Как Amazon наказывает продавцов: обратная сторона маркетплейса
Игорь Бахарев
В Amazon постоянно сканируют базы цен конкурентов и выискивают те товары, по которым его мерчанты делают лучшие предложения на альтернативных площадках. Если такое обнаруживается, то продавцу высылают требование снизить цену на Amazon.
Amazon начал отправлять подобные уведомления с 2017 года, однако продавцы говорят, что в последнее время их число увеличилось Продавцы получают оповещения через веб-платформу, которую они используют для управления своим бизнесом Amazon.
Продавцы, опрошенные Bloomberg, признались, что вынуждены были повышать цены на сторонних площадках, чтобы не терять покупателей на Amazon, хотя формально такого требования нет ни в каких договорах.
Консультант по продажам на Amazon Джейсон Бойс рассказал, что советует клиентам предлагать одинаковые цены на всех сайтах, чтобы не потерять продаж на Amazon, даже если те могут позволить себе продавать дешевле на других сайтах. "Надо помнить, что это Amazon контролирует цену, а не продавец", - говорит он.
Как наказывают провинившихся
Сразу после этого продавцы из выдачи товара на сайте маркетплейса исчезает кнопка "купить сейчас". Если этот значок отсутствует, покупатели все еще могут покупать товары, но это более утомительный и запутанный процесс, который может повредить продажам. Кроме того товары этих продавцов убирают с заметных позиций поисковой выдачи. По словам нескольких продавцов, часто их товары просто "закапываются на сайте".Кроме того, продавцы жалуются, что сайт стал настолько перегружен, что для привлечения внимания им приходится покупать рекламу. Наконец, комиссия с транзакции у некоторых достигает 40% - несколько лет назад она была только 20%.
"Продавцы самостоятельно контролируют цены на свои товары как на Amazon, так и на других площадках. Мы помогаем им максимизировать свои продажи в нашем маркетплейсе, направляя им наше представление о том, какова рекомендуемая цена предложения", – говорится в ответе официального представителя Amazon. Источник Bloomberg в Walmart подтвердил, что продавцы, получив предупреждение от Amazon, повышают цены на их площадке.
Не только цены
Amazon наказывает продавцов не только за цены. Так, недавно компания задалась целью повысить эффективность упаковки товаров. Теперь ритейлер требует от брендов делать упаковку существенно меньше, так, чтобы они были более компактные и легче открывались.Поставщики будут вынуждены внести дорогостоящие изменения в свой бизнес или будут оштрафованы площадкой, то есть обязаны будут платить комиссию $1,99 за каждый товар.
Директиву селлеры получили ещё осенью прошлого года, а вступили в силу новые требования лишь 1 августа. От них пострадают тысячи продавцов, в частности компания Philips Norelco вынуждена сократить часть компонентов своей бритвы OneBlade, чтобы попасть под новый стандарт. А производитель кормов для животных Hill's Pet Nutrition уменьшил объем упаковок кормов на треть.
Ограничений, которые накладывает Amazon на своих партнёров, множество. Например, компания официально запрещает любые попытки "обойти установленный процесс продажи Amazon", то есть, например, рекламировать у себя в карточках другие сайты или компании. Вообще любые призывы к действию, которые побуждают посетителей Amazon покинуть сайт или связаться с продавцом напрямую, включая гиперссылки, адреса электронной почты и так далее. В случае неповиновения любые продажи могут заблокировать. Запрещено даже вкладывать маркетинговую информацию внутрь упаковки с товаром. А ещё магазину официально запрещено связываться с клиентом, используя его номер телефона, писать какие-либо маркетинговые письма клиентам. И так далее.
Юридическая сторона вопроса
Аналитик Bloomberg Intelligence, специализирующаяся на антимонопольных судебных процессах, Дженнифер Ри говорит, что заставлять магазины демпинговать на площадке Amazon незаконно, так как люди, которые предпочитают делать покупки в Walmart, вынуждены платить более высокую цену.Интересно, что долгое время Amazon напрямую требовал, чтобы продавцы предлагали свои лучшие цены на Amazon. Это было одно из условий допуска на площадку. Однако такой пункт в соглашении привлекал внимание антимонопольных регуляторов. И вот в начале марта ртейлер был вынужден удалить из контрактов со своими поставщиками соответствующий пункт. Теперь же оповещения показывают продукт, цену на Amazon и цену, найденную в "других местах в интернете". Конкурирующий сайт с более низкой ценой не указан, мерчанты должны найти его сами.
Эксперты по антимонопольному законодательству говорят, что политика Amazon, вероятно, привлечет пристальное внимание со стороны Конгресса и Федеральной торговой комиссии, так как ее можно квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением. Продавцы реализуют свою продукцию на различных торговых площадках, но до 40% выручки им приносит именно Amazon, отмечает консалтинговая компания EMarketer. До сих пор критика Amazon концентрировалась на том, использует ли площадка данные о продажах продавцов для запуска конкурирующих продуктов, чтобы забить своей СТМ слот популярного товара.
У Amazon начинаются проблемы?
В конце июля Министр финансов США Стивен Мнучин выступил с поддержкой антимонопольного расследования против крупных американских технологических фирм. По его словам, интернет-ритейлер Amazon.com "разрушил розничную индустрию по всем Соединенным Штатам".Деятельность гиганта "нанесла удар по малому бизнесу" и решение Минюста США изучить ее на предмет соответствия антимонопольному законодательству было "абсолютно верным".
"Я буду рад узнать, какие рекомендации генпрокурор даст в этом отношении президенту США", - заявил Мнучин.Ранее министерство юстиции США выступило с официальным заявлением о том, что оно планирует провести массовую проверку глобальных интернет-компаний. Цель Минюста - понять, какими способами интернет-гиганты достигли лидерства на глобальном рынке и как они повинны в снижении конкуренции на рынке. А сенатор Ричард Блюменталь направил письма в Министерство юстиции и Федеральную торговую комиссию с требованием расследовать правомочность контрактов Amazon.
Сенатор Элизабет Уоррен призвала создать новые нормативы, требующие дробления таких технологических гигантов, как Amazon, Facebook и Google. Этот план требует от Amazon отказаться от сети Whole Foods, а также вынуждает его разделить Amazon Marketplace и его частные торговые марки.
На ежегодном собрании акционеров компании в мае глава Amazon Джефф Безос заявлял, что "крупные организации заслуживают того, чтобы их проверяли и тщательно изучали". По поводу всех претензий своих мерчантов, в компании отвечают примерно одно и то же: "мы просто пытаемся сделать нашу площадку наиболее привлекательной для клиентов".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте