Как будет развиваться онлайн-торговля лекарствами в ближайшие годы: мнения экспертов

Игорь Бахарев

Рынок онлайн-торговли лекарствами на сегодняшний день представлен как традиционными игроками фармацевтического рынка, так и новыми платформами из других сфер. Коммерческий директор ЦВ "Протек" Борис Попов убеждён, что в ближайшие 2 года в eСommerce будет идти ожесточенная конкуренция, но в итоге оформятся два явных лидера. Такое заявление эксперт сделал, выступая на XVI Аптечном саммите "Эффективное управление аптечной сетью" 12 марта.

По его словам, трансформация отрасли в направлении цифровизации необратима, во многом это обусловлено сменой поколений и изменением покупательского поведения. Трамплином стала пандемия, но и ранее наблюдался значительный процент прироста еСommerce год от года.

"Сегодня классическая фармацевтическая розница в онлайн-сегменте предлагает не весь спектр услуг, необходимых покупателю, оставляя пространство для роста крупных IT-платформ с широким набором сервисов в онлайне. Наша задача - задача традиционных участников фармрынка заключается в том, чтобы максимально быстро переосмыслить свои подходы к взаимодействию с клиентом в онлайне", - пояснил Попов.

Постепенно границы между площадками стираются. Пока что на рынке есть разнообразие: один ресурс предлагает вывоз заказа из аптек, другой внедрил доставку, третий выступает в роли агрегатора. В ближайшие несколько лет, уверен Попов, все будут оказывать одни и те же услуги - те, которые выберет покупатель. При этом если сервис борется за покупателя, он постарается как можно шире охватить запросы клиентов. Эксперт привел в пример сервис "ЗдравСити", который развивается в b2b, но понимает необходимость в сегменте b2c. Доля доставки в обороте "ЗдравСити" - уже около 10 % от общего оборота ресурса по Москве.

Партнёр Data Insight Фёдор Вирин напоминает, что говоря о рынке продаж аптечных товаров, нельзя не учитывать важную роль государства, которое контролирует не только сертификацию, дотации, планирование, производство, но также и процедуру выписки рецептурных лекарств (половина рынка). 

По мнению Вирина, в текущей схеме, с учетом существующих особенностей рынка, нам сейчас важно, что на рынке есть как минимум три принципиально разных бизнес-модели: 
1. аптечный ассортимент (но не лекарственный или совсем базовый лекарственный) на платформе универсальных интернет-магазинов  
2. аптечный ассортимент через агрегаторы или собственные сайты с самовывозом из аптечных пунктов 
3. аптечный ассортимент из дарксторов или аптек курьерами 
Эти бизнес-модели работают в разных ситуациях, для разных целевых групп, а следовательно, в каждой из них - как минимум один свой лидер. 
"Завтра, с появлением электронного рецепта, регламента продаж аптечного ассортимента на маркетплейсах и др., появятся другие бизнес-модели, в которых будут другие лидеры. В целом, я бы сказал, что в условиях турбулентности онлайн-фармы, неопределенных правил игры на рынке, пока рано говорить о том, кто станет лидером на этом рынке через несколько лет", - поясняет Вирин.

Материал по теме

"Здравсити" внедрил функцию самовывоза за час во всех регионах присутствия

Материал по теме

X5, "ВкусВилл" и "Яндекс.Маркет" выйдут на рынок онлайн-фармы

Материал по теме

Аптекам открыли выход на онлайн-маркетплейсы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс.Маркет" вводит единую стоимость доставки для покупателей

С 1 июля "Яндекс.Маркет" вводит для покупателей единые тарифы на доставку. Её стоимость будет одинаковой независимо от того, кто доставляет заказ: "Маркет" или сам продавец. Единые тарифы будут влиять ...

В каких интернет-магазинах самые удобные корзины?

Markswebb завершил E-commerce Checkout Rank 2021 — первое исследование процессов чекаута в крупнейших интернет-магазинах России. Эксперты изучили корзины 25 онлайн-ритейлеров из 5 категорий непродовольственной ...

"Здравсити" внедрил функцию самовывоза за час во всех регионах присутствия

Сервис "Здравсити" запустил опцию "Забрать за час" через онлайн-бронирование товаров на сайте для 5 тысяч аптек во всех регионах присутствия. В планах "Здравсити" на 2021 год увеличить до 10 000 число аптек...

"Яндекс.Маркет" начал отдавать селлерам подробную аналитику о клиентах

"Яндекс.Маркет" теперь будет показывать партнерам, которые продают товары напрямую через маркетплейс, расширенную статистику о заказах и покупателях. Дополнительные аналитические инструменты для прод...

"Перекрёсток" запустил новый сайт

"Перекрёсток" запустил новый веб-сайт. Там можно найти полную информацию о торговой сети: адреса магазинов, открытые вакансии, собственные торговые марки и многое другое. Также на площадке есть вся информац...

"Утконос" рвётся в Non-food

"Утконос онлайн" добавил на свою витрину новую категорию "Товары для дачи, сада и огорода". До конца июня покупателям станет доступен ассортимент из 1,5 тыс. различных товаров для дачи, сада и огорода, а к ...