндекс Еда, Маркет Деливери, Купер, Vprok, Магнит, Самокат, Перекресток, Пятерочка и Метро. 

Эксперты агентства оценили их по нескольким десяткам параметров, для удобства разделили на 10 тематических групп.

Что оценивали: 

1. Основные показатели: трафик, динамику аудитории, продажи, количество покупок и средний чек.

2. Инвентарь: баннерные и товарные форматы, рассылки, семплинг, спецпроекты, live-стриминг.

3. Медиа click-out: рекламные форматы, наличие пикселя.

4. Внешние медиа (кобрендинг): РСЯ, соцсети и мессенджеры, инфлюенсеров, DOOH, OOH и ТВ.

5. Возможности таргетинга: доступные сегменты и функции.

6. Аналитика: объемы, сроки и удобство постотчетности.

7. Контент: гибкость товарных карточек и их составляющих.

8. Спецпроекты: наличие кастомных форматов, сроки подготовки.

9. Партнерство: открытость площадки, сертификацию, готовность к Test & Learn.

10. Лояльность: программы лояльности, бонусные механики, работу с отзывами.


Исследование целиком можно скачать по ссылке.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Лента" усовершенствовала поиск товаров в приложении

Сеть "Лента" проводит масштабные изменения в своём мобильном приложении. Так, на первом этапе команда data science внедрила в поиск и каталог гиперперсонализацию, которая учитывает историю покупок онлайн и ...

"Селлеры и маркетплейсы - 2025": регистрация открыта

Команда Оборот.ру запускает конференцию для селлеров, которые уже имеют опыт торговли на площадках и находятся в поисках новых путей и механик для масштабирования.  ● В программе СиМ-2025 - три п...

Как россияне оплачивают онлайн-покупки: аналитика

Международный оператор экспресс-доставки СДЭК провел опрос и выяснил, какие способы оплаты в онлайне выбирают россияне. Оказалось, что большинство опрошенных респондентов предпочитают безналичные методы расчета...

Спрос на экспресс-доставку среди селлеров в 2024 году вырос более чем в полтора раза

Спрос среди селлеров на экспресс-доставку в России в 2024 году вырос более чем в полтора раза, свидетельствуют результаты опроса, проведенного службой внутригородской доставки и сети складов «Даркстор у дома...

Простуда и аллергия подстегнули онлайн-аптеки: спрос на лекарства вырос на десятки процентов

Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", совместно с сервисом доставки "Купер" и аналитиками Сбер ЕАПТЕКИ, зафиксировала значительный рост спроса на доставку лекарственных препаратов в третьем квартале 2...

Яндекс Маркет запустил новую бизнес-модель

Яндекс Маркет запустил новые витрины продавцов - персональные страницы внутри маркетплейса, где размещена вся информация о них, рейтинг и ассортимент. Завести такую витрину на площадке может бесплатно любой...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.