Как будет развиваться онлайн-торговля лекарствами в ближайшие годы: мнения экспертов
Игорь Бахарев
Рынок онлайн-торговли лекарствами на сегодняшний день представлен как традиционными игроками фармацевтического рынка, так и новыми платформами из других сфер. Коммерческий директор ЦВ "Протек" Борис Попов убеждён, что в ближайшие 2 года в eСommerce будет идти ожесточенная конкуренция, но в итоге оформятся два явных лидера. Такое заявление эксперт сделал, выступая на XVI Аптечном саммите "Эффективное управление аптечной сетью" 12 марта.
По его словам, трансформация отрасли в направлении цифровизации необратима, во многом это обусловлено сменой поколений и изменением покупательского поведения. Трамплином стала пандемия, но и ранее наблюдался значительный процент прироста еСommerce год от года.
Постепенно границы между площадками стираются. Пока что на рынке есть разнообразие: один ресурс предлагает вывоз заказа из аптек, другой внедрил доставку, третий выступает в роли агрегатора. В ближайшие несколько лет, уверен Попов, все будут оказывать одни и те же услуги - те, которые выберет покупатель. При этом если сервис борется за покупателя, он постарается как можно шире охватить запросы клиентов. Эксперт привел в пример сервис "ЗдравСити", который развивается в b2b, но понимает необходимость в сегменте b2c. Доля доставки в обороте "ЗдравСити" - уже около 10 % от общего оборота ресурса по Москве."Сегодня классическая фармацевтическая розница в онлайн-сегменте предлагает не весь спектр услуг, необходимых покупателю, оставляя пространство для роста крупных IT-платформ с широким набором сервисов в онлайне. Наша задача - задача традиционных участников фармрынка заключается в том, чтобы максимально быстро переосмыслить свои подходы к взаимодействию с клиентом в онлайне", - пояснил Попов.
Партнёр Data Insight Фёдор Вирин напоминает, что говоря о рынке продаж аптечных товаров, нельзя не учитывать важную роль государства, которое контролирует не только сертификацию, дотации, планирование, производство, но также и процедуру выписки рецептурных лекарств (половина рынка).
По мнению Вирина, в текущей схеме, с учетом существующих особенностей рынка, нам сейчас важно, что на рынке есть как минимум три принципиально разных бизнес-модели:
1. аптечный ассортимент (но не лекарственный или совсем базовый лекарственный) на платформе универсальных интернет-магазиновЭти бизнес-модели работают в разных ситуациях, для разных целевых групп, а следовательно, в каждой из них - как минимум один свой лидер.
2. аптечный ассортимент через агрегаторы или собственные сайты с самовывозом из аптечных пунктов
3. аптечный ассортимент из дарксторов или аптек курьерами
"Завтра, с появлением электронного рецепта, регламента продаж аптечного ассортимента на маркетплейсах и др., появятся другие бизнес-модели, в которых будут другие лидеры. В целом, я бы сказал, что в условиях турбулентности онлайн-фармы, неопределенных правил игры на рынке, пока рано говорить о том, кто станет лидером на этом рынке через несколько лет", - поясняет Вирин.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте